





Зачем нужен центр компетенций и как его создать
В компании "ЛАНИТ-Интеграция" создан центр компетенций, аккумулирующий лучшие практики, знания и экспертизу в области импортозамещения программного обеспечения. Работа этого специального подразделения включает систематизацию и подбор необходимых отечественных решений, помощь в их внедрении и поддержке в рамках взаимодействия заказчика, компании-интегратора и вендоров ПО.
Импортозамещение происходит непрерывно, хотим мы того или нет. Процесс уже затронул более половины наших заказчиков, которые перешли на российские решения, и мы преодолели с ними этот путь. В сложившихся условиях создание центра было неизбежным.
"Мы знаем, какие решения и продукты есть на рынке, какие планируются к выпуску, какие наиболее востребованы. Существенно расширив портфель вендоров, мы погружаемся в их дорожные карты развития, оцениваем технологическую совместимость. Поэтому нам проще найти вектор, по которому мы будем двигаться с заказчиком при переходе на импортонезависимую ИТ-инфраструктуру", – рассказывает Анастасия Бочкарева.
"У нас есть обучающий кластер, где представлены все основные российские вендоры. Мы организуем курсы как для базовых пользователей, так и для администраторов систем, и готовы оказывать поддержку на протяжении долгого времени", – отмечает специалист.
"Мы структурировали взаимодействие с вендорами, сделали его понятным и удобным. Заранее зная функциональность их решений, зрелость и перспективы, мы сразу можем дать клиенту ряд готовых предложений под его запрос. Работа с производителями на ежедневной основе помогает подобрать для заказчика комплексное решение, учитывающее даже самые мелкие детали", – говорит эксперт.
"Главная бизнес-задача, которую мы решили с помощью коммуникационной платформы между интегратором, заказчиком и вендором, – аккумуляция всей экспертизы. Это дает ускоренную реализацию проектов, усиление экспертного бренда и выход на новые рынки, что увеличивает бизнес-результаты компании на порядок. Мы не только повышаем конкурентоспособность клиентов, но и помогаем двигать вперед рынок отечественного ПО".
Центр можно организовывать, когда у компании уже есть опыт успешной реализации полномасштабных проектов. Это позволяет лучше понимать потребности заказчика и избегать повторения прежних ошибок.
Важно работать на опережение: заранее изучить рынок, провести анализ, протестировать решения, чтобы выдать клиенту готовые рекомендации.
Департамент корпоративных систем ЛАНИТ создал центр компетенций, который занимается сбором, систематизацией и распространением передовых знаний и практического опыта применения ИИ. Ключевая функция – оценка возможностей применения решений на основе искусственного интеллекта для конкретных задач. Основываясь на проверке гипотез и накопленном опыте, специалисты центра разрабатывают рекомендации и стратегии оптимального внедрения технологий ИИ, обеспечивая эффективность проектов и минимизацию рисков.
Любая новая технология проходит цикл от хайпа (ажиотажа) до падения интереса, и часто нужно проверять, в каком случае ее внедрение будет обоснованным. Это особенно актуально для таких быстроразвивающихся областей, как искусственный интеллект. Многие задачи невозможно эффективно решать традиционной разработкой, а вот алгоритмы, обучаемые на данных, в ряде случаев показывают отличные результаты. Без предварительного опыта сложно оценить, решаема ли конкретная задача с помощью ИИ, а значит и принимать управленческие решения о найме специалистов или запуске проектов тоже непросто. Центр компетенций берет на себя эту неопределенность, тестирует гипотезы, подбирает команды и выстраивает инфраструктуру.
Владислав Балаев подчеркивает значимость правильного подхода к оценке качества решений, реализуемых с использованием ИИ. Процесс включает обсуждение требований заказчика, разработку концепции и критериев, позволяющих определить целесообразность и рентабельность. На стадии исследований проверяется возможность достижения нужных метрик качества, после чего начинается этап разработки.
Важная функция центра – обучение. Проводятся регулярные мероприятия, которые знакомят руководителей проектов и подразделений с возможностями технологий ИИ и областями их применения.
Центр компетенций активно работает над организацией внутренних процессов, особое внимание уделяя развитию автономных систем, способных функционировать без постоянного участия инженеров по машинному обучению. Для этого внедряются унифицированные процессы разработки моделей, их эксплуатации, автоматизированного обучения, мониторинга и обработки обновляющихся данных.
