МОСКВА, 5 авг - РИА Новости. Дело оппозиционного литовского политика, бывшего лидера партии "Социалистический народный фронт" Альгирдаса Палецкиса выглядит результатом операции, проведенной против него департаментом государственной безопасности Литвы, и направленной на препятствование каким-либо попыткам здравомыслящих сил в этой стране выступать за нормализацию отношений с Россией, рассказал РИА Новости источник, знакомый с ситуацией.
В конце июля Шяуляйский окружной суд Литвы признал Палецкиса виновным в шпионаже в пользу России и приговорил к шести годам лишения свободы. Все это время Палецкис будет оставаться под интенсивным надзором.
Заместитель директора департамента информации и печати МИД России Александр Бикантов ранее заявил, что дело Палецкиса изначально сфабриковано и носит политизированный характер, убедительных доказательств его вины не представлено. Бикантов назвал дело Палецкиса "очередным примером использования Вильнюсом карательного правосудия в отношении тех, кто имеет отличный от официальных властей взгляд на вопросы истории".
Странные совпадения
В 2011 году Палецкису были предъявлены обвинения по новой статье Уголовного кодекса Литвы об ответственности за отрицание советской оккупации. Поводом для этого стали слова Палецкиса о том, что 13 января 1991 года у вильнюсской телебашни имела место провокация в интересах литовских националистов, и что "свои стреляли в своих". После продолжительного разбирательства суд приговорил Палецкиса к штрафу более чем в 10 тысяч литов.
«
"Затем Палецкис собирался баллотироваться в литовский сейм, но возникло новое дело о якобы его шпионаже в пользу России, закончившееся нынешним приговором", - напомнил источник РИА Новости. "Разумеется, пройди Палецкис в сейм, он получил бы депутатскую неприкосновенность, и наказать его за позицию в отношении событий 13 января 1991 года было бы невозможно. И тут возникло дело о "шпионаже", - добавил собеседник агентства.
По этому делу проходили двое подозреваемых: Палецкис и предприниматель Деймантас Бертаускас. "И если Палецкис в итоге был осужден, то пошедшего на сотрудничество со следствием Бертаускаса суд оправдал", - отметил источник.
Информация, находящаяся в открытом доступе, заставляет пристально вглядеться в возможную роль Бертаускаса в этом деле, сказал собеседник агентства.
"Напомню, что еще летом 2019 года сам Палецкис, находясь в Лукишской тюрьме в Вильнюсе, написал, что, возможно, дело против него – это операция департамента госбезопасности, а Бертаускас был инструментом в руках ДГБ. Сам текст этого письма размещен в интернете и его очень легко найти", - сказал источник. "Судя по всему, у Палецкиса были веские основания так думать в отношении Бертаускаса", - добавил он.
Собеседник агентства напомнил, что также имеются открытые данные о том, что за два с половиной месяца до возбуждения дела о шпионаже литовская полиция уличила Бертаускаса за скачиванием детской порнографии из интернета. Ему за это грозило до четырех лет лишения свободы, однако Бертаускас избежал наказания. "Но с чего бы такая милость со стороны литовских правоохранителей?", - отметил источник.
Бертаускас с какого-то момента стал появляться рядом с Палецкисом и ездить в Москву в качестве предпринимателя. А в 2019 году Бертаускас вошел в капитал компании "Мостевраз", зарегистрированной в России в 2017 году, и основным видом деятельности которой была названа оптовая торговля пищевыми продуктами, в том числе рыбой и морепродуктами.
"В базах данных бизнес-структур информация о "Мостевразе" выложена открыто. Торговля пищевыми продуктами – это хорошо, особенно учитывая проблемы в литовской экономике. Ну а коммерческие дела с российскими предпринимателями – прекрасная мотивировка для поездок в Москву", - отметил собеседник агентства.
С Бертаускасом приезжал и сын бывшего премьер-министр Литвы Казимиры Прунскене.
"И фамилия Прунскене, которую еще помнят, конечно, придавала вес фигуре Бертаускаса, входившего в доверие к Палецкису", - добавил источник.
Палецкис же находился в Москве по приглашению министерства иностранных дел РФ и Фонда защиты соотечественников, и занимался в российской столице тем, что собирал материалы по антифашистской тематике для своей книги. "А это потом в Литве было названо контактами с российскими спецслужбами", - сказал собеседник агентства.
По его словам, Палецкис не мог не понимать, что его деятельность по раскрытию обстоятельств событий 30-летней давности станет предметом внимания со стороны литовских спецслужб. "Тогда зачем же ему надо было заниматься еще чем-то, что в Литве могли использовать против него же?", - добавил собеседник агентства.
Для Палецкиса итогом поездок в Москву стал арест.
"А дома у Бертаускаса, как сообщалось, ДГБ нашел документы якобы с заданием из России собрать данные о литовских прокурорах и судьях, ведущих дело "13 января". Замечу: именно сообщалось, что у Бертаускаса что-то "нашли". В свете происходившего было бы удивительно, если бы об этом не было сказано", - отметил источник.
Бертаускаса, также обвиненного в шпионаже в пользу Москвы, быстро освободили из следственного изолятора и отправили под домашний арест, а в ходе процесса суд снял с него все обвинения.
«
"Как говорится, одно совпадение – это всего лишь совпадение, два совпадения наводят на размышления, три совпадения – уже система. В деле Палецкиса разных, на первый взгляд, совпадений набралось, как мы видим, немало. Поэтому можно с большой степенью уверенности говорить, что речь идет об операции литовских спецслужб, в которой к Палецкису "пристегнули" агента ДГБ, отработавшего свое прощение", - сказал источник.
"Цель операции – показать тем силам в Литве, кто выступает за нормализацию отношений с Россией, что с ними за это могут сделать. Ведь события 13 января 1991 года и их интерпретация Вильнюсом – это, по существу, основа всей постсоветской литовской государственности и русофобской политики Литвы. Поэтому правда о том, что случилось 30 лет назад, подрывает эту основу. Естественно, нынешние власти Литвы этого допустить никак не могут", - пояснил собеседник агентства.
"Правосудие" по-литовски
Верховный совет Литвы 11 марта 1990 года объявил о восстановлении независимости республики. В январе 1991 года в Литве начались несанкционированные акции протеста, в республику были переброшены бойцы спецподразделений. В ночь на 13 января колонна советской бронетехники направилась в центр Вильнюса. В ходе столкновений у телецентра погибли 14 человек, свыше 600 были ранены.
В 2016 году в Литве начались судебные заседания по "делу о событиях 13 января". Литовская прокуратура утверждает, что люди, которые вышли на акции протеста и погибли у Вильнюсской телебашни в январе 1991 года, были убиты советскими солдатами, однако никаких доказательств не предоставляет. Участники событий января 1991 года с советской стороны, ссылаясь на выводы официальной экспертизы, указывают, что тогда имела место провокация, а огонь по жителям Вильнюса велся с крыш домов.
За произошедшим в Вильнюсе в январе 1991 года стояло ЦРУ США - американская разведка обучала и вооружала литовских националистов, об было рассказано в материалах фотовыставки, посвященной 30-летию тех событий, проходившей в январе нынешнего года в Москве в Общественной палате РФ. Сообщалось, что в течение 1990-го – в начале 1991 года в Литве органы госбезопасности СССР выявили не только работавших там нелегально сотрудников ЦРУ, но и офицеров британской разведки МИ-6, польских и немецких спецслужб, которые руководили "Саюдисом" и другими националистическими организациями, а по сути, управляли процессом "цветной революции" в Литве.
В марте 2019 года Вильнюсский окружной суд признал виновными по делу о событиях 1991 года 67 граждан Российской Федерации. Большинство обвиняемых заочно осуждены на длительные сроки тюремного заключения, двоим – полковнику запаса советской армии Юрию Мелю, задержанному в Литве в 2014 году, был назначен семилетний срок, его сослуживцу, жителю Литвы, Геннадию Иванову – четыре года.
Российская Госдума приняла заявление о судебном процессе по так называемому "делу 13 января" о событиях 1991 года в Литве, назвав его "политическим процессом в худших традициях "карательной юстиции", который никак не связан с защитой прав и свобод человека". В июле 2018 года Следственный комитет РФ возбудил дело против генпрокуроров и судей Литвы о привлечении невиновных к ответственности по итогам расследования событий в Вильнюсе в 1991 году.
Как пояснил СК, в момент вынесения решения литовским судьям было достоверно известно, что события в Вильнюсе, участие в которых инкриминировалось гражданам РФ, имели место в тот период, когда Литовская ССР не была независимым государством и входила в состав СССР. В январских событиях 1991 года в Вильнюсе военнослужащие СССР выполняли свой служебный долг и действовали в соответствии с советским законодательством СССР, подчеркнул СК.
В сентябре 2019 года Мель направил обращение к представителям ОБСЕ, в котором заявил о невыносимых условиях своего содержания в литовской тюрьме вместе с уголовниками и угрозе для своей жизни. Как напомнил Мель в своем обращении, его действия в январе 1991 года выражались лишь в том, что он на танке сломал забор около вильнюсского телецентра и по приказу своего командира трижды выстрелил в воздух холостыми зарядами. Мель отмечал, что в обвинении не указано ни одного человека, пострадавшего непосредственно от его действий.
Двенадцатого марта нынешнего года семилетний срок заключения Меля истек, и он должен был выйти на свободу. Но сначала апелляционный суд Литвы арестовал Меля на 20 дней, имея в виду то, что генпрокуратура Литвы добивалась ужесточения приговора - продления Мелю срока тюремного заключения еще на три года. Затем апелляционный суд изменил приговор Мелю с семи лет лишения свободы на десять лет.
"В заключение можно сказать, что литовская "фемида" любыми способами, будь то провокация и "подстава" агентуры на примере Палецкиса, или увеличение срока Мелю при отбытии им от звонка до звонка семи лет в одиночной камере и последующим необоснованным продлением срока заключения на 20 дней, а затем добавлением еще трех лет за три холостых выстрела из танка, демонстрирует свой высокомерный правовой нигилизм в отношении норм международного права", - сказал собеседник агентства.