
"Предотвратили немыслимое"
Как разведка СССР остановила уничтожение страны
Восемьдесят лет назад американские ученые подорвали 21-килотонный заряд "Тринити" на полигоне Аламогордо в Нью-Мексико. Новое оружие превратило США в ведущую военную силу на планете. Однако спустя четыре года собственную атомную бомбу испытал СССР, выровняв тем самым геополитический баланс. Этому событию предшествовала сложнейшая операция советских спецслужб. Об истоках ядерной гонки — в материале РИА Новости.
"Я – смерть"

Подрыв первого в мире ядерного заряда произвел на наблюдателей неизгладимое впечатление. Огромный огненный шар температурой в 16 тысяч градусов по Цельсию, поднявшийся над пустыней, расплавил песок полигона, превратив его в стекло. На месте взрыва остался кратер диаметром в 370 метров. Вспышку наблюдали на расстоянии около 290 километров. Именно тогда создатель страшного оружия Роберт Оппенгеймер произнес знаменитую фразу, процитировав "Бхагават-Гиту": "Теперь я — смерть, разрушитель миров".
Испытание "Тринити" стало венцом "Манхэттенского проекта". Под таким кодовым названием американские ученые с 1942-го занимались разработкой нового оружия неслыханной мощности. В проекте приняли участие порядка 130 тысяч человек, а его стоимость достигла почти двух миллиардов долларов (25 миллиардов по нынешнему курсу). Исследования проводили на территории США, Великобритании и Канады. Немалый вклад в программу внесли немецкие специалисты, которых Вашингтон под любым предлогом пытался перетащить к себе.

Плазменный пузырь Тринити через 0,025 секунды после начала ядерного взрыва
© US Govt. Defense Threat Reduction Agency
В проекте участвовали лучшие ученые, были задействованы огромные производственные возможности США. Это позволило создать образцы ядерного оружия менее чем за три года. Тогда казалось, что расщепление ядра станет панацеей для человечества и обеспечит всю планету дешевым, чистым электричеством. Но уже через месяц после испытания "Тринити" американцы сбросили бомбы "Малыш" и "Толстяк" на японские города Хиросиму и Нагасаки. Посыл остальному миру был предельно понятен.
План "Дропшот"
Президент США Трумэн в 1945-м напрямую заявил Сталину: "У нас есть оружие такой силы, с какой человечество еще не сталкивалось". Это был прямой намек на то, что Белый дом рассматривает полное уничтожение СССР как национальную стратегию. Плану даже придумали название — Dropshot. По замыслу Пентагона, предполагалось сбросить 300 ядерных и 29 тысяч фугасных бомб на сто городов и поселков, чтобы сразу уничтожить 85 процентов промышленного потенциала Советского Союза. От 75 до 100 из трехсот ядерных зарядов были нацелены на уничтожение боевых самолетов на земле.

Первая советская атомная бомба РДС-1 в музее Российского федерального ядерного центра — Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) в Сарове
Однако СССР 29 августа 1949-го подорвал на Семипалатинском полигоне собственный "спецбоеприпас" — РДС-1 мощностью в 22 килотонны. Факт проведения испытания засекретили, однако американцы зафиксировали взрыв. Двадцать пятого сентября 1949-го газета "Правда" опубликовала сообщение ТАСС в связи с заявлением президента США Трумэна о проведении в СССР атомного взрыва": "Шестого ноября 1947 года министр иностранных дел СССР В. М. Молотов сделал заявление относительно секрета атомной бомбы, сказав, что "этого секрета давно уже не существует". Это заявление означало, что Советский Союз открыл секрет атомного оружия и имеет в своем распоряжении это оружие. Научные круги США приняли заявление Молотова как блеф, считая, что русские могут овладеть атомным оружием не ранее 1952 года".

Ядерный гриб наземного взрыва РДС-1. 29 августа 1949
© Фото : архива РФЯЦ-ВНИИЭФ
Американцы в корне ошибались. Уже с сентября 1941-го в СССР начала поступать разведывательная информация о проведении в Великобритании и США секретных интенсивных научно-исследовательских работ, направленных на разработку методов использования атомной энергии для военных целей и создание атомных бомб огромной разрушительной силы.
Подвиг разведки
Одним из самых важных документов, полученных в 1941-м советской разведкой, был отчет британского "Комитета M.A.U.D.". Материалы предоставил Джон Кернкросс (агент Лист из "Кембриджской пятерки") — помощник секретаря Имперского военного кабинета лорда Хэнкию. Из отчета стало ясно, что создание атомной бомбы реально: это оружие, вероятно, появится еще до окончания войны и может повлиять на ее ход. Примечательно, что стенограмма сверхсекретного заседания в Лондоне от 16 сентября оказалась на столе у начальника внешней разведки СССР Павла Фитина уже на следующий день.

Испытание первой советской атомной бомбы РДС-1. Семипалатинский полигон. 29 августа 1949 года
К 1943-му у разведки СССР имелись подробные сведения о работах по созданию атомной бомбы в США. Их передали специалисты, понимающие опасность ядерной монополии или сочувствующие СССР — среди них, в частности, Клаус Фукс, Теодор Холл, Жорж Коваль и Давид Гринглас. Основных же руководителей Манхэттенского проекта установила советская разведчица Елизавета Зарубина (агентурный псевдоним Вардо).
По воспоминаниям легендарного разведчика Павла Судоплатова, уже через 12 дней после окончания сборки первой американской атомной бомбы описание ее устройства лежало на столе у Сталина. В 1945-м туда же пришли подробнейшие документы о характеристиках испытательного взрыва на горе Аламогордо, о методах постановки атомной бомбы на боевой взвод, а также доклад об электромагнитном методе разделения изотопов урана.

Макет термоядерной "Царь-бомбы", испытанной 30 октября 1961 года, доставлен из Саровского ядерного центра (РФЯЦ-ВНИИФ) в Центральный выставочный зал "Манеж" в рамках культурно-исторической выставки, приуроченной к 70-летию российской атомной отрасли.
Почти все материалы проекта передавали в зашифрованном виде по радио. Американская служба радиоперехвата записывала их тексты регулярно, но пеленгаторы не могли обнаружить местоположение шпионских раций, а дешифровщики — раскрыть содержание радиограмм. Это удалось только через несколько лет, после осуществления проекта "Венона", с помощью новых мощных вычислительных машин Американские власти начали охоту на советских разведчиков, в ходе которой были казнены супруги Розенберг, отправлявшие в СССР ключевую информацию по "Манхэттенскому проекту".
Но было уже поздно. Советский Союз получил все необходимые знания для создания собственного оружия массового уничтожения. После испытания РДС-1 началась ядерная гонка. Первую роль в ней сыграли разработчики ракетной техники, которая должна была стать основным средством доставки "спецБЧ" на территорию противника. Но это уже совсем другая история.

Снимок кратера Тринити после испытания на полигоне Аламогордо на юге штата Нью-Мексико
Тем не менее именно подвиг советских разведчиков, наладивших в США широкую агентурную сеть и сумевших выкрасть главный военный секрет Вашингтона, предотвратил реализацию плана "Дропшот". И до сих пор хранит Россию от прямого военного вторжения с Запада.
08:00 16.07.2025
(обновлено: 18:56 16.07.2025)