МОСКВА, 31 окт — РИА Новости. Осенью позапрошлого года девять дней подряд сейсмические станции по всему миру фиксировали загадочные колебания, исходившие из одного и того же района — восточного побережья Гренландии. Это были необычные землетрясения: ритмичные толчки повторялись каждые полторы минуты, словно сама планета отбивала странный ритм.
Ученые тогда терялись в догадках. Ни один известный природный процесс не объяснял столь долгого и устойчивого "подземного гула". Лишь со временем международной команде исследователей удалось разгадать загадку, которая поставила в тупик даже опытных сейсмологов.
Все началось с этого
Гренландия — территория льда, холода и вечных снегов. Но именно здесь, в узком Диксон-фьорде, на восточном побережье острова, внезапно сошла огромная масса скал и льда.
В море рухнула часть горы — десятки миллионов тонн породы сорвались вниз, вызвав чудовищный оползень. Удар был столь мощным, что вызвал мегацунами высотой около 200 метров.

© Фото : Unsplash/Annie Spratt
Айсберги в Гренландии
Обычно волна такой силы сметает все на своем пути, но на этот раз природа словно поставила невидимую стену. Фьорд оказался замкнут — волна, не сумев уйти в океан, отразилась от противоположных скал и начала метаться между берегами, подобно гигантскому маятнику.
Так возникла сейша — стоячая волна, способная "биться" между границами замкнутого водоема в течение долгого времени.
"Мы были озадачены, никто не понимал"
Когда первые данные поступили на сейсмологические станции, ученые были сбиты с толку. Колебания шли с четким ритмом, каждые 92 секунды, и не прекращались сутками. Так не ведут себя землетрясения.
"Мы все были озадачены, — вспоминает старший научный сотрудник Геологической службы Дании и Гренландии Кристиан Свенневиг. — Никто не понимал, что может заставить Землю пульсировать так долго. Первые догадки указывали на оползень, но его масштаб должен быть просто грандиозным, чтобы вызвать такую реакцию планеты".

© Public Domain
Американская авиабаза Туле в Гренландии
Чтобы выяснить правду, к расследованию подключились специалисты из разных стран. В ход пошли спутниковые снимки, данные сейсмодатчиков, моделирование на суперкомпьютерах. Работа растянулась на месяцы, но в итоге удалось восстановить цепочку событий буквально по секундам.
Исследования показали, что в результате оползня в море рухнуло примерно 25 миллионов кубометров породы и льда — это объем около десяти тысяч олимпийских бассейнов. Мощный удар вызвал взрывное поднятие воды и образование волны-гиганта. Высота ее достигала 200 метров, то есть примерно две трети московской башни "Останкино".
Но самое удивительное — мегацунами оказалось запертым в пределах узкого фьорда. Там волна начала колебаться между берегами, постепенно теряя энергию, но продолжая передавать импульсы в земную кору. Эти ритмичные толчки и регистрировались приборами по всему миру.

© iStock.com / donwogdo
Корабль плывет среди айсберга
Таким образом, сейсмические сигналы, длившиеся девять дней, оказались эхом одного гигантского оползня — редчайшего явления, где взаимодействие воды, льда и камня создало уникальный природный "резонатор".
Эффект стоячей волны
По словам исследователей, подобные события — редкость, но не абсолютная уникальность. Подобные "обвальные цунами" раньше уже наблюдались в горных фьордах Норвегии и Аляски. Однако случай в Гренландии отличался исключительной продолжительностью и силой.
"То, что волна колебалась столько времени, объясняется геометрией фьорда, — поясняет для "АиФ" доктор физико-математических наук Вячеслав Гусяков из Института вычислительной математики и математической геофизики СО РАН. — Оползень перекрыл выход к океану, превратив фьорд в замкнутый бассейн. Вода не смогла выйти наружу, и в нем возник эффект стоячей волны".
Научные данные подтверждают: процесс продолжался более 200 часов. За это время энергия волны уменьшилась в десятки раз, но слабые колебания регистрировались даже на сейсмических станциях в Европе и Северной Америке.
Потепление становится опасным
Ученые подчеркивают, что виновником катастрофы стало глобальное потепление. Ледники, удерживавшие каменные массивы, начали таять, и гора потеряла естественную опору. Рано или поздно этот гигант должен был сойти — и момент настал.
"Можно сказать, что природа вновь показала, как тонка грань между стабильностью и хаосом, — говорит заведующий лабораторией сейсмической опасности Института физики Земли РАН Алексей Завьялов. — Все сложилось удивительным образом: сначала оттаял лед, потом обрушился склон, затем образовался замкнутый водоем, в котором волна просто не имела выхода. Двести метров — это высота, при которой цунами в открытом океане могло бы вызвать катастрофу планетарного масштаба".

Дом в Гренландии
К счастью, фьорд оказался удаленным и малонаселенным. Ближайшая исследовательская станция на острове Элла получила лишь незначительные повреждения — ущерб оценили примерно в 200 тысяч долларов. Людей среди пострадавших не было.
Невидимая угроза будущего
Исследователи предупреждают: подобные явления могут стать более частыми. Потепление климата приводит к ускоренному таянию льдов, а значит, к ослаблению горных склонов и риску новых обвалов.
"Мы планируем пересмотреть архивные данные сейсмических наблюдений, — говорит Кристиан Свенневиг. — Возможно, подобные сигналы уже возникали в прошлом, просто их не смогли правильно интерпретировать. Теперь у нас есть шаблон, по которому можно искать аналогичные события".

Вид на ледник из города Пирамида на архипелаге Шпицберген
Эти исследования важны не только для науки, но и для безопасности прибрежных районов Арктики. Зная, как формируются такие "запертые цунами", можно будет лучше прогнозировать последствия сходов ледников и предотвращать разрушения инфраструктуры.
В итоге история с гренландским "землетрясением-призраком" стала напоминанием о том, насколько жива и чувствительна наша планета. То, что человечество приняло за тектонические толчки, оказалось песней воды, заключенной в каменных стенах фьорда.

