Россия-Европа: вместе в космос

Подпишись на ежедневную рассылку РИА Наука

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Надо заметить, что у европейцев собственное видение того, как должно идти освоение человеком космического пространства, которое не всегда совпадает с взглядами российских исследователей. Тем не менее, Европа признает ведущую роль России в будущих совместных проектах по пилотируемой программе...

Эксперт Института космических исследований РАН Юрий Зайцев.

В последние несколько лет между Россией и Европой достигнут значительный прогресс в сотрудничестве в космической сфере. Полным ходом идет создание  стартового комплекса для российских РН «Союз-2» в Куру  (Французская Гвиана). В качестве еще одного примера плодотворного взаимодействия Европейского космического агентства (ЕКА) и России можно привести проект «Волга». Сейчас в проекте участвуют семь организаций, из них три российские. В частности,  Центр Келдыша разрабатывает для этой программы ракетный двигатель многоразового использования, который может открыть новую эру в освоении космоса. Общая стоимость проекта «Волга» оценивается в миллиард евро - львиную долю затрат взяло на себя ЕКА.

Летом этого года Европа и Россия договорились и о совместной разработке «перспективной пилотируемой транспортной системы», взяв за основу российские предложения по улучшенному «Союзу» и кораблю нового поколения «Клиперу». Модернизация корабля «Союз» (а также и грузового «Прогресса») связана с необходимостью перехода на современную элементную базу и дальнейшее совершенствование цифрового бортового комплекса управления. Это позволит значительно улучшить потребительские свойства «Союза». Он будет летать не только к МКС, но и к Луне, то есть при возвращении входить в земную атмосферу со второй космической скоростью. Модернизацию «Союза» предполагается завершить к 2010 г. Европа поддержала российские предложения о запусках модернизированного «Союза» не только с Байконура, но  из Куру.

Основное назначение «Клипера» - доставка экипажей и грузов на Международную космическую станцию и возвращение космонавтов и результатов выполненных экспериментов на Землю, а также применение в качестве корабля-спасателя для экстренной эвакуации людей с орбиты. Корабль может использоваться и в проектах, связанных с освоением Луны и Марса и  эксплуатироваться как в пилотируемом, так и беспилотном вариантах.

«Клипер» - принципиально новая российская разработка. Однако в его конструкции и бортовых системах используется большой технический и технологический заделы, наработанные при создании и эксплуатации пилотируемых кораблей «Союз» и транспортников «Прогресс», а также многоразового космического корабля «Буран». На «Союзах» будет выполняться и летная отработка бортовых систем «Клипера».

В отличие от одноразового «Союза», «Клипер» рассчитывается на выполнение 25 полетов на орбиту и возвращений на Землю. Степень многоразовости корабля - чуть больше 0,8, а его возвращаемого модуля - 0,95, со сроком эксплуатации 10 лет. Межполетная подготовка составит не более 5-6 месяцев.

Многоразовая космическая система «Клипер» будет интегрирована в существующую наземную инфраструктуру эксплуатируемой сегодня  транспортной системы. Как технологически  -  на основе производственных мощностей по изготовлению кораблей «Союз» и «Прогресс», так и организационно -  имеется в виду использование стартовых комплексов модернизированной РН «Союз-2» и перспективной «Ангара», наземного комплекса управления полетом, аэродромного посадочного комплекса орбитального корабля «Буран» и, наконец, средств подготовки космонавтов.

Предполагается построить целый флот многоразовых кораблей «Клипер» как для полетов на МКС, так и для реализации автономных задач. Запускаться корабли будут  с Байконура и  Плесецка, а в перспективе, возможно, -  с Куру.

По мнению президента и генерального конструктора Ракетно-космической корпорации «Энергия» Николая Севастьянова: «Именно проект «Клипер» должен в полной мере обеспечить окупаемость пилотируемой транспортной системы за счет значительного снижения себестоимости полетов человека в космос и представления транспортных услуг отечественным и зарубежным пользователям.

ЕКА, развивая собственную программу грузового транспортного корабля ATV, понимает, что без России в обозримом будущем ему вряд ли удастся обеспечить более-менее пристойное участие европейцев в космосе. Для ATV российскими специалистами создаются и поставляются такие ключевые бортовые комплектующие, как системы стыковки, дозаправки, комплексы управления ими. Российской стороной выполняется работа и по интеграции корабля в состав российского сегмента МКС.

Надо заметить, что у европейцев собственное видение того, как  должно идти освоение человеком космического пространства, которое не всегда совпадает с взглядами российских исследователей. Тем не менее, Европа  признает ведущую роль России в будущих совместных проектах по пилотируемой программе.

Дальнейшее строительство российского сегмента МКС должно обеспечить максимальную технико-экономическую эффективность его возможностей. В конце 2008 г. предполагается пристыковать к станции многоцелевой лабораторный модуль (МЛМ). На модуле будут использованы  современные системы служебного борта и организованы универсальные рабочие места для научных и прикладных экспериментов. Это позволит в будущем получить и существенный доход от услуг, представляемых как российским, так и зарубежным пользователям для проведения экспериментов и исследований. В свою очередь, тем самым будет обеспечена возможность финансирования создания  новых модулей на внебюджетной основе.

В перспективе российский сегмент МКС предполагается использовать как сборочную площадку межорбитального космического комплекса для его последующего полета на Луну. Возвращаться от Луны  экипаж будет непосредственно на Землю, минуя МКС. Такой подход, по мнению Николая Севастьянова, позволит уже в ближайшие годы реализовать пилотируемые экспедиции на Луну, в полной мере отработать организационно-технологические принципы таких полетов и значительно снизить возможные риски, в том числе экономические.

На втором этапе лунной программы должна быть создана постоянно действующая многоразовая транспортная система Земля - Луна - Земля. В ее состав войдут пилотируемые космические корабли, созданные на базе «Клипера», межорбитальные буксиры  с жидкостными реактивными двигателями для пилотируемых перелетов и буксиры с электрореактивными двигателями для «медленной» транспортировки больших по массе и крупногабаритных грузов. По аналогии с околоземной орбитальной станцией потребуется и  постоянно действующая станция на окололунной орбите. На этой станции должен базироваться  многоразовый посадочно-взлетный модуль, который обеспечит транспортировку людей и грузов между окололунной станцией и поверхностью Луны.

Следующий этап предусматривает создание постоянной орбитальной базы на Луне для  ее промышленного освоения.

Также в  три этапа может быть организована и пилотируемая экспедиция на Марс.  Первый - отработка марсианского  экспедиционного комплекса на ближних расстояниях при полетах к Луне, перевода его на окололунную орбиту. Второй этап - выведение комплекса в пилотируемом варианте на околомарсианскую орбиту, но без высадки космонавтов на поверхность планеты. Важной составляющей этого этапа  станет десантирование на Марс автоматов с целью более детального изучения районов будущих высадок космонавтов и отработки техники будущего возврата экипажа с марсианской поверхности на орбитальный комплекс.

На третьем этапе может быть осуществлена высадка космонавтов на Марс. После их возвращения с марсианской поверхности, межорбитальный экспедиционный комплекс прибывает на околоземную орбиту, с которой космонавты будут доставлены на Землю с помощью корабля «Клипер». Сам марсианский межорбитальный комплекс предполагается многоразовым с проведением необходимых регламентных и ремонтных работ в космосе на околоземной орбите.  Такие возможности были продемонстрированы российскими космонавтами еще в ходе эксплуатации орбитальной станции «Союз -7», не говоря уже о «Мире».

Европейцы не скрывают своей заинтересованности в участии в этих проектах. «Раз нам уже удалось установить такое тесное сотрудничество, почему бы ни развивать его дальше  - сказал один из официальных представителей ЕКА в России. - Русские занимаются такими проектами, которые очень сложно разрабатывать в Европе. Это очень полезно для нас, тогда нам не придется «изобретать велосипед». Мы сможем воспользоваться уже существующими разработками весьма высокого уровня».

Европа стремиться к сотрудничеству с Россией в космической деятельности и потому, что бороться с такими могущественным конкурентом, как Национальное космическое агентство США, европейцам очень сложно. Зато, объединившись с Россией, имеющей богатейший опыт космических исследований и разработок, ЕКА значительно расширяет и свои возможности. Для России же, с одной стороны, важно закрепить лидерство в мировых программах пилотируемой космонавтики (космические исследования с помощью автоматов - отдельная тема разговора). С другой стороны, участие в ней Европы позволит использовать финансовые, промышленные и интеллектуальные ресурсы стран-партнеров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Мнение
Наверх
Авторизация
He правильное имя пользователя или пароль
Войти через социальные сети
Регистрация
E-mail
Пароль
Подтверждение пароля
Введите код с картинки
He правильное имя пользователя или пароль
* Все поля обязательны к заполнению
Восстановление пароля
E-mail
Инструкции для восстановления пароля высланы на
Смена региона
Идет загрузка...
Произошла ошибка... Повторить
правила комментирования материалов

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или воспользуйтесь формой обратной связи.

Заявка на размещение пресс-релиза
Компания
Контактное лицо
Контактный телефон или E-mail
Комментарий
Введите код с картинки
Все поля обязательны к заполнению. Услуга предоставляется на коммерческой основе.
Заявка успешно отправлена