МОСКВА, 22 авг – РИА Новости. Имя Юрия Гуляева в Советском Союзе знали все. Бархатный баритон, в котором сплетались сила и нежность, звучал из радиоприёмников, с экранов телевизоров, на главных сценах страны и даже в космосе. Он одинаково легко исполнял сложнейшие оперные арии, русские народные песни, романсы и модные эстрадные шлягеры. Его голос стал частью эпохи - яркой, устремлённой в будущее.
Спел арию, публика рукоплескала
Гуляев появился на свет 9 августа 1930 года в Тюмени, в семье бухгалтера и домохозяйки. Родители растили четверых детей. Когда Юре исполнилось одиннадцать, отец тяжело заболел, и забота о семье легла на плечи мальчика. Музыка стала для него спасением.
Он слушал пластинки, подражал певцам, пытался запоминать мелодии. В школе впервые проявил себя как вокалист - спел арию Ленского из "Евгения Онегина" Чайковского. Публика была в восторге. Там же освоил баян.
И всё же после окончания школы он сделал выбор, который тогда многих удивил - поступил в медицинский институт. Но хватило одного года, чтобы понять, что его судьба не в хирургии, а все же музыке.

Город Тюмень
Юрий поступил на вокальный факультет Уральской консерватории. Интересно, что педагоги поначалу обучали его как тенора. Голос не звучал, карьера казалась сомнительной. Но однажды студент попробовал петь баритоном и всё встало на свои места.
С этого момента Гуляев словно расправил плечи. Его голос зазвучал уверенно и мощно, а сам он почувствовал, что наконец нашёл себя.
После окончания консерватории последовали первые шаги на профессиональной сцене: сначала Свердловский театр оперы и балета, затем Донецк (тогда Сталино), где он шесть лет был одним из ведущих солистов.

Памятник Якову Свердлову в Екатеринбурге
Захватывал внимание с первых нот
В 1959 году Гуляев впервые громко заявил о себе на международной арене. Успех пришел на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Вене. На прослушивании участников конкурса прима Большого театра Валерия Барсова сразу обратила внимание на Юрия и сказала: "будущий великий певец".
Через два года его пригласили в Киевский театр оперы и балета. Но то ли из-за зависти, то ли по другим причинам, его Онегина на киевской сцене встретили холодно: жесткая критика звучала не только со стороны прессы, но и от коллег. Для Гуляева это стало серьезным ударом.

Певица Валерия Барсова
После пятнадцати лет в Киеве он в 1975 году решил перейти в труппу Большого театра. Но и там счастья оказалось немного: в театре с трудом мирились с его популярностью на эстраде, неохотно отпускали на гастроли и съемки, давая понять, что "потакать" славе певца никто не собирается.
Хотя для артиста приглашение в труппу Большого, было знаком высшего признания.
На сцене он исполнял партии Онегина, Фигаро, Алеко, Жермона в "Травиате", Валентина в "Фаусте". Драматический баритон в сочетании с актёрской игрой и личным обаянием делали его выступления по-настоящему притягательными.
Его часто сравнивали с Магомаевым. Оба были любимцами публики, оба умели захватывать внимание с первых нот. Но конкуренции не было, они уважали друг друга, дружили, каждый шёл своей дорогой.

Выступление народного артиста СССР Муслима Магомаева на новогоднем "Голубом огоньке". Москва, 1972
Слава за пределами СССР
В конце 1960-х страна жила мечтой о космосе. Песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова из цикла "Созвездие Гагарина" стали настоящими гимнами. Голос Гуляева, мощный и в то же время тёплый, идеально подходил для этих композиций.
Он, как и Гагарин, стал символом времени. Оба казались олицетворением оптимизма, силы и веры в будущее.

Летчики-космонавты СССР, Герои Советского Союза Юрий Гагарин и Валентина Терешкова
Женщины писали ему тонны писем, восторгались, признавались в любви. Но артист оставался верен супруге Ларисе Михайловне, журналисту и редактору. Их брак пережил испытания славой и постоянными гастролями артиста.
Талант Гуляева высоко ценили и за рубежом. В 1964 году он выступил в легендарной парижской "Олимпии" и произвёл настоящий фурор. Гастролировал по Кубе, Японии, Европе, собирал овации и восторженные отзывы критиков.
Помимо исполнения чужих произведений, певец сочинял сам. Среди его песен - "Желаю вам" на стихи Роберта Рождественского, ставшая популярной в народе.

Композитор Александра Пахмутова
Болезнь, о которой он молчал
В 1978 году Гуляев перенёс тяжёлое воспаление лёгких. Последствия оказались страшными - у него развилась бронхиальная астма.
Он продолжал выходить на сцену, хотя всё чаще нуждался в лекарствах и врачах. О болезни почти никому не рассказывал. Даже коллеги не догадывались о том, какой ценой даются концерты.
Александра Пахмутова вспоминала: "Никто и предположить не мог, что восемь лет его мучила астма, тяжело болел сын. Это была душа, полная слез... Его лицо часто светилось открытой улыбкой, а что скрывалось за ней, знали только самые близкие люди".

Николай Добронравов, Александра Пахмутова и Игорь Лученок
12 апреля 1986 года, в День космонавтики, Гуляев в последний раз появился на телевидении в телемосте с космонавтами. Никто тогда не догадывался, что это его прощание.
Через одиннадцать дней его нашли без сознания в машине возле гаража. В руке он сжимал ингалятор. Приступ оказался последним. Ему было всего 55 лет.
После ухода Юрия Гуляева остались записи. Десятки арий, романсов, песен. Его бархатный баритон продолжает звучать, напоминая о времени, когда музыка была частью большой мечты огромной страны.
Песня разведчиков из фильма "Последний рейс "Альбатроса"" в его исполнении звучит как реквием поколению: "Мы ушли, словно не были, и следов не оставили..."
Но следы всё же остались. В памяти, в записях, в сердцах тех, кто слышал этот голос. Кроме того, именем Юрия Гуляева названы улицы в его родной Тюмени и в Донецке, где начиналась его оперная карьера. В его честь назван и концертный зал Тюменской филармонии. В Донецке есть музей Юрия Александровича Гуляева. Открытая в 2001 году малая планета названа "6783 Гуляев".

© Фото : Тюменская филармония / Дмитрий Сиялов
Пианист Денис Мацуев, дирижер Клеман Нонсьё и Тюменский филармонический оркестр
