Рейтинг@Mail.ru
"Поджидает под каждым камнем". На какие уловки идут ВСУ - РИА Новости, 29.08.2025
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сапер Каир проверяет местность

"Поджидает под каждым камнем".

На какие уловки идут ВСУ
Андрей Коц
Сапер гвардейского артиллерийского соединения группировки "Юг" старшина с позывным Каир — боец с 30-летним стажем. Служил еще в 1990-е, воевал во многих горячих точках. И теперь применяет свой опыт на полях сражений СВО. О нем и его работе — в репортаже РИА Новости.
Опасная находка
Мы встречаемся на бывшей рембазе ВСУ где-то на Покровском (Красноармейском) направлении. Ее отбили у противника буквально на днях. Пара разрушенных зданий, сиротливо притулившийся с краю катковый противоминный танковый трал, две размотанные гусеницы — по узкой дырке в башне украинского Т-64 понятно: его "размотал" наш FPV-дрон кумулятивным зарядом. Чуть подальше — выгоревшая дотла лесополка.
Враг, отступив, завалил с гексакоптера "Баба-яга" всю местность сбросами-"зажигалками". Взрывотехник Каир методично обходит территорию с индукционным миноискателем "Симплекс". Водит им влево-вправо, постепенно смещаясь от рембазы к полю. Отмечает: этот металлоискатель гораздо надежнее и точнее "Гаррета-450", с которым он работал раньше. Отсекает все ненужное: куски колючей проволоки, патронные гильзы, осколки снарядов. А мину на боевом взводе не пропустит.
Кустарно переработанная на неизвлекаемость противотанковая мина ТМ-62
Кустарно переработанная на неизвлекаемость противотанковая мина ТМ-62
Мы ее находим даже без металлоискателя. Противотанковая ТМ-62 лежит на поверхности. Один край утоплен в землю. Значит, она тут уже давно. Сбросили с дрона, скорее всего — с "Бабы-яги". Боеприпас доработали кустарно — взрыватель сверху удалили, отверстие прикрыли выпиленным лобзиком из фанеры кругом. Сбоку в корпус врезали встройку. Каир опытным взглядом определяет: мина установлена на неизвлекаемость.
Принцип простой и надежный. К тээмке вэсэушники прикрепили гироскоп с шариком. Стоит коснуться, и шарик сдвинется, замыкая цепь. Над этой миной даже дышать страшно. Но Каир подзывает поближе.
Противник с фантазией
"Не бойтесь, не жахнет. Только не трогайте, пожалуйста. А то и подметок от ботинок не останется, — произносит сапер. — Такие "сюрпризы" мы подрываем накладными зарядами. Рядом положим взятую неподалеку чешскую противотанковую PTMI-U 1989 года выпуска. Очень злая штука. В отверстие сверху вставляется штырь, который реагирует на проезжающую технику и инициирует взрыв. Накроем сверху датской, бескорпусной. По сути это чистый тротил, покрашенный лаком для прочности конструкции. Металлоискатель такую не почувствует. А сбоку — украинскую противопехотную самоделку".
Сапер гвардейского артиллерийского соединения группировки войск "Юг" с позывным Каир демонстрирует трофейные иностранные мины
Тоже весьма коварная. Во-первых, с датчиком на металл. Подходит боец с оружием — взрывается. Во-вторых, сбрасывается с дронов. Наткнуться на нее можно в любом месте, даже уже проверенном взрывотехниками. В-третьих, для маскировки мину заливают монтажной пеной и вываливают в грязи и земле. Со стороны выглядит как камень. Крайне непросто обнаружить.
Каир заканчивает манипуляции с минами. Кладет рядом две тротиловые шашки по 200 граммов каждая, поджигает запальный шнур и командует: "Всем в укрытие!" Отбегаем метров на 200, прячемся за кирпичной стенкой бывшего цеха. Спустя минуту мощный взрыв разбрасывает по округе комья земли и мелкие камни. Остается воронка глубиной в метр. А в ушах звенит еще с полчаса.
Путь воина
Каир родом из Ростовской области, в армии уже 30 лет. Боевой путь — Абхазия, Южная Осетия, Чечня, Ингушетия, Сирия, СВО. Государственные награды — "За боевые отличия", медаль Жукова, "За спасение погибавших", "За разминирование", "За ратную доблесть", "За участие в КТО на Северном Кавказе", "За поддержание мира в Абхазии" и другие.
Признается: "СВО, пожалуй, стала для меня кульминацией. Раньше были региональные конфликты, где приходилось иметь дело с иррегулярными формированиями, бандитами. А здесь против нас — армия. Причем воюем-то мы не с украинцами, а по факту со всем блоком НАТО. Очень много мин западного производства: французские, американские, чешские, датские. Постоянно учимся. Помогает интернет: там есть ТТХ и особенности любого оружия. За день доводилось обезвреживать до 50 взрывоопасных предметов".
Старшина Каир — о своем боевом пути и повседневных задачах
Его задача — проверять подходы к позициям противника, сами позиции, где вэсэушники оставляют нашим "сюрпризы", дороги, обочины, лесополки. В зоне боев немало несработавших, "стукнутых" снарядов, ФАБов, "сбросов". По самым скромным прикидкам Каира, сплошное разминирование всей местности займет не менее 25 лет.
"Больше всего досаждают "птички" противника, — говорит взрывотехник. — Для них сапер — приоритетная цель. РЭБ спасает не всегда, так как украинцы стали чаще использовать дроны на оптоволокне. Поэтому полагаемся на себя, на свою физическую форму и наработанный кровью и потом опыт. Я не пропущу ни одного взрывоопасного предмета. То, что нельзя разминировать, уничтожаю на месте. Либо тротиловыми шашками, либо очередью из автомата. Стараюсь лишний раз не рисковать — сапер, как известно, ошибается лишь однажды. Но здесь я в родной стихии. И это обалденное ощущение".
Он с детства интересуется историей Древнего Египта, отсюда и позывной. Но в Стране пирамид пока не побывал — приберег путешествие для времен, когда выйдет в отставку. Однако на пенсию не торопится, хотя 30-летняя выслуга это позволяет. Не может бросить парней, в том числе — своего зятя, который служит с ним в одном подразделении. Подчиненные буквально боготворят Каира, даже сняли и смонтировали про него 20-минутный фильм. Там сапер совсем не по-военному поэтично объясняет, почему ежедневно рискует жизнью.
"Война — мой друг. Это непредсказуемый путь, — говорит он. — И судьба, как тень, всегда поджидает тебя за углом. Ты можешь быть мастером своего дела, но рано или поздно она найдет тебя. И неважно, сколько боев ты пережил. Конец приходит к каждому. Такова правда, ведь судьбу не обманешь. Но для воина нет такого слова — "покой". И пока наши братья сражаются, мы не можем остановиться. Путь не заканчивается".
Каир выбрал свой путь давным-давно. И следует по нему, не сворачивая, не сомневаясь и не изменяя себе. Путь воина.
Каир обследует сожженную лесополку
Каир обследует сожженную лесополку
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала