Рейтинг@Mail.ru
25 лет мечтал я о Гогланде - РИА Новости, 13.02.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Экспедиция РГО «Гогланд»

25 лет мечтал я о Гогланде

© РИА Новости / Евгений ОдиноковДизелист Южного Гогландского маяка Андрей
Дизелист Южного Гогландского маяка Андрей
Читать ria.ru в
Среди сытных ужинов на Гогланде один запомнится волонтерам, пожалуй, больше других. Картошка с камбалой, запеченная умелым поваром Павлом, долго была главным кулинарным воспоминанием в лагере. А порыбачил у причала и угостил рыбой волонтеров дизелист маяка Андрей.

Среди сытных ужинов на Гогланде один запомнится волонтерам, пожалуй, больше других. Картошка с камбалой, запеченная умелым поваром Павлом, долго была главным кулинарным воспоминанием в лагере. А порыбачил у причала и угостил рыбой волонтеров дизелист маяка Андрей. Да и нас, журналистов, он выручал ежедневно. Стабильный интернет на острове только в домике дизелиста есть. Андрей оказался радушным хозяином и в придачу хорошим рассказчиком. А человеку, 10 лет проработавшему дизелистом Южного Гогландского маяка, рассказать есть о чем.

Андрей вырос в семье пограничника. Родным городом считает Выборг, хотя родился в Таджикистане, на Памире. Отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, но Андрея всегда манило море. Жизнь в приграничном военном городке накладывает отпечаток. Игрушек и детей-сверстников мало, а развлечений хочется. Будучи старшеклассником, по чертежам журнала "Моделист-конструктор" Андрей построил глиссер. Самое быстроходное его изобретение развивало скорость порядка 75 километров в час – для десятиклассника безусловный инженерный и кораблестроительный успех.
Недолго Андрей метался: появилась новая мечта – стать железнодорожником. Но, как поется в известной песне, "морские медленные воды – не то что рельсы в два ряда". Зов моря оказался громче размеренного железнодорожного гула.

© РИА Новости / Евгений ОдиноковДизелист Южного Гогландского маяка Андрей
Дизелист Южного Гогландского маяка Андрей

Четыре года в знаменитой ленинградской мореходке, а потом путешествия – тысячи и тысячи морских миль на торговых судах. За 25 лет службы от простого матроса Андрей дошел до первого механика. На личной карте странствий – вся Европа, Северная Африка и множество других стран. Самый длинный морской переход – три месяца. Вдали от дома, в море, непросто, да и шторма никто не отменял. Впрочем, организм Андрея будто бы создан для морских плаваний. Качку он всегда переносит прекрасно. "Самое сложное во время шторма – это первые сутки. Если первые сутки продержался, дальше организм адаптируется", – делится опытом бывалый моряк.

Гогланд. Мечты сбываются

Морские шторма переносились легко, а вот во время экономических волнений семейный бюджет моряков торгового флота получал ощутимые пробоины и едва не садился на мель. В 1990-е торговый флот развалился, и после 25 лет в море первый механик вынужден был сойти на берег. Пробовал себя в строительстве, но чувствовал: не по нему это. Душа просилась к морю. От знакомых Андрей узнал, что есть возможность поработать на Гогланде – острове, о котором он так часто мечтал во время морских походов. "Часто ходил мимо Гогланда, смотрел на карту и мечтал, как буду ходить по нему. Очень хотелось попасть на этот удивительный остров", – признается Андрей.

Практически без раздумий наш герой начал новую главу своей жизни – стал дизелистом южного маяка на Гогланде. На острове, вдали от людских толп и цивилизации, Андрею комфортно. Сказывается опыт жизни на удаленных пограничных заставах.

© РИА Новости / Евгений ОдиноковДизелист Южного Гогландского маяка Андрей
Дизелист Южного Гогландского маяка Андрей

Первые три года работы дизелист вообще ни единого дня не провел на Большой земле. Да и зачем? На Гогланде в те времена жизнь была веселая. На курорт приезжали друзья из Выборга с семьями. Даже построили детскую площадку. Сейчас о ней напоминают лишь проржавевшие качели. "Особенно весело раньше было на Гогланде летом. Детвора всюду бегала, играла, шумела, да и вообще полно гостей у нас было", – вспоминает дизелист первые годы на острове.

Теперь обстановка здесь более камерная. Дети выросли и уехали, кое-кто из жителей острова тоже подался в город. С друзьями Андрей все больше по скайпу общается. Даже на этот форпост отчужденности проникли современные технологии, которыми дизелист пользуется весьма умело. Идти в ногу со временем помогает внучка. Она по мере возможности учит деда ориентироваться в хитросплетениях Всемирной паутины.

Клёпа – лучший друг человека

В реальной жизни на острове Андрей в последние годы почти всегда одинок. Главный друг – верная собачка Клёпа, доставшаяся в наследство от прежнего механика. Несмотря на свои отнюдь не исполинские размеры и почтенный возраст – 16 лет, Клёпа – гроза всей крупной местной живности. Миниатюрный пес бесстрашно гоняет лис и енотовидных собак. Крохотная собачка везде с важным видом сопровождает дизелиста, в том числе и на рабочем месте – в техническом электроблоке, где установлены дизели, обеспечивающие маячные сооружения электроэнергией.

© РИА Новости / Евгений ОдиноковДизелист Южного Гогландского маяка Андрей
Дизелист Южного Гогландского маяка Андрей

Сейчас все дизели новые, зарубежные. А раньше, когда стояли отечественные, мороки с ремонтом хватало. Однако причуды российской техники не мешали обеспечивать бесперебойную работу маяка. В жару и холод, ветер и штиль лампочка на маяке загоралась точно по графику.

Самое суровое время на Гогланде – зима. Порой температуры доходят до минус 25, при этом большая влажность и штормовой ветер, так что мерзнут даже закаленные. К тому же дорогу, вернее, подобие дороги заносит снегом. Более 10 километров пути с юга на север острова приходится преодолевать по сугробам на лыжах. А идти, хочешь не хочешь, надо. Два раза в год, весной и в начале зимы, на остров завозят запас провианта на весь год. "Магазинов тут нет. Как запасешься на зиму, так и будешь питаться", – рассказывает Андрей.

На Большую землю надейся, а сам не плошай. Разнообразить меню и увеличить запас "продуктовой прочности" помогает свой огород. Интервью с Андреем несколько раз откладывалось: сейчас на острове время посадок, на пустяки лучше не отвлекаться. На плантациях дизелиста растут огурцы, помидоры, картофель – привычный набор дачника. Также на Гогланде можно поживиться ягодами. В заливе, недалеко от дома, расставлены сети. Сноровистый рыбак без труда выловит в Балтийском море камбалу, окуня или лосося.

Витамины, натуральное питание и свежий воздух свое дело делают. За 10 лет на острове Андрей ни разу не болел. Гогланд предъявляет к здоровью высокие требования. Аптек здесь, разумеется, нет. В экстренном случае можно рассчитывать разве что на вертолет. При благоприятной погоде он долетит до острова за час. Но такую скорую помощь в последние годы вызывать не приходилось.

© РИА Новости / Евгений ОдиноковДизелист Южного Гогландского маяка Андрей
Дизелист Южного Гогландского маяка Андрей

Праздник, который всегда с тобой

Дизелист Андрей охотно шутит и добродушно реагирует на чужие юмористические экзерсисы. Но и этому улыбчивому мужчине бывает на острове тоскливо. Не вешать нос помогают праздники. На удаленном острове они приобретают особое значение. Главный из них, естественно, Новый год.
На Гогланде, как и всюду, принято ставить елку, загадывать желания и дарить друзьям подарки. Отмечают на острове и другие праздники, в том числе профессиональные. Наша беседа проходила в День пограничных войск – тоже не чуждый Андрею праздник. "День пограничника буду отмечать один. А как буду отмечать? Приготовлю что-нибудь вкусненькое. Гуся потушу с картошечкой и, может быть, позволю себе пару рюмочек", – мечтает Андрей.

© РИА Новости / Евгений ОдиноковДизелист Южного Гогландского маяка Андрей
Дизелист Южного Гогландского маяка Андрей

Еще на острове не дают скучать волонтеры. То интернет им нужен, то просто поговорить. Работу волонтеров старожил острова считает полезной и надеется, что благодаря экспедиции остров станет заметно чище.

Многие волонтеры в лагере говорят, что после трудового дня на свежем воздухе спится особенно хорошо, а вместо телевизора и кинотеатров тут смотрят сны. Дизелисту Андрею за 10 лет работы остров Гогланд не приснился ни разу. Зато почти ежедневно снятся белые пароходы, море, качка, вахты. Даже на суше моряк всегда остается моряком…

Владимир Лебедев

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала