Феноменальный рост: Украина посрамила международное агентство

Вид на площадь Независимости в Киеве. Архивное фото
Читать на сайте Ria.ru
Международное рейтинговое агентство Fitch в марте спрогнозировало ускорение роста украинской экономики с 3,2% в 2019 году до 3,5% в 2020-м.
Обнародованию оптимистичного прогноза не помешала ни эпидемия коронавируса, уверенно шагавшая по планете, ни произошедшая буквально 4 марта отставка патронируемого Западом правительства Гончарука, ни проблемы с осуществлением украинским правительством новых заимствований, ни явный кризис в украинской промышленности, ни даже сорвавшееся 6 марта подписание соглашения по ограничению добычи нефти в рамках ОПЕК+. Что, безусловно, лишний раз свидетельствует о политической ангажированности прогнозов подобных организаций и их слабой связи с реальностью.
В свете перечисленного многие восприняли этот прогноз как нелепость уже в момент его появления. После же событий, последовавших за его обнародованием, несостоятельность заявленного стала очевидна едва ли не всем. И, наверное, пришло время сделать контрпрогноз: вне зависимости от того, насколько глубоко погрузится в кризис мировая экономика, Украина окажется среди наиболее пострадавших.
Fitch свое оптимистичное предсказание связывало с открытием рынка земли, как бы призывая Украину побыстрее устроить распродажу последнего серьезного государственного актива, а также с продолжением осуществления реформ, которые настолько "успешно" проводятся последние шесть лет, что государство уже не поворачивается язык называть даже развивающимся.
Новый премьер Украины поддержал введение рынка земли
Седьмого марта, как известно, Саудовская Аравия объявила о снижении отпускных цен на нефть и увеличении объемов ее добычи. Украинские "патриоты" даже успели порадоваться и в очередной раз начать отсчет дней, оставшихся до развала России.
Но уже 8 марта на украинском наличном валютном рынке началась сначала легкая, а потом все более серьезная паника: за день доллар подорожал с 24,8 до 25,6 гривны. Девятого марта, когда на Украине, как и в России, был выходной, а на мировых биржах произошел обвал, наличный доллар подтянулся к 25,8 гривны.
А 10 марта на Украине, как и в России, началось ралли на безналичном валютном рынке (своего фондового рынка на Украине нет). Разница в том, что по итогам недели международные резервы Центробанка России остались примерно на прежнем уровне (около 575 миллиардов долларов), а с апреля поддержкой рынка займется Минфин, продавая валюту из Фонда национального благосостояния. А вот украинский Нацбанк за неделю продал почти миллиард долларов из имевшихся ранее 27. И своего фонда благосостояния или другой финансовой подушки у Украины нет.
Клубок из проблем войны на мировом нефтяном рынке и пандемии коронавируса уже наверняка дал старт глобальному экономическому кризису, к которому мир приближался и без них.
Назван очаг возможного глобального финансового кризиса
Украина к кризису подошла максимально ослабленной по всем параметрам.
Иллюзия относительного благополучия этой страны в 2019 году (хотя это "благополучие" расположено на более низкой точке, чем экономическое "неблагополучие" 2013 года) базировалась на нескольких факторах:
1) перечисления от гастарбайтеров — примерно 14 миллиардов долларов;
2) заимствования на внутреннем рынке (в эквиваленте 13,4 миллиарда долларов) и на внешнем (3,1 миллиарда), всего — 16,5 миллиарда;
3) предновогодний "подарок от "Газпрома" — 2,9 миллиарда долларов.
Вместе — более 33 миллиардов долларов.
Что с этими факторами будет в 2020 году.
В условиях кризиса гастарбайтеры в первую очередь теряют работу. Нынче же кризис сочетается с мероприятиями по борьбе с пандемией, которые фактически останавливают целые сектора экономики. Потеря работы украинцами за рубежом будет и уже является более массовой, чем при обычном кризисе. Поток трансфертов из-за границы сильно сократится — в зависимости от продолжительности кризиса и пандемии — и в два, и в три раза.
Коронавирус может лишить работы 50 миллионов человек в сфере туризма
Проблема заимствований уже встала в полный рост. Если в январе удалось занять почти два миллиарда долларов, то за февраль и половину марта — лишь 0,8 миллиарда. Второй мартовский аукцион по размещению облигаций был просто отменен, поскольку в возможность продажи облигаций не поверили даже в Минфине. И дальнейшие перспективы внутренних заимствований под очень большим вопросом. Между тем нерезиденты начинают постепенно выходить из украинских внутренних облигаций — с конца февраля они вывели 115 миллионов долларов. Для осуществления внешних заимствований сейчас тоже не лучшее время — можно не найти покупателей на рисковые активы. К этому стоит добавить, что погашение и обслуживание госдолга даже по оптимистичному прогнозу украинского Минфина в 2020 году будет стоить 16,3 миллиарда долларов. И внешние игроки не очень верят в то, что Украина сможет их обеспечить: за неделю кредитные дефолтные свопы Украины выросли почти вдвое.
Подарка от "Газпрома" точно не будет.
Только из описанного для Украины вырисовывается дефицит привлечения средств относительно прошлого года никак не меньше десяти, а то и пятнадцати миллиардов долларов.
И даже принятие закона о продаже земли и ее распродажа, а также привлечение кредитов МВФ этот дефицит компенсируют лишь частично.
Но проблема финансирования — не единственная.
"Хрен редьки не слаще": экс-депутат Рады оценил смену премьера Украины
Мы уже подробно писали о жестком кризисе, в котором пребывает украинская промышленность. В условиях мирового кризиса и падения спроса этот кризис будет лишь усугубляться.
Бюджет Украины максимально разбалансирован и катастрофически не выполнялся даже в январе — марте. Несложно представить, что с ним будет в условиях затухания экономической деятельности внутри страны (дополнительно к обычному кризису еще и вследствие карантинных мероприятий) и перекрытия границ (украинский бюджет чрезвычайно зависим от таможенных поступлений). Кстати, в том числе поэтому украинскому бизнесу не стоит ожидать и каких-то серьезных мер поддержки со стороны государства, которые уже начали вводить другие страны — налоговые льготы, налоговые каникулы, снижение ставок и т. п.
Кроме того, в стране под видом реформ шесть лет происходит разрушение всех сфер государственного управления. Дошло до анекдотичного: бывшая министр здравоохранения Супрун ликвидировала должность главного санитарного врача, и в конце февраля ее пришлось экстренно воссоздавать. Но должность-то ввести легко, а вот восстановить уничтоженную санитарно-эпидемиологическую службу так просто вряд ли удастся.
Но даже если санитарная служба начнет худо-бедно работать, не совсем понятно, каким образом будет обеспечиваться выполнение, скажем, карантинных мероприятий в стране, где активисты могут безнаказанно нападать даже на силовиков. Или, например, где ЦИК отказывается выполнять решение правительства о введении карантина и настаивает на проведении выборов 15 марта в одном из харьковских округов.
Пандемия и паника: сложности борьбы с коронавирусом в разных странах
Суммируя все обстоятельства, можно спрогнозировать: нынешний кризис грозит обернуться для Украины гораздо большей катастрофой, чем кризисы 1998 и 2008 годов. Он, возможно, и не станет для Украины рекордным по масштабам падения ВВП, ибо экономику в значительной степени уничтожили до него. Но может привести к жесточайшему обрушению социальной сферы и даже всей структуры госуправления.
Обсудить
Рекомендуем