МОСКВА, 26 мар — РИА Новости. "Завтра будет обычный рабочий день, в десять часов утра — совещание с заместителем председателя правительства", — объяснял журналистам Владимир Путин. На пресс-конференцию он вышел в сером вязаном свитере. В его штабе уже открывали шампанское — результат на табло был однозначным. О возможности второго тура победивший кандидат говорил так: "Будет он, не будет, а работать надо". Двадцать лет назад, 26 марта 2000 года, Владимира Путина впервые избрали президентом России.
От первого лица
— Так вам хочется быть президентом или не хочется?
— Когда я уже начал работать как исполняющий обязанности президента, то почувствовал... удовлетворение... может быть, это не самое удачное слово... от того, что самостоятельно принимаешь решения, от сознания, что — последняя инстанция, а значит, от тебя многое зависит. И ответственность тоже на тебе. Да. Это приятное чувство ответственности.
— Вам нравится такая жизнь?
— Надо получать удовольствие от процесса. Мы живем каждую секунду, и эту секунду никогда не вернуть.
Эта беседа состоялась больше двадцати лет назад. Она вошла в книгу "От первого лица. Разговоры с Владимиром Путиным", составленную журналистами Натальей Геворкян, Натальей Тимаковой и Андреем Колесниковым. Сборник интервью задумывался для того, чтобы широкая публика лучше узнала молодого человека, которого Борис Ельцин назвал своим преемником.
Пресс-конференция исполняющего обязанности президента России Владимира Владимировича Путина
Когда первый президент страны сказал, что хочет уйти досрочно, Путин, по собственному признанию, его не отговаривал, но и не уверял, что оправдает доверие. Первая реакция была такая: "Я не готов..."
"Когда назначили премьером, было интересно, почетно. Думал, ну поработаю год, и то хорошо. Если помогу спасти Россию от развала, то этим можно будет гордиться. Это целый этап в жизни, — вспоминал потом Путин. — Недели за две-три до Нового года Борис Николаевич пригласил меня в свой кабинет и сказал, что принял решение уходить. Таким образом, я должен буду стать исполняющим обязанности президента. Он смотрел на меня, ждал, что я скажу. Я сидел и молчал. Я не был уверен, что хочу такой судьбы..."
С одной стороны, имелись свои внутренние аргументы. Но была и другая логика. Судьба складывалась так, что можно поработать на самом высоком уровне в стране и для страны.
Двадцать лет назад журналисты его спрашивали: "Что, по-вашему, нужно в первую очередь стране? Главное?" Он отвечал: "Точно и ясно определить цели. Эти цели должны стать понятными и доступными каждому. Как Кодекс строителя коммунизма"
— И что напишете в первой строке этого кодекса?
— Моральные ценности.
— Будем снова искать особый путь для России?
— А ничего искать не надо, все уже найдено. Это путь демократического развития. Конечно, Россия более чем разнообразная страна, но мы — часть западноевропейской культуры. И вот в этом наша ценность на самом деле. Где бы ни жили наши люди — на Дальнем Востоке или на юге, мы — европейцы.
Накал страстей не перешел границ морали
Накануне Нового года, 31 декабря 1999-го, президент России Борис Ельцин объявил о добровольной отставке. В обращении к гражданам он заявил, что не хочет "еще полгода держаться за власть, когда у страны есть сильный человек, достойный быть президентом, и с которым практически каждый россиянин связывает свои надежды на будущее". Так Владимир Путин пришел в большую политику.
Борис Ельцин объявляет о сложении полномочий президента России. 31 декабря 1999 года
После финансового краха в августе 1998 года экономический кризис был неизбежным. К 1999-му и простые люди, и правящая элита сошлись во мнении, что России нужен новый лидер. Сильный, способный навести порядок — хотя бы элементарный. Предстояло ликвидировать опасность распада страны (ситуация в Дагестане и Чечне) и решить самые острые социальные проблемы (невыплата зарплат и пенсий).
В выборах 2000 года участвовали одиннадцать кандидатов, в том числе Геннадий Зюганов, Владимир Жириновский, Григорий Явлинский, Элла Памфилова, Станислав Говорухин. Предвыборный штаб Путина возглавил заместитель главы президентской администрации Дмитрий Медведев.
Путин одержал победу в первом туре. При явке 69 процентов он получил 53 процента голосов.
"Самым важным для меня было то, как проголосует мой родной Петербург, а не то, будет ли необходимость во втором туре выборов", — говорил он поздно ночью в эфире радиостанции "Балтика". Отвечая на вопрос о впечатлениях от выборов, Путин признался, что к многочисленным нападкам конкурентов в ходе кампании относится философски, как к неизбежному злу. Но сам ни разу не позволил себе ничего подобного. И все же общий накал страстей не перешел границ морали и нравственности, подвел тогда итог Путин.
Первое совещание на утро после выборов, как и обещал, — с вице-премьерами и руководителями министерств и ведомств силового блока. Обсудили социально-экономическую ситуацию в стране, ход антитеррористической операции на Северном Кавказе, вопросы ликвидации задолженности по выплате заработной платы в бюджетной сфере — самые злободневные на тот момент темы.
До мартовских выборов Путин отменил все поездки за границу. Формально потому, что президент и премьер не имеют права одновременно покидать страну. А он занимал оба поста. Журналисты спрашивали: "Не едете, потому что боитесь, что заклюют за Чечню?" "Я сам их заклюю", — отмахивался Путин. Потом объяснил, что западные партнеры не очень хотели встречаться с российскими коллегами — действительно, из-за ситуации в Чечне. А если и хотели, то не в том формате и не на том уровне, который устраивал бы Москву.
С одним из первых из коллег-президентов Путин познакомился с Биллом Клинтоном. В июне американский лидер прилетел в Россию. После переговоров подписали Меморандум о создании совместного центра обмена данными систем раннего предупреждения и уведомлении о пусках ракет.
Президент России Владимир Путин и президент США Билл Клинтон после подписания совместных документов во время российско-американской встречи на высшем уровне в Кремле
Двадцать лет назад на вопрос "Кто из политических лидеров вам интересен" Путин отвечал: "Де Голль". И добавлял, что еще ему нравится экономист Людвиг Эрхард, оказавшийся на первых постах послевоенной Германии. "Очень прагматичный человек. Он выстроил новую Германию, послевоенную, — объяснял Путин. — И кстати говоря, у него вся эта концепция восстановления страны начиналась с определения новых моральных ценностей общества".