Школа волонтера

Хуторская: для волонтеров важно "видеть сердцем"

Читать на сайте Ria.ru
Год добровольца в России, который подарил волонтерскому движению нашей страны так много новых проектов и новых участников, подходит к концу. Но есть направления, где бескорыстная работа простых людей насчитывает уже десятилетия. В их число входит и краеведение – изучение и сохранение истории и природы российской земли.
Есть у МИА "Россия сегодня" давний друг и партнер – комплексная экспедиция "Гогланд" Русского географического общества, благодаря участию в которой журналисты агентства открыли для себя удивительный мир внешних островов Финского залива и стали частью большой волонтерской семьи.
Подводим итоги Года добровольца с координатором экспедиции "Гогланд" Екатериной Хуторской.
— Уже шесть сезонов экспедиция "Гогланд" собирает волонтеров со всей страны. Был ли для вас Год добровольца особенным?
— Особенным он был с точки зрения эмоций. Согласитесь, есть чем гордиться, когда тебе и твоим друзьям, единомышленникам посвящен целый тематический год. Это не только подтверждение значимости твоей работы, ее востребованности, но и очень серьезный стимул продолжать то, что ты делаешь, и не пасовать перед трудностями.
— А чем, собственно, занимаются волонтеры экспедиции?
— Начать с того, что все без исключения участники экспедиции – волонтеры. У каждого из нас есть специальность и основное место работы, а выезды на острова – это, по сути, такой общественно полезный отдых. Физически, конечно, бывает, тяжко, а вот душой отдыхаешь по полной.
А вот, собственно, добровольцев у нас несколько категорий, от чего и зависит их род занятий. Костяк экспедиции, команда "Гогланд", отвечает за все оргвопросы, обеспечение, планирование и, естественно, выполняет огромную часть работ, как говорится, руками. Начальник ли ты экспедиции, координатор или комендант волонтерского лагеря – сидеть и раздавать указания у нас не принято.
Терра инкогнита ждет волонтеров: что такое проект "Гогланд"
Еще одна группа – это ребята, которые, пройдя конкурсный отбор, едут с нами. Они, как правило, становятся участниками экологической вахты. Видели бы, сколько мусора на островах! Основная часть – это то, что выбрасывает море, а точнее, народ с яхт и кораблей. Не меньший объем мусора оставили после себя и несколько поколений маячников, и советские гарнизоны, и безответственные туристы. Кроме того, есть так называемый военный металлолом – то, что не пригодно для музеефикации, совсем ржавое, изувеченное, складывается на берегу под вывоз для утилизации.
Что касается ученых, которые с нами сотрудничают, поисковиков, историков – они тоже, по сути, волонтеры, поскольку делают свою часть работы не за зарплату, а из интереса и желания быть полезным, что-то хорошее, ценное оставить после себя.
— То есть волонтерство – это труд во имя будущих поколений?
— Не только. Волонтерство – слишком широкое и многогранное понятие, явление, чтобы однозначно определить его главную цель. Волонтеры хосписов посвящают свою жизнь нашим современникам. Те же поисковики действуют во имя сохранения памяти и правды о Великой Отечественной войне, их работа – долг чести, благодарность тем, кто подарил нам саму возможность родиться. И одновременно – возможность передать знания и отношение тем, кто придет после нас.
Волонтеры экспедиции "Гогланд" благоустроили территорию памятника ЮНЕСКО
Бескорыстная помощь возможна абсолютно в любом деле. Даже на своем рабочем месте, если человек не ограничивается сугубо исполнением должностных обязанностей, он тоже, считай, волонтер.
Вот совсем недавний пример: маячники острова Большой Тютерс взяли ветки с поваленной ураганом ели, сделали огромный рождественский венок и повесили его на маяк. Казалось бы, ничего особенного, но сколько позитивных эмоций подарили они всем, кто об этом узнал. Их пост во "ВКонтакте" вошел в число топ-новостей соцсети. То есть, заметьте, люди ждут, хотят хороших, добрых, радостных событий и с удовольствием ими делятся. Наперекор убежденности некоторых СМИ в том, что рейтинги дают лишь скандалы и поножовщина.
— Как же становятся волонтерами?
— У каждого свой путь. Главное – быть неравнодушным к жизни во всех ее проявлениях и, помните, как у Маленького Принца, иметь способность "видеть сердцем".
Волонтеры Финского залива
Часто слышим, мол, будь у меня времени больше, я бы тоже… Но это же чистые отговорки. Время – штука условная, и, как ни странно это может показаться на первый взгляд, человеку подвластно. Вопрос в приоритетах. Что лично тебе важнее: позалипать у компьютера, изучая наряды селебрити, или прийти в детский дом и почитать малышам сказки; понежить тельце в лучах средиземноморского солнышка или, подняв из болота останки бойца, "вернуть" его домой, родным.
— Волонтерство меняет людей?
— Абсолютно. Каждый сезон наблюдаю, как люди проходят путь от праздного любопытства и/или желания проверить себя на прочность (условия-то у нас спартанские) к переосмыслению своих жизненных целей, своего места в этом мире. И самая для нас большая награда – это когда ближе к отъезду ребята начинают интересоваться планами на следующий год, спрашивают, можно ли друзей привезти, просят привлекать к какой-нибудь работе на материке, вне сезона.
25 лет мечтал я о Гогланде
Люди к нам очень разные приезжают, но за редчайшим исключением, втягиваются, начинают генерить идеи и даже требовать работу. У нас суббота и воскресенье – выходные, хоть весь день в палатке лежи. Но это выберет максимум один из 30 человек. Остальные, например, натаскавшись в течение недели тяжеленного металлолома, в выходные идут в дюны пушки для музеев откапывать. А работка там адская: глубина до объекта – метра четыре сыпучего песка, шаг вперед – два назад. Или с нами отправляются прочесывать новые квадраты острова. Тоже, знаете, не дефиле по набережной Круазетт – по скалам прыгать да в расщелины лезть. Или, смотришь, кто-то у маячных домов крутится, по хозяйству помогает…
За эти годы у нас даже основная группа выросла. Несколько человек из тех, что попали к нам по конкурсу, теперь полноправные члены команды "Гогланд".
— Что бы пожелали волонтерам в наступающем 2019 году?
— Во-первых, конечно, традиционно здоровья и успехов во всех начинаниях. Во-вторых, сохранить настрой на позитив и желание действовать, приносить пользу. И в-третьих, обрести поддержку, ведь без материального ресурса, особенно при реализации масштабных проектов, иногда просто не обойтись. Нам-то в этом отношении очень повезло – и Русское географическое общество всегда рядом, и Экспедиционный центр Минобороны вместе с Западным военным округом, и ФСК ЕЭС уже не первый год обеспечивает саму возможность привлекать волонтеров. Но хочется, чтобы все созидательные, искренние инициативы получали достойную помощь. Тогда их будет больше, а значит, и в нашей жизни, в жизни нашей страны будет больше добра и света.
Обсудить
Рекомендуем