Повышение утилизационного сбора: новые ставки с октября 2024 года

Центр утилизации автомобилей
Читать на сайте Ria.ru

Оглавление

Повышение утильсбора
Когда повысят
Кого коснется повышение
Причины повышения
Таблица новых ставок утилизационного сбора
Сравнение прежних и новых ставок
Как рассчитать и заплатить утилизационный сбор
Как повлияет повышение утильсбора на стоимость автомобилей
Законодательство
Советы экспертов
МОСКВА, 23 окт – РИА Новости. С 1 октября 2024 года в России увеличился утилизационный сбор. Кого коснется повышение утильсбора, чем грозит его долгосрочная индексация и как это отразится на ценах на авто, какие автомобили подорожают больше всего, как изменятся условия оплаты для юридических и физических лиц, таблица новых ставок и прогнозы экспертов — в материале РИА Новости.
В России с первого октября проиндексируют утильсбор на автомобили

Повышение утильсбора

Утилизационный сбор — это единовременный платеж, взимаемый с каждого транспортного средства в момент его оформления на таможне.
Правительство утвердило долгосрочную прогрессивную шкалу индексации утильсбора для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, а также спецтехники.

Когда повысят

Новые ставки утилизационного сбора вступили в силу с 1 октября и ежегодно будут подниматься до 2030 года. Ставка налога вырастет в диапазоне от 70% до 80%, а с каждым последующим годом будет индексироваться уже на 10-20%.

Рабочий объём двигателя:

2025 год

2026 год

2027 год

2028 год

Не более 1 л

180 200 рублей

216 400

238 000

261 800

От 1 до 2 л

667 400

800 800

880 800

969 000

От 2 до 3 л

1 875 400

2 250 600

2 475 600

2 723 200

От 3 до 3,5 л

2 153 400

2 584 000

2 842 400

3 126 800

Более 3,5 л

2 742 200

3 290 600

3 619 600

3 981 600

Рабочий объём двигателя:

2029 год

2030 год

Не более 1 л

288 000

316 800

От 1 до 2 л

1 065 800

1 172 400

От 2 до 3 л

2 995 400

3 295 000

От 3 до 3,5 л

3 439 400

3 783 400

Более 3,5 л

4 379 800

4 817 800

Кого коснется повышение

В цене вырастут автомобили импортного производства. По словам Дмитрия Демчука, генерального директора сети авторемонтных мастерских "КарданБаланс", прежде всего, нововведения окажут влияние на рынок новых авто — по прогнозам их стоимость вырастет до 80%. "При этом ждать радикального подорожания машин не стоит — прайсы будут обновляться постепенно. Тем не менее, такая инициатива может снизить спрос и объемы продаж, уменьшится модельный ряд и комплектации. Цены на неофициально ввозимые автомобили, в частности азиатские кроссоверы среднего класса, также вырастут, что сделает такие бренды, как Omoda, BAIC, KAIYI, JETOUR, Changan и другие китайские марки менее доступными", — говорит эксперт.
Автовладельцы будут чаще обращаться к вторичному рынку как к более доступной альтернативе и брать на себя расходы по техобслуживанию. Ожидается, что б/у автомобили могут подорожать до 15% к концу года. Сильнее всего вырастут в стоимости иномарки возрастом от 3 до 5 лет и модели премиальных брендов, которые ввозятся с помощью параллельного импорта.
Аркадий Бакушкин, директор сервиса автозаймов Caranga, отмечает, что многие дилеры заранее готовились к возможному повышению налога и пополняли склады автомобилями, так как проект был анонсирован еще в июле этого года. Явное повышение цен стоит ожидать к наступлению зимнего сезона, в период, когда дилеры освободят склады от осенних запасов.
"Нововведения не затронут только отдельных граждан, которые самостоятельно привозят авто из-за границы для личного использования. В это же время важно отметить, что подобный способ приобретения нового транспортного средства не всегда выгоден. Затраты на доставку значительно сказываются на конечной стоимости. Поэтому покупка автомобиля подобным способом доступна не всем", — говорит Аркадий Бакушкин.
Эксперт уточняет, что повышение ставок с 1 октября не отразится на стоимости электромобилей и гибридов. Однако и их удорожание в цене ожидается чуть позже, с 1 января 2025 года. В этот период ставка налога увеличится для физических и юридических лиц, занимающихся продажей автомобилей. Как и в случае с транспортными средствами с ДВС, для физических лиц приобретающих электромобиль самостоятельно, ставка не изменится.

Причины повышения

Причина роста утильсбора заключается в необходимости поддержания финансирования процессов утилизации старых авто. "Увеличение утилизационного сбора считается одним из инструментов повышения конкурентоспособности российского автопрома и локализации производства иностранных марок", — комментирует Дмитрий Демчук.

Таблица новых ставок утилизационного сбора

Ставки по утилизационному сбору утверждены по категориям транспортных средств в постановлениях Правительства: колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним (от 26.12.2013 № 1291), самоходные машины и прицепы к ним (от 06.02.2016 № 81)
Базовые ставки остались без изменений:
  • 20 тыс. руб. — для легковых авто;
  • 150 тыс. руб. — для грузовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и иных тяжелых транспортных средств;
  • 172,5 тыс. руб. — для спецтехники.
А вот коэффициенты, влияющие на итоговую сумму платежа, значительно возросли с 1 октября 2024 года.

Характеристики авто/рабочий объем двигателя

Сумма сбора

до 2 литров

до 556 200 рублей

от 2 до 3 литров

до 2 366 000 рублей

от 3 до 3,5 литров

до 2 735 000 рублей

более 3,5 литров

до 2 284 000 рублей

Сравнение прежних и новых ставок

Размер повышения утилизационного сбора зависит от объема двигателя и других характеристик авто. Ислам Альсултанов, генеральный компании "БериАвто",поясняет, что для производителей современных китайских автомобилей, представленных в массовом сегменте, сумма утильсбора составляет 556 тысяч рублей, что на 236 тысяч рублей больше, чем в начале года. "Однако резкого повышения стоимости автомобилей на российском рынке пока не будет, так как официальные дилеры постараются сдержать рост цен, чтобы предотвратить снижение спроса. Россияне заметят подорожание в массовом сегменте только в марте-апреле 2025 года, когда РФ будет поставлена очередная партия новых китайских авто, а сейчас у дилеров еще остается запас моделей 2022-2023 года выпуска, поэтому в ближайшие месяцы ожидается незначительное подорожание автомобилей на уровне 5-10%", — говорит эксперт.
Утилизационный сбор на автомобили и прицепы возрос

Как рассчитать и заплатить утилизационный сбор

Плательщиками утилизационного сбора могут быть покупатели, производители, импортеры. Его размер зависит от технических характеристик транспортного средства, его экологического класса.
Исчисление утилизационного сбора осуществляется по формуле:
Сумма утилизационного сбора = Базовая ставка × Коэффициент
Специальный коэффициент предусмотрен для определенной категории транспортного средства. Его значение можно найти в перечнях, утвержденных постановлениями № 1291 и 81. Сбор перечисляют на реквизиты таможни или налоговой в зависимости от источника происхождения авто. Автопроизводители обязаны перечислить утильсбор в течение 45 календарных дней после окончания квартала, в котором составлен расчет, за третий квартал платеж перечисляется не позднее 90 календарных дней. Для остальных плательщиков не установлен срок уплаты, но сделать это необходимо до выпуска машины в обращение.
"Для расчета платежа необходимо умножить базовую ставку на специальный коэффициент. База неизменна, а вот специальный коэффициент — не фиксированный показатель, его размер зависит от категории, возраста и массы авто, вида таможенного оформления и других характеристик", — объясняет Анастасия Байбароша, руководитель направления по работе с представительствами легкового автотранспорта ГК Альфа-Лизинг.

Как повлияет повышение утильсбора на стоимость автомобилей

Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании "Мой Автопрокат" прогнозирует повышение цен до 15%. В том числе и на марки из Китая, которые официально поставляют к нам в страну — до 10%. "Производители из КНР вряд ли начнут переносить заводы в РФ, потому что последние очень долго окупаются. Хотя есть надежда, что китайцы будут удерживать цены даже себе в убыток, чтобы поддержать такой объем продаж, который позволит им выполнить изначально завышенные планы на 2024 год", — отмечает эксперт.
Резкого повышения цен с 1 октября ожидать не стоит — дилерские и дистрибьюторские склады заполнены машинами, которые нужно реализовать.
По словам Дмитрия Матвеева, повышение цен на новые авто подстегнет спрос на подержанные машины. "Как поведут себя владельцы б/у авто — большой вопрос. Кто-то выставит ТС на продажу, пока это выгодно, а кто-то отложит планы по замене машины на новую. Нельзя утверждать сейчас ждет ли нас увеличение предложений на вторичном рынке, но спрос на хорошие б/у авто до +- 7ми лет вырастет точно", — говорит эксперт.
Самым недоступным станет представительский сегмент, который сейчас везут по параллельному импорту. Рост на бюджетные авто будет самым небольшим.
- Некоторые зарубежные автоконцерны уже заложили ставку утилизационного сбора в свои автомобили. Так модели марки Geely стали дороже на 1,1-2,6%, Belgee — на 1,2-1,6%, Chery — на 0,6-1,8%. Отечественные производители, которые получают компенсацию утилизационного сбора от государства, наоборот, стали доступнее. Например, КамАЗ Компас 5 и DFSK ix7 сейчас стоят на 400 000 рублей дешевле, электромобиль Evolute i-Pro — на 140 000 рублей. АвтоВАЗ при этом пообещал не поднимать цены на модели Lada до конца текущего года, однако все версии линейки Lada Granta в начале августа 2024 года и так подорожали на 1,4-2,2%. Рост утильсбора может окончательно лишить дилеров возможности привозить авто по параллельному импорту, так как их стоимость (и без утильсбора не самая доступная) может увеличиться еще минимум на миллион. Это уже привело к тому, что к октябрю 2024 года доля авто, ввезенных в страну по параллельному импорту, составила всего 3% рынка, — говорит Анастасия Байбароша.

Законодательство

Утилизационный сбор взимается за каждое произведенное в России или ввезенное в страну (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ):
  • колесное транспортное средство (шасси);
  • самоходную машину;
  • прицеп к ним.
Виды и категории транспортных средств, за которые уплачивается утилизационный сбор, правила расчета и уплаты определены постановлением Правительства России.

Советы экспертов

Аркадий Бакушкин отмечает, что на протяжении летнего сезона продажи новых легковых автомобилей и транспортных средств с пробегом активно росли. "Так, увеличение продаж новых автомобилей в июле этого года составило 42,4% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. Высокий показатель виден и в августе — рост на 35,1%. На вторичном рынке рост продаж был отмечен не только в отношении прошлого года, но и в рамках сезона. По сравнению с июнем этого года, продажи в июле выросли на 9,3%, в августе — на 2,5%", — говорит специалист.
По словам Дмитрия Матвеева, изменения уже отражаются на интересе наших соотечественников: в последние месяцы в автосалоны потянулись даже те, кто в ближайшей перспективе не планировал замену автомобиля. И результатом такого спроса стало то, что продавцы потихоньку начали отменять специальные предложения. Поэтому, если здесь и сейчас есть необходимость в личном транспорте, тянуть с покупкой не стоит, дешевле точно не будет.
Утилизация автомобиля в 2024 году: пошаговое руководство
Обсудить
Рекомендуем