Рейтинг@Mail.ru
"Еле отбились от дрона". Как выживают мирные под Красноармейском - РИА Новости, 08.12.2025
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Наталья Николаевна рассказывает о буднях

"Еле отбились от дрона".

Как выживают мирные под Красноармейском
Мария Марикян
Волонтер из Донецка Андрей Лысенко доставляет гуманитарную помощь в самые "горячие" районы ДНР — в освобожденных городах и селах оказывается в числе первых. Не раз попадал под атаки дронов, но вновь и вновь возвращается к тем, кто отсиживается в подвалах. О том, как он помогает людям, — в репортаже РИА Новости.
"Прорываться все сложнее"
Ранним утром волонтеры фонда "Быть добру" забивают броневик Андрея гуманитаркой. Объясняют: "Крупа, консервы, колбаса, сладости… В общем, продукты первой необходимости комплектуем заранее. И обязательно — вода".
Лысенко просматривает сводки обстрелов по маршруту к одному из населенных пунктов на Красноармейском направлении. "Пока тихо —значит, все по плану. Двигаемся!" —командует Андрей.
Волонтер грузит броневик Андрея Лысенко
Волонтер нагружает броневик Андрея Лысенко
Путь предстоит дальний — и чем ближе к месту назначения, тем хуже дороги. Лысенко ловко маневрирует между кочками. Под рукой — двустволка. "Раньше брал пневматическую винтовку "Леший", пока не получил лицензию на оружие. Сейчас головная боль — дроны. Охотничье стреляет облаком шрапнели, площадь поражения больше. Потому и эффективнее. Уже не раз спасало", — говорит он.
Рядом также дрон-детектор и система перехвата видеосигнала — как только подлетает беспилотник, на экране отображается, по какому курсу он следует. Но все это не панацея — если коптер появляется в зоне видимости, волонтеры тормозят, покидают авто и ищут укрытие.
Система перехвата видеосигнала
Система перехвата видеосигнала
"Всякое бывало. Как-то в Горловке, когда развозили помощь, за нами увязался дрон. Нырнули в лес, затем выбежали к домам. Мне удалось в него попасть — взорвался в воздухе. Еле отбились. Был случай, когда промазал, — тот коптер ударил по машине в десяти метрах от меня, — рассказывает волонтер. — Что касается направления, на котором работаем сейчас, активность беспилотников тут разная. Порой сложнее прорываться в поселки и города, в которых мы уже бывали. Наши защитники наступают, соответственно идет противодействие с неба. И мы смотрим в оба".
Проезжаем мимо разбитой до основания деревни. У обочин — остовы сгоревших машин, кругом ни души. У одного из подвалов замечаем собак с кошками. Тормозим и окликаем — есть ли кто. Из укрытия высовывается пожилая женщина и приветственно машет рукой — мы по адресу. Оперативно выгружаем коробки. Антонина Ивановна и Наталья Николаевна приглашают редких гостей к себе во временное убежище.
Сгоревший автомобиль
Сгоревший автомобиль
"Здесь наш дом"
"Мыши, крысы… Гигиены никакой, конечно же. Эвакуироваться предлагали, но я отсюда точно ни ногой", — говорит Наталья Николаевна. Она живет здесь больше тридцати лет. От ее дома после обстрелов ничего не осталось, ютится в подвале уже полтора года. Когда-то работала дояркой на ферме, затем, переучившись, устроилась медсестрой в больницу. Навыки оказания первой помощи и сейчас очень пригодились.
"Трое парней проходили мимо нашего подвала, все с перебитыми руками. Наташа тут же принялась останавливать кровотечение… Два дня выхаживали. Чуть пришли в себя — и аппетит появился. С таким удовольствием хлебали наш рассольник", — вспоминает Антонина Ивановна, не сдерживая слез.
Об обстановке на фронте узнают по радио. "Когда услышали, что происходит в Курской области, дыхание перехватило. Мои дети хоть и не в приграничье, но все же переживала сильно, —добавляет Наталья Николаевна. — Вывезти отсюда нас пытались украинцы, предлагали эвакуироваться в западные регионы. Мы наотрез отказались, тем более после пережитого…" Наталья Николаевна смахивает слезы. На вопрос об отношении со стороны ВСУ отвечает кратко: "Держали в страхе".
"Здесь наш дом, тут похоронены родители. Куда нам бежать? Поддерживают едой и водой военные, делятся пайками, за что мы им очень благодарны, — добавляет Антонина Ивановна. — Да и в целом тише стало, нет-нет — да выходим подышать свежим воздухом…"
Собираемся в обратный путь — нужно поторопиться, пока не распогодилось. Пенсионерки на прощание обнимают волонтеров: "С богом!" На очередное предложение эвакуироваться отрицательно кивают головой.
"Увы, но это далеко не единичный случай, — тяжело вздыхает Андрей. — Люди, обычно пожилые, держатся за то малое, что уцелело. А то и вовсе — просто за память. Конечно, они встречают и провожают с объятиями, со слезами. Благодарят за то, что их не забыли. Но все же объясняем: правильнее сейчас выехать в безопасное место, в пункты временного размещения, заодно оформить необходимые документы".
Проблемы с водой
Список населенных пунктов, которые посетил Андрей, весомый: он помогает с первых дней войны в Донбассе. К волонтерству его сподвигнул в том числе трагический случай: в 2014-м на его руках погибла маленькая девочка. Во время обстрела он оказался рядом и пытался ее спасти.
Раньше работал на железной дороге на руководящей должности. Есть опыт и в водоснабжении. Это помогло организовать команду волонтеров, а также сосредоточиться на решении самых острых проблем в родном городе.
Одна из животрепещущих — дефицит воды. Подают ее нерегулярно, в некоторых многоквартирных домах и частном секторе ее и вовсе нет. Люди устанавливают в домах накопители, набирают техническую, которую развозят по городу в цистернах. А недавно местные при поддержке волонтеров в одном из районов стали брать воду из родника и теперь облагораживают территорию.
На протяжении нескольких недель Андрей после каждого гуманитарного выезда занимался вопросом установки емкости для этой скважины. Благодаря помощи неравнодушных собрали необходимую сумму. Открыли точку водоснабжения.
"Скважина глубиной в сто метров, — показывает волонтер. — Бурили специалисты. Пятитонная бочка заполняется за два с половиной часа. К вечеру уже пустая".
Цистерна защищена от холодов — стоит в закрытом утепленном боксе. Также внутри помещения —дополнительные обогреватели, генератор. "Есть еще идеи по точкам забора. Нужно учитывать, что в день подачи воды далеко не у каждого она в кране. Тем, кто на верхних этажах — выше четвертого, — давления не хватает, а если усиливать, трубы разорвет. Когда наладится централизованная подача, непонятно. Обращений от дончан много", — говорит Андрей.
Его телефон разрывается от сообщений и звонков, даже когда он в прифронтовой зоне. Работа кипит круглые сутки. Волонтеры команды Лысенко тем временем уже готовят наборы для другого населенного пункта. Не скрывают: тяжело видеть, в каких условиях там оказались люди. Но понимают, что помощь там очень ждут.
Несмотря на большие риски, готовятся к очередной поездке. И отдают себе отчет: даже когда огонь прекратится, работы у волонтеров не убавится.
Коробки с гуманитарной помощью
Коробки с гуманитарной помощью
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала