МОСКВА, 12 сен - РИА Новости. Минпромторг предложил ввести в России новые правила расчета утилизационного сбора. Кого коснется повышение и как это отразится на ценах на автомобили, какие подорожают сильнее всего и как изменятся условия оплаты для юридических и физических лиц, сколько придется платить, оценки и прогнозы экспертов — в материале РИА Новости.
Что такое утилизационный сбор

Пункт утилизации автомобилей. Архивное фото
Утилизационный сбор — это единовременный платеж, взимаемый с каждого проданного транспортного средства.
Правительство утвердило долгосрочную прогрессивную шкалу индексации утильсбора для легковых, легких коммерческих, грузовых автомобилей, а также спецтехники.
Цели введения утильсбора
Утилизационный сбор взимается за каждое транспортное средство, произведенное в России или ввезенное в страну. Он направлен на финансирование инфраструктуры утилизации автомобилей и минимизацию вредного воздействия на окружающую среду. Условия расчета утильсбора могут измениться с ноября 2025 года.
"Планируется ввести прогрессивную шкалу, по аналогии с реформой в налоговой сфере, которая показала положительную динамику. В том числе, средства могут быть направлены на дофинансирование программ поддержки отечественного производителя авто", — отмечает Ольга Дмитриева, кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ.
Как рассчитывают утильсбор сейчас
До вступления в силу нововведений физические лица, ввозящие один автомобиль для личного пользования без перепродажи в течение 12 месяцев, сохраняют льготную величину сбора:
- 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль (до трех лет);
- 5,2 тыс. рублей за подержанную машину старше трех лет.
Что предложил Минпромторг в 2025 году
Минпромторг предложил с 1 ноября 2025 года пересмотреть способ исчисления утилизационного сбора и ввести прогрессивную шкалу, привязанную к типу и мощности двигателя.
"Согласно предложению Минпромторга, базовый тариф сохранится для автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил. Для машин мощностью от 161 до 200 л. с. коэффициент планируется увеличить на 20%, для диапазона 201–250 л. с. — на 40%, а для автомобилей свыше 250 л. с. надбавка составит 60% и более", — поясняет Павел Ларин, директор по коммуникациям страхового брокера Mains.
Нововведения направлены на:
- борьбу с "серым" импортом — теневым ввозом подержанных автомобилей из-за рубежа;
- поддержку отечественных автопроизводителей;
- изменение структуры рынка авто — снижение доли мощных иномарок.
Как отмечали в Минпромторге, все большим спросом в России пользуются высокомощные транспортные средства с небольшими объемами двигателя, в том числе электромобили и последовательные гибриды. В связи с этим расчет утильсбора на основании только лишь объема двигателя теряет актуальность.
Перенос сроков
Первый вице-премьер Денис Мантуров на заседании Госдумы 14 октября сообщил, что поручил Минпромторгу рассмотреть возможность переноса на месяц срока введения новых правил расчета утильсбора.
"Я уверен, что мы найдем оптимальный вариант, и это всех должно удовлетворить с точки зрения главного вопроса, собственно, который звучал. Это те машины, которые находятся на либо таможенной очистке, либо находятся в транзите. Поэтому мы, естественно, не создадим сложности для населения", — сказал первый замглавы правительства.
Ранее глава "Деловой России" Алексей Репик направил письмо Мантурову с просьбой отсрочить вступление в силу новых параметров в связи с задержкой по доставке уже оплаченных автомобилей.
Новый принцип расчета по мощности двигателя

Покупатель осматривает машину. Архивное фото
При определении размера утильсбора будет учитываться не только объем двигателя автомобиля, но и его мощность. Чем мощнее авто, тем выше будет коэффициент. Базовая ставка варьируется в зависимости от категории транспортного средства:
- легковые авто (категория M1) — 20 000 рублей;
- грузовые авто (категория N), автобусы (категории M2 и M3), прицепы и полуприцепы (категории O1, O2, O3, O4) — 150 000 рублей;
- специальная техника, самоходные машины и прицепы (категория T) — 172 500 рублей.
Индексация коэффициентов будет осуществляться ежегодно вплоть до 2030 года.
- Для легкового автомобиля категории М1 с двигателем 2,0 л и мощностью 150 л.с. утильсбор увеличится с 20 000 руб. × коэффициент 1,5 до 20 000 руб. × коэффициент 1,7, что составит 34 000 руб.
- Грузовой автомобиль категории N1 с массой 15 т и двигателем 250 л.с.: базовая ставка — 172 500 руб., коэффициент — 4,2, сумма утильсбора — 724 500 руб.
Генеральный директор компании "Мой Автопрокат" Дмитрий Матвеев заявил, что для правильного расчета необходимо понимание, сохранит ли Минпромторг, вводя новые коэффициенты, текущую базовую ставку (20 тысяч рублей). Пока такого понимания нет. Отмечается, что “базовая ставка будет формироваться на основании типа и объема двигателя”, и все. Если базовая ставка останется на текущем уровне, утильсбор на полюбившиеся россиянами 3+ летние Kia Sportage, Hyundai Sonata и Toyota RAV4 возрастет до 1 млн, а на новые электромобили и гибриды — до 2 млн.
Кого коснутся изменения
Предполагается, что льготные ставки по утилизационному сбору останутся только для автомобилей мощностью до 160 л.с. Остальные автомобили попадут под повышенный налог. Увеличение ставок также затронет электромобили и гибриды.
Как повлияет повышение утильсбора на цены авто
Подорожание в связи с введением новой формулы утилизационного сбора затронет прежде всего премиальные гибриды и электромобили, цены на них вырастут на миллион рублей и более, подсчитали для РИА Новости автодилеры.
"Самое серьезное подорожание в связи с новой формулой утильсбора будет в сегментах электроавтомобилей и машин с гибридными установками. Например, Zeekr 001 прибавит в цене порядка 1,5 миллиона рублей. Модели бренда Lixiang — около 1,2 миллиона", — рассказал директор департамента новых автомобилей "Рольфа" Николай Иванов.
Заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей группы "Авилон" Ренат Тюктеев обратил внимание, что многие машины, которых коснутся изменения, продаются уже по ставкам утильсбора для юрлиц, на которые не распространяются льготы.
На примере электромобиля Zeekr 009, чья мощность оценивается в 224 лошадиные силы, он рассказал, что текущий утильсбор на эту модель составляет 667,4 тысячи рублей, а новый составит 1,54 миллиона рублей. Таким образом, машина подорожает на 872,6 тысячи рублей.

Машина на автозаправочной станции. Архивное фото
Говоря об авто с бензиновым мотором, Тюктеев привел в пример модели Volvo XC90 и Cadillac Escalade, мощность которых составляет 249 и 420 лошадиных сил соответственно. Так, на Volvo утильсбор увеличится на 174,6 тысячи рублей, а на Cadillac — на 131,8 тысячи.
"Таким образом, изменения коснутся множества моделей, в большей степени "просядут" продажи, осуществляемые по параллельному бизнесу с применением льготной ставки утильсбора на физлиц, здесь цены уже заметно подрастают", — подытожил эксперт.
Согласно действующему механизму, при ввозе физлицами для личного пользования новых машин возрастом до трех лет и объемом двигателя до трех литров утильсбор составляет 3,4 тысячи рублей, а для автомобилей с пробегом старше трех лет — 5,2 тысячи рублей. После введения изменений льготная ставка будет ограничена мощностью в 160 лошадиных сил.
В "Рольфе" привели в пример премиальный кроссовер BMW X5, который, по их подсчетам, прибавит в цене около 250 тысяч рублей, что не превышает 2% от сегодняшней его цены. Аналогичным образом в процентном отношении вырастет цена на японский внедорожник Toyota Highlander — на 150 тысяч рублей.
"Поэтому можно говорить, что цены вырастут, но это больше является коррекцией, а не резким удорожанием", — заверил Иванов.
Инициатива напрямую отразится на конечной стоимости автомобилей.
"Уже сегодня мы наблюдаем, что китайские и корейские бренды, доминирующие в ТОП-10 продаж в России, в среднем на 30% дороже, чем в странах своего происхождения. Это связано с логистическими издержками, параллельным импортом и уже существующими налогами, — говорит Павел Ларин".
Ценовая политика изменится не только на вновь ввезенные авто, но и на подержанные.
"На рынке около 45% подержанных авто с мощностью более 160 л.с. В первую очередь ценовые изменения затронут самые популярные модели авто: Geely Monjaro, Toyota RAV4, BMW X3 и X5, Hyundai и др. Удорожание может достигнуть 2 млн. руб. В то же время остается возможность выбора среди европейских и японских авто с двигателями до 160 л.с., такими как: Fit, Corolla, Vezel, Jimny, Volkswagen Golf, Kia K3, Mazda 3, BMW X1, Mercedes-Benz C-Class и Audi A3", — говорит Ольга Дмитриева.
Что будет с параллельным импортом
Самым недоступным станет представительский сегмент, который везут по параллельному импорту. По мнению Дмитрия Матвеева, он существенно сократится. Может получиться, что решение с увеличением утильсбора и отказом от льгот для физических лиц решит две проблемы:
- сократит параллельный импорт. Этот вид бизнеса давно не в "тренде", поскольку не стимулирует российских производителей.
- пресечет “серый” импорт, при котором физлица выкупают иномарки не для себя, а для дальнейшей перепродажи. Это само по себе на пользу конечному потребителю, поскольку приобретать ТС у перекупщика рискованно.
Мнения экспертов
В сентябре ассоциация "Объединение автопроизводителей России" предложила внести изменения в параметры расчета утилизационного сбора, в частности, определять его размер в зависимости от мощности двигателя автомобиля, а не его объема, соответствующие письма были отправлены главе Минпромторга Антону Алиханову, в Государственную Думу и в Совет Федерации.
По оценкам, индексация утильсбора в 2025 году принесет бюджету дополнительно до 1 трлн руб., а в 2026 году — свыше 1,5 трлн руб.
Что это значит для автовладельцев и покупателей
Новая система расчета утильсбора повлияет на стоимость автомобилей средней и высшей ценовой категории.
Кроме того, отразится и на ценах на внутреннем рынке. Сокращение предложения на авторынке приведет к повышению цен и на подержанные автомобили, которые уже находятся в нашей стране. При этом покупатели чаще будут отдавать предпочтение либо малолитражным автомобилям (до 160 л.с.), либо моделям, произведенным в России.
Стоит ли покупать авто до вступления изменений в силу
Сергей Пиголкин уточняет, что выкуп, оформление документов на экспорт, доставка автомобиля в Россию и прохождение таможенных процедур занимают около 1,5-2 месяцев. Учитывая ажиотаж и пробки в логистике и на таможне, велик риск не успеть приобрести автомобиль. Большинство импортеров, по словам эксперта, уже поставило на стоп прием заказов на эти авто.
Как рассчитать утильсбор для машины
Плательщиками утилизационного сбора могут быть покупатели, производители, импортеры. Его размер зависит от технических характеристик транспортного средства, его экологического класса. Специальный коэффициент предусмотрен для определенной категории транспортного средства. Его значение можно найти в перечнях, утвержденных постановлениями № 1291 и 81.
С 1 ноября добавят еще одну градацию — мощность.
- Утилизационный сбор = базовая ставка х коэффициент (зависящий от объема ДВС и возраста ТС) х на л.с.
Сбор перечисляют на реквизиты таможни или налоговой в зависимости от источника происхождения авто. Для расчета утильсбора подайте договор купли-продажи, инвойсы и транспортные накладные, заполните форму расчета и передайте в таможню до окончания таможенного оформления.
Автопроизводители обязаны перечислить утильсбор в течение 45 календарных дней после окончания квартала, в котором составлен расчет. За третий квартал платеж перечисляется не позднее 90 календарных дней. Для остальных плательщиков не установлен срок уплаты. Если владелец автомобиля не имеет полного пакета документов, сумма сбора рассчитывается по максимальной ставке, что может составить более 60% от цены.
По мнению доцента кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ, к.э.н. Дмитрия Морковкина, ключевая задача Минпромторга в плане промышленного суверенитета и обеспечения проектов технологического лидерства — реализация защитных мер отечественных производителей и развитие производства автомобилей внутри страны.
Вместе с тем, по словам эксперта, каких-то серьезных изменений сейчас со стороны покупателей не стоит ожидать. “Возможно некоторое оживление на рынке, но никто не бросится скупать имеющиеся авто, поскольку рынок ранее был перенасыщен китайскими авто, завезенными на российский рынок еще в 2023-2024 годах. А также многие сейчас стали отдавать предпочтение авто с электродвигателями”.