"Развернуть такие системы отдельно в каждом подразделении крайне сложно из-за высоких затрат на экспертизу и инфраструктуру. Благодаря центру компетенций мы можем централизовать эти инициативы и масштабировать эффективные подходы на всю группу компаний", — объясняет Владислав Балаев.
Продукты ЛАНИТ, основанные на технологиях искусственного интеллекта, часто вырастают из проверки гипотез в центре компетенций. Один из ярких примеров – носимое устройство для распознавания активности рабочих, которое уже завоевывает международный рынок. Благодаря центру появляются решения, значительно сокращающие время выполнения для различных задач.
По его словам, ценность центра компетенций проявляется в двух направлениях: во-первых, это автоматизация рутинных процессов и повышение эффективности работы; во-вторых, формирование устойчивой культуры работы с ИИ и данными, что снижает сроки внедрения решений и повышает их адаптивность.
"Мы учим внутренние команды оценивать оправданность инициатив, определяя допустимый уровень точности, точку окупаемости и возможные ограничения. Например, даже относительно низкий процент правильных ответов алгоритма может обеспечить возврат инвестиций за короткий срок. Однако критичные ошибки способны нанести ущерб пользователям, несмотря на экономию ресурсов", — поясняет специалист.
Центр компетенций формирует четкое представление о квалификации сотрудников разного уровня. Мы стандартизируем профили профессиональных навыков и обеспечиваем контроль за развитием сотрудников внутри компании, ориентируя их карьеру на конкретные процессы и цели бизнеса.
"Мы начинаем с четкого определения требований к кандидату, после чего стартует процесс отбора. Обязательно поддерживаем новых сотрудников на старте и далее сопровождаем их профессиональный рост", – добавляет Лихачев.
Другая задача центра компетенций – развитие профессиональных сообществ. Подразделение становится площадкой для обмена опытом, лучшими практиками и решениями сложных задач. Это повышает вовлеченность сотрудников и снижает текучку кадров. Компания получает возможность быстрого внутреннего масштабирования команд, не переплачивая за дорогих внешних экспертов.
"Благодаря систематизации знаний, обмену опытом в сообществах и развитию экспертизы создается среда для генерации новых идей, экспериментов с перспективными технологиями и инновационных решений для бизнеса. Это превращает центр в активный источник конкурентных преимуществ компании", – уверен эксперт.
Результаты деятельности центра компетенций под конкретную специальность можно оценить на примере: за год в компании с нуля было создано профессиональное сообщество фронтенд-разработчиков численностью около 30 человек, а цикл собеседований для них удалось сократить вдвое. Повысилась вовлеченность сотрудников, многие стали инициаторами инновационных предложений, осознавая связь своей профессиональной траектории с результатами компании.
"Центр компетенций рождает вдохновленных профессиональным сообществом “евангелистов изменений”, которые видят, что работает неэффективно и как можно сделать иначе. Это непосредственно влияет на бизнес-результаты подразделений и компании в целом. Создание центра компетенций — это наша стратегическая инвестиция в будущее", – заключает Лихачев.
Александр Лихачев представил ключевые выводы из опыта bpm при организации центра компетенций по работе с персоналом в крупной ИТ-компании.
Создание центра начинается с анализа рынка и внутренних потребностей бизнеса: что востребовано, какие технологии и подходы задают тон, где компания теряет время и деньги из-за нехватки экспертизы, какие проекты намерена брать завтра.
На основе анализа формируются четкие профили компетенций, которые станут языком общения между бизнесом, HR и сотрудниками. Профили должны отвечать реальным потребностям, быть привязаны к результату и соответствовать будущим технологическим вызовам.
Все процессы работы с персоналом должны быть живыми: наем, оценка, развитие сотрудников – все требует постоянной настройки и доработки на основе обратной связи.
Важно создать активное профессиональное сообщество. Регулярные встречи, разборы сложных задач, обмен опытом и совместный поиск решений формируют среду, превращающую центр компетенций в конкурентное преимущество.
Центр компетенций должен быть плотно вшит в бизнес-процессы и давать измеримые результаты: сокращение сроков запуска проектов, уменьшение числа ошибок и улучшение качества.
"Центр компетенций – это не то, что можно сделать один раз и оставить неизменным. Это развивающийся организм, требующий постоянного внимания и корректировок, учитывающих изменения на рынке труда, появление новых технологий и вызовов. Профессиональное сообщество не должно становиться академическим, а постоянно выступать источником инноваций, двигая вперед бизнес-инициативы. Необходима регулярная коммуникация с лидерами практики, неравнодушными людьми, которые формируют профессиональную культуру, могут оценивать кандидатов, совершенствовать стандарты и задавать вектор развития", – резюмирует Александр Лихачев.
Одна из главных задач центра компетенций в продакт-менеджменте – развивать продуктовую культуру, аккумулировать экспертизу, анализировать успешные кейсы, дорабатывать существующие решения и методики управления ими. Такая централизация знаний и опыта ускоряет выбор стратегий на всех уровнях, снижает количество ошибок, обеспечивает гибкость настройки продукта на всех этапах его развития.
Эксперт подчеркивает ключевую роль центра компетенций как связующего звена между продуктовыми командами и стейкхолдерами (лица, влияющие на деятельность компании – ред.). Он выступает как посредник, переводя бизнес-требования на понятный для разработчиков язык и одновременно помогая донести информацию о перспективных идеях внутренним инвесторам. Именно в рамках работы центра компетенций стартапы проверяют гипотезы, готовят инвестиционные запросы и защищают бюджет перед стейкхолдерами.
"Один из инструментов такой медиации – продуктовый акселератор. В группе ЛАНИТ мы четвертый год проводим программу для поддержки стартапов, результатами которой стали реализованные инициативы – ИТ-решения с реальными продажами. Во главе этих проектов стоят квалифицированные продакт-менеджеры, готовые отвечать за результаты и брать на себя ответственность", – рассказывает эксперт.
Важная функция центра компетенций – обучение и развитие сотрудников через образовательные программы, тренинги, наставничество и т.д. Все это приносит ощутимую пользу. Например, обмен опытом в профессиональном сообществе снижает потребность в привлечении внешних консультантов, экономя средства и повышая квалификацию специалистов.
Центры компетенций в продакт-менеджменте, как правило, формируют в крупных компаниях и холдингах, где много работающих независимо друг от друга продуктовых команд, у каждой из которых есть свои успехи и ошибки.
"Очень важно консолидировать накопленные знания, чтобы можно было опираться на опыт коллег и не наступать дважды на те же грабли. Для продуктового развития, да и для бизнеса в целом, фактор скорости – ключевой. Создавая продукты в условиях высокой конкуренции, очень важно уметь быстро работать с гипотезами, вовремя отказываться от слабых и переключаться на другие без лишних ресурсных затрат", – поясняет Осипов, выделяя две ключевые составляющие появления центра компетенций.
Первое – наличие в команде лидера-энтузиаста, готового в непростых условиях продвигать идею создания и развития центра. Ее необходимо "продавать" стейкхолдерам, находить и удерживать активных членов сообщества, способных пропагандировать концепцию, наращивать и развивать базу знаний.
"Самое сложное – не столько создание такой концептуально-творческой мастерской, сколько поддержание ее работы, сохранение заинтересованной аудитории, привлечение новых активных специалистов, готовых без отрыва от основной деятельности привносить новое и полезное в общее дело", – отмечает Осипов.
Второе – гарантированное содействие со стороны стейкхолдеров, их готовность вкладывать средства в развитие центра, не приносящего прибыль напрямую. Здесь многое зависит от лидера: сможет ли он грамотно анализировать деятельность центра, регулярно доказывая его ценность не только по очевидным метрикам (количество вовлеченных, проведенных акселераторов или приглашенных экспертов), но и конкретными цифрами – какой финансовый и имиджевый эффект получает компания благодаря внедрению эффективных практик.
"Главной ошибкой будет полагать, что стоит один раз все поставить на поток, организовать людей, запустить ряд проектов и все будет прекрасно работать само. К сожалению, не будет. Важно постоянно "зажигать" аудиторию, находить новые инструменты для обмена опытом, вовлекать бизнес в поиск общих решений", – заключает Осипов.
Примеры создания и успешной работы четырех центров компетенций подтверждают, что такая структура помогает бизнесу уверенно развиваться. Рекомендации экспертов ЛАНИТ, основанные на собственном опыте и практических результатах, будут полезны организациям, планирующим внедрение аналогичных подходов.



