МОСКВА, 11 мар — РИА Новости, Сергей Проскурин. Украинский оппозиционный политик Виктор Медведчук заявил, что у режима Владимира Зеленского не осталось ничего святого. Эти слова были сказаны после того, как монахов Украинской православной церкви обязали покинуть стены Киево-Печерской лавры. РИА Новости разбиралось в ситуации.
"Веру не уничтожить!"
Киевские власти начали рейдерский захват главной святыни православия — Киево-Печерской лавры. По словам Медведчука, даже нацисты во времена оккупации не закрывали приходы канонической православной церкви.
"А сегодня их идейные наследники отнимают у народа Украины то, что дает ему духовный стержень, укрепляет во время испытаний, утешает в горе и объединяет в пасхальной радости", — отметил политик.
Напомним, десятого марта Национальный заповедник "Киево-Печерская лавра" предупредил руководство Украинской православной церкви (УПЦ) о расторжении договора аренды помещений Киево-Печерской лавры с 29 марта.
"В целях проведения процедуры приема-передачи государственного имущества монастырю необходимо осуществить мероприятия по освобождению зданий и сооружений (имущества), являющихся государственной собственностью и находящихся на балансе заповедника", — говорится в заявлении, опубликованном на сайте организации.
Медведчук считает, что таким образом у украинцев пытаются забрать последнее — православную веру, которая представляет основу культуры и духовной жизни людей.
"Именно Украинская православная церковь призывала народ к миру, единению и совести. Но мирных, богобоязненных и совестливых людей власть Зеленского объявила врагами", — заявил Медведчук.
Однако, продолжает он, политикам не удастся "сделать Украину трупом, опасным зомби. <…> Православную веру, как и народ, не уничтожить".
Прислали ультиматум
Вопрос о Киево-Печерской лавре уже давно был костью в горле у киевских властей. Формально обитель принадлежит государству как историко-культурный заповедник. Часть ее — нижняя лавра — с 2000-го была в безвозмездном пользовании УПЦ.
Там располагается резиденция ее главы, митрополита Онуфрия, и мужской монастырь. А в верхней лавре, на музейной территории, находятся Успенский собор и Трапезная церковь, в которых духовенство УПЦ по выходным и праздничным дням могло совершать богослужения.
Но в конце декабря украинский Минкульт расторг договор аренды. Причем сделано это было с явными нарушениями: руководство УПЦ не уведомили об этом заранее.
На этот раз исполняющий обязанности генерального директора музея-заповедника Александр Рудник сослался на выводы межведомственной рабочей группы.
Она была создана в конце декабря прошлого года для "изучения вопроса использования имущества лавры". В результате комиссия установила нарушение монастырем условий договора по использованию государственного имущества. Однако подтверждений этому не привела.
В руководстве УПЦ, комментируя произошедшее, отметили, что требование покинуть лавру не может быть выполнено.
"Руководство заповедника прислало ультиматум, в котором без каких-либо объяснений объявило о разрыве договора аренды и потребовало выселиться из обители. Такие требования ничего общего с законодательством Украины не имеют. УПЦ не может выселиться из монастыря, поскольку для этого нет никаких юридических обоснований", — заявил председатель Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ митрополит Неженский и Прилукский Климент (Вечеря).
Он также отметил, что нет разъяснений по поводу процедуры передачи культурных ценностей, находящихся в монастыре.
"На каком основании передавать это людям, которые не имеют к нему никакого отношения? Они его не создавали, не реконструировали, а только разрушали все предыдущие годы и теперь хотят отобрать его у нас", — вопрошает митрополит.
Дела против священников
Давление на каноническую УПЦ — крупнейшую в стране православную структуру — началось еще в 1990-е со стороны раскольников и националистов.
К 2018 году это превратилось в масштабную государственную кампанию: власти создали из раскольнических течений Православную церковь Украины (ПЦУ). Тогда же началась информационная кампания против УПЦ: массовые рейдерские захваты храмов, "добровольные перерегистрации" общин на ПЦУ.
Но самая масштабная волна гонений началась в 2022-м. Ссылаясь на связь УПЦ с Россией, местные власти в разных регионах страны приняли решения о запрете деятельности религиозной организации, а в парламент страны был внесен законопроект о ее фактическом запрете на Украине.
В отношении некоторых представителей духовенства УПЦ указом президента Зеленского введены государственные санкции. А СБУ стала заводить уголовные дела в отношении духовенства канонической церкви, проводить "контрразведывательные мероприятия" — обыски у епископов и священников, в храмах и монастырях — в поиске доказательств "антиукраинской деятельности".