Рейтинг@Mail.ru
"Такое случилось впервые". История женщины-дроновода из элитной бригады - РИА Новости, 11.09.2025
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Суета за работой

"Такое случилось впервые".

История женщины-дроновода из элитной бригады
Мария Марикян
Оператор БПЛА с позывным Суета —первая женщина — оператор беспилотников в "Стальной бригаде" Росгвардии. Она не только успешно уничтожает цели в Харьковской области, но и наладила производство дронов на оптоволокне. Корреспондент РИА Новости встретилась с ней и выяснила, как проходят ее боевые будни и как она сумела отвоевать себе место в сугубо мужском коллективе.
Боевое крещение
С раннего утра в лаборатории кипит работа: бойцы расчета БПЛА под командованием Суеты с рассветом вернулись с передовых позиций, но в расположении им не до сна.
Отложив экипировку в сторону, командир, едва переведя дух, готовит к следующему дежурству дроны на оптоволокне — им РЭБ не помеха. На 3D-принтере печатает катушки, потом специальный станок накручивает на них тонкий кабель. Процесс трудоемкий и долгий.
Суета - первая женщина оператор дронов в составе Стальной бригады Росгвардии
Суета, первая женщина — оператор дронов в составе "Стальной бригады" Росгвардии
На фронте подобное встретишь редко. У Суеты, к слову, с недавних пор перенимают опыт подразделения и Росгвардии, и Минобороны. Всякий раз гости ее мастерской удивляются: хрупкая, небольшого роста женщина без военного образования объясняет тонкости работ опытным командирам. Но так было не всегда: чтобы ее услышали, потребовалось немало времени.
О себе Суета рассказывает немного: из Сибири, владела автосервисом. Летать на дронах и снимать природу с высоты — давнее хобби. Да и с разведкой была знакома: помогала сотрудникам природоохранных ведомств искать браконьеров. С началом СВО твердо решила отправиться на фронт. Оказалась в "Стальной бригаде". Позывной привязался благодаря умению действовать в режиме многозадачности и везде успевать.
Ее намерение подключиться к боевой работе командиры не восприняли всерьез. Пытались, видимо, сберечь: сперва поручили документооборот, затем определили в связисты, потом — в расчет радиоэлектронной борьбы. Но младший сержант хотела пилотировать и наконец зимой 2024-го добилась своего.
"Обнаружили укрытие вэсэушников, — вспоминает первый боевой выход Суета. — Подожгли позицию — те выбежали тушить, выдав точное местоположение. Взрывотехник подготовил FPV, только набрала высоту, как поступает команда: "В укрытие!" Противник открыл по нам огонь… Я же в этот момент пролетала деревню, где были мирные, поэтому не могла бросить управление. Сосредоточилась, довела дело до конца — поразила цель. Была настроена продолжать, но командир приказал сворачиваться. Иначе мы рисковали раскрыть собственную позицию". Ее хладнокровие, выдержка поразили офицеров, все сомнения отпали.
Суета в расположении
Суета в расположении
Суету же после боевого крещения преследовали ночные кошмары. "Пошла в храм и поставила свечку за упокой тех, кого отправила на тот свет. В конце концов, если не мы их, то они нас. Задача должна быть выполнена во что бы то ни стало".
Желание возвращаться вновь и вновь туда, откуда можно не вернуться, усиливает непростая обстановка в Белгородском приграничье.

"Когда обстреляли дом в Белгороде, после чего обрушился подъезд, я была рядом. Бросила все, побежала разбирать завалы. Испуганные дети боялись выйти из подвалов и переживали не из-за того, что лишились крыши над головой, а за домашних животных под обломками, — рассказывает она о событиях мая 2024-го. — Налеты на мирных не прекращаются — по домам, машинам. И я стараюсь помочь нашей армии двигать противника все дальше от границы".

Суета - командир расчета БПЛА
Суета — командир расчета БПЛА
"Появились из ниоткуда"
Младший сержант щепетильно относится к боевой подготовке своей команды. Без тренировки на передовую не возьмет. Между дежурствами — занятия на полигоне. В приоритете — стрельба по движущейся цели. Дорога до позиций и обратно всегда рулетка: вражеский дрон может настигнуть в любой момент. Поэтому стрелять в подразделении умеет каждый: сапер, техник, пилот.
Как итог: расчет Суеты один из самых результативных в бригаде. В ответ на вопрос, как подчиненные приняли командира-женщину, включает аудиосообщение взрывотехника с позывным Крот. Боец, участвовавший в самых сложных операциях, называет Суету "лучшим командиром". "Его слова — опытного военнослужащего — навсегда останутся в памяти. Признание тех, с кем бок о бок работаешь на "нуле", для меня очень ценно".
С первого взгляда Суета строга и требовательна. Однако прислушивается, не загоняет в рамки и дает возможность каждому в команде проявить лучшую сторону.
Пилот-техник с позывным Темный, хоть и самый младший в расчете, однако в своем деле лучший. Вооружившись паяльником, корпит над наземной станцией управления — модернизирует, чтобы картинка, которая передается на очки FPV-дрона и монитор, перестала "шуметь".
Темный показывает трофейный дрон ВСУ
Темный показывает трофейный дрон ВСУ
Перед ним — "стопка" трофейных дронов. "Вот этот, к примеру, в прекрасном состоянии. Чуть доведу до ума — и запустим, — крутит в руках подбитый украинский FPV Темный. — Залит клеем: так можно летать и в дождь".
Он прибыл в 116-ю отдельную бригаду особого назначения после "срочки", сразу попал в разведроту. Бывало по-всякому, тяжелее стало, когда ВСУ принялись выставлять вдоль подходов к позициям "ждунов" — дроны, часами стерегущие цель в неприметных местах.
Сейчас такие "ждуны" все чаще не дают покоя. "Слышим — приземлился. Значит, пока не высунуться, есть риск не успеть увернуться. Шесть часов просидел, а затем улетел и взорвался неподалеку", — говорит Суета.
"Они лютые звери"
Сейчас расчет Суеты работает по целям в Харьковской области, чаще в Волчанске, где засели операторы БПЛА ВСУ. В частности, "Птахи Мадьяра".
"Их позиции буквально в каждом третьем доме. Ничего особенного — по уровню мы ничем не уступаем. Они для нас приоритетная цель, как и мы для них, — поэтому действуем тихо и скрытно, часто меняем точки, — уточняет Суета. — Особенно хорошо здесь зарекомендовали себя дроны на оптоволокне. Мы выводим из строя РЭБ-установки, это позволяет беспрепятственно поражать расчеты БПЛА противника, срывать ротации, подвозы. Есть и продвижения — дроноводы ВСУ отступают, поскольку силами разных подразделений мы не даем им покоя. Соответственно, им все сложнее поддерживать с неба своих".
С высоты птичьего полета кажется, будто в Волчанске не осталось ничего живого — сплошные выгоревшие скелеты многоэтажек и частных домов. Однако там до сих пор есть мирные — "птичников" шокировало, когда они увидели супругов- пенсионеров, машущих белыми тряпками нависшему над ними дрону-разведчику. У их ног бегала собака.
Суета на тренировке
Суета на тренировке

"Сколько всего там гражданских, неизвестно. Самое страшное — ВСУ устанавливают антенны прямо на их домах. То есть намеренно ими прикрываются, понимая, что мы не станем туда бить, — объясняет Суета. — А в нашем приграничье дроны ВСУ, не найдя военной цели на "свободной охоте", атакуют мирных".

Ее расчет также поддерживает штурмовиков группировки войск "Север", которые шаг за шагом продвигаются вперед и расширяют зону безопасности в Харьковской области. С дронов сбрасывают воду, лекарства, продовольствие — так безопаснее, ведь порой до бойцов не дойти из-за нависших повсюду "птиц".
"Сложнее добираться до позиций и нам — помимо "ждунов", противник выставляет ловушки со взрывчаткой, замаскированные под камни, кирпичи, куски глины, земли", — перечисляет Суета.
Взрывотехник с позывным Фугас добавляет: используют и, казалось бы, давно забытые школьные уроки физики. "Прилетела на днях фэпэвэшка с бутылкой в обертке. Внутри —зажигательная смесь как в противопехотных минах "Лепесток". А бумага-то самовоспламеняющаяся. То есть стоит ее потереть, как она загорается. Вот и подрыв", — уточняет боец, собирая очередной боеприпас под сброс.
"Даже умудряются трупы животных — кошек, зайцев — набивать взрывчаткой и скидывать с "Бабы-яги" или FPV на путях нашего следования, — продолжает Суета. — Под ноги — глаз да глаз. Против нас действуют лютые звери, по-другому не назвать".
Тем не менее она уверена: не все по ту сторону столь бесчеловечны. "Есть наверняка и те, кто там не по своей воле и готов сдаться в плен. И таким я хотела бы дать шанс".
На рабочем столе младшего сержанта — стопка распечаток с призывом сложить оружие. На дежурстве Суета первым делом запустит дрон с листовками, сбросит их над украинскими позициями. И подождет. Но если те не воспользуются шансом, в их сторону полетят заряженные "птицы" — одна за другой.
Суета служит в Стальной бригаде с первых дней ее основания
Суета служит в "Стальной бригаде" с первых дней ее основания
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала