Покушение на Дональда Трампа удивительно только тем, что оно произошло 13 июля, а не раньше — год, три или восемь лет назад. Выскочка, бросивший вызов даже не только большей части американского истеблишмента, но и "вашингтонскому болоту" как таковому, все эти годы очень сильно рисковал своей головой. Появившись как черт из табакерки в ходе предвыборной гонки в 2015-м, он сломал всю игру "глубинного государства", подготовившего почву к победе демократки Хиллари Клинтон (в крайнем случае какого-нибудь системного республиканца, например Буша-третьего). Несистемность и даже антисистемность шоумена-миллиардера, его наполеоновские планы осушения "вашингтонского болота" нашли горячий отклик в глубинном американском народе и сделали президентом в 2016-м.
Понятно, что сейчас "болотные" кусают себе локти из-за того, что не догадались убить Трампа еще до ноября 2016-го — недооценили угрозу, не верили в реальность его победы. Став президентом, Трамп был практически заблокирован ими на уровне правительства и конгресса — но планы его физического устранения как раз тогда наверняка начали обсуждаться уже более чем серьезно. Да, убить действующего президента сложно — но все четыре года президентства Трампа возможность успешного покушения была совсем не нулевой. Можно даже сказать, что отсутствие даже состоявшихся покушений (было несколько предотвращенных приготовлений — в целом несерьезных) на Трампа в 2017-2020 годах было удивительным. Став экс-президентом, Трамп не ушел в тень — он не только считал, что выборы сфальсифицированы, но и пообещал вернуться в Белый дом.
И если первое время его снова не воспринимали максимально серьезно, то в последние два года — и особенно год — стало понятно, что Дональда не остановить. Ни судами, ни кампанией в медиа, ничем: он уверенно идет к победе в матче-реванше. После недавних дебатов с Байденом в этом убедились и очень многие демократы, оказавшиеся перед тяжелейшим выбором: оставить Байдена и проиграть — или поменять Байдена с риском усилить вероятность поражения? Из этого тупика для "вашингтонского болота" есть только один выход — ликвидировать Трампа.
Да, это не является стопроцентной гарантией переизбрания Байдена — вместо Трампа может быть выдвинут популярный трампист-республиканец, который на волне возмущения убийством экс-президента все равно победит в ноябре. Но любой даже самый радикальный трампист будет куда слабее и договороспособнее Трампа — то есть в конечном счете приемлем для "вашингтонского болота".
Таким образом, сценарий "убить Трампа" становится предпочтительным, если не практически безальтернативным сценарием для "вашингтонского болота".
Однако в субботу на митинге в пенсильванском Батлере в Трампа стрелял не агент "глубинного государства", а 20-летний Томас Мэтью Крукс. Восемь выстрелов с расстояния в 130 метров из полуавтоматической винтовки — это очень много и очень опасно. Трампу фантастически повезло — только одна из пуль царапнула правое ухо. Пара сантиметров отделяли его от гибели. А Америку от потрясений — с началом массовых беспорядков и столкновений противостоящих лагерей? Бог спас Трампа — и Америку?
Да — и нет. Трамп, конечно, везунчик — но мы увидели лишь первый акт драмы. Трампом давно уже пугают американцев — и неудивительно, что неуравновешенный парень решил устранить "угрозу Америке и демократии". Неудивительно даже, что спецслужбы слишком поздно обнаружили стрелка (снайпер ликвидировал Крукса уже после того, как тот произвел выстрелы): хотя Трампа охраняет секретная служба президента, переоценивать ее компетентность не стоит. Покушение в Батлере было делом рук одиночки, а не заговором демократов (или подстроенным самострелом Трампа). Да, оно стало следствием атмосферы ненависти к Трампу, которую демократы уже восемь лет разжигают всеми силами, но атмосферу к делу не пришьешь.
Однако главное в том, что все только начинается. Перефразируя Чехова (если на стене в спектакле в первом акте висит ружье, то оно должно выстрелить во втором или третьем акте — а если не будет стрелять, то не должно и висеть), можно сказать, что в спектакле о президенте Трампе ружье не просто висело на стене с самого начала — основу интриги составляло то, когда именно оно будет применено. Но винтовка AR-15, из которой стрелял Крукс, не висела на стене, а была принесена одним из зрителей, инициативником-одиночкой. И это покушение — незапланированный экспромт, вмешательство в авторский (коллективный) замысел (заговор). Основное оружие все еще висит на стене — и нет сомнений, что его владелец скоро выйдет на сцену из "вашингтонского болота".
Трампу нужно быть не просто осторожным — он сейчас в ситуации человека, приговор в отношении которого уже давно вынесен и может быть приведен в исполнение в любой момент. Спасти его может только чудо — как отчасти это и произошло 13 июля. Хотя в следующий раз подготовка и исполнение покушения будут максимально профессиональны.