
"ВСУ не были готовы".
Как развивается наступление на ключевом участке фронта
Штурмовые группы 155-й отдельной гвардейской бригады морской пехоты Тихоокеанского флота продолжают наступать в Сумской области, отодвигая ВСУ все дальше от Курской области. Киев снова и снова бросает сюда резервы, но остановить российских бойцов не может. Корреспондент РИА Новости наблюдала за боевой работой морпехов из приграничья.
Подготовка к штурму
— Магазины, аптечки, рюкзаки, радиостанции, карты — проверяйте от и до, чтобы все было на месте!
Командиры штурмовых групп с вечера осматривают бойцов, которым предстоит добраться до одного из населенных пунктов. Убедившись, что все в порядке, солдаты расходятся по блиндажам, на отдых — лишь несколько часов. Для тех, у кого это первый боевой выход, ночь беспокойная — бывалые стараются подбодрить, советуют не нервничать и сосредоточиться на поставленной задаче.

Матрос 155-й бригады морской пехоты ТОФ
Подъем ранним утром, инструктаж — и морпехи на машинах направляются к фронту. Мы с сопровождающим — за ними. Добравшись до определенной точки, штурмовики уже идут пешком, разбившись на группы, соблюдая между собой дистанцию.
Идут вдоль населенных пунктов Сумской области. Об их освобождении в информационных сводках сообщалось буднично. Однако достаточно взглянуть на картинку с дрона, чтобы понять, насколько сложно тут было штурмовикам: большие "открытки" между лесополосами, болото, дорога вся усеяна воронками от артиллерийских снарядов.
"Велес, передвигайтесь скрытно, но в темпе, в темпе! Они усилят огневое воздействие, надо пробежать этот промежуток. Как принял?" — связист с позывным Арчи не отходит от непрерывно хрипящей радиостанции.

Арчи за работой
В тесном погребе, который, судя по расползающейся по стенке трещине, пережил далеко не один прилет, кипит работа. Бойцы командно-наблюдательного пункта координируют морпехов, наблюдая с неба за каждым их шагом. Однако чем дальше они удаляются, тем сильнее рябит изображение на экране.
"Ближе подлететь уже не получится", — поясняет оператор БПЛА с позывным Подножье, не отрываясь от пульта.
Черно-белая картинка означает, что дрон попал под воздействие систем радиоэлектронной борьбы. Считаные минуты — и опять цветная, удалось вернуть управление. "Сейчас там вовсю работает наш РЭБ, чтобы защитить парней от атак дронов. Разведка ВСУ тоже не дремлет — как только замечают движение в их сторону, бьют со всего".

Связист за работой
Штурмовики вместе с тем строго следуют заданному маршруту, который разбит на точки. О положении дел докладывают каждые пять-десять минут. На себе — десятки килограммов, поэтому идут в умеренном темпе. Но на открытом пространстве — только бегом.
"РЭБ в работе! Пару малых — и по левой стороне укрытие. Сохранитесь там, потом продолжайте движение", — говорит пехоте Арчи.

Связист вносит пометки в журнал
"Веду охоту"
"В данный момент против нас действует 225-й отдельный штурмовой полк ВСУ. Ведут себя очень агрессивно, огрызаются, пытаются вернуть свое превосходство на данном участке фронта, но не получается. У них хорошая подготовка, но нас они не остановят, — рассказывает командир роты 155-й бригады морской пехоты ТОФ с позывным Феникс. — Наша задача — выбить противника с позиций и передать группам закрепления, а самим двигаться дальше, создавая тем самым буферную зону, чтобы обезопасить Курскую область".
Когда только пересекли границу, морпехи столкнулись с остатками штурмовых подразделений ВСУ, выбитых из Курской области, а также украинскими пограничниками.
Офицеры штурмовой роты 155-й бригады морской пехоты ТОФ рассказывают о боях в Сумской области
"Первый бой — во Владимировке, продолжался несколько часов. Но они не были готовы к встрече с нами. Взяли пленных. От них получили кодировки, доступ к радиоперехватам, узнали тонкости и подводные камни в обороне. Кругом все было заминировано, в том числе минами натовского образца. Со схемами минных полей стало значительно проще, — продолжает Феникс. — Сдавались, к слову, они в том числе благодаря нашим расчетам БПЛА, которые скидывали на их позиции листовки и аудиоколонки с призывами сложить оружие".
Следующий населенный пункт, Алексеевка, дался сложнее. Вокруг — густые леса, опорники, где засели вэсэушники, видны только с земли. Штурмовики передавали координаты FPV-расчетам и артиллеристам. "Благодаря точному огневому поражению зачистили несколько лесополос и двинулись дальше", — уточняет комроты.

Командир роты 155-й бригады морской пехоты ТОФ с позывным Феникс
Оператор БПЛА с позывным Подножье, удачно подобрав высоту и маршрут, уже несколько часов наблюдает за штурмовиками. А бои тут не только на земле.
"Нахожу дроны со сбросами над позициями нашей пехоты и сбиваю их тараном, возвращая при этом свою птицу в целости. То есть, помимо разведки участка, куда штурмовикам предстоит зайти, охочусь на БПЛА, — объясняет он. — Смотрим за обстановкой и за ЛБС. На бронетехнике ВСУ давно в этих местах не разъезжают, мелькают лишь пикапы — подвозят личный состав".


1 / 2
Оператор БПЛА 155-й бригады морской пехоты ТОФ с позывным Подножье
Группа эвакуации
"Февраль триста!" — прохрипела рация. Один из штурмовиков наступил на противопехотную мину. Элвис, боец из группы эвакуации, дежурит рядом в полной боевой укладке. Сверившись с координатами, вместе с сослуживцем (позывной — Гоуст) поспешил в нужное место.
Это заняло примерно час, причем бегом. Февраль ждал их в укрытии, с перетянутой жгутом ногой.

Боец группы эвакуации с позывным Гоуст
Элвис рассказывает: "Стопа раскрылась "розочкой", бедро посекло осколками. Мы оказали первую помощь, обезболили. Затем погрузили на носилки — и к медвзводу, фельдшерам, шли примерно два часа. Всю дорогу беседовали с ним, чтобы он не потерял сознание".
Признается: "Было непросто. Много остановок из-за FPV: как только выходишь на "открытку", они тут как тут. Морально тяжело, прежде всего раненому. Когда дрон пролетает рядом, ощущение, что бахнет в любой момент. Страшно, но на передовой легко не бывает".
Элвис в 155-й бригаде с весны. На гражданке был сварщиком.
"Чтобы попасть в группу эвакуации, достаточно обучиться тактической медицине. На фронт хотелось и раньше, не брали из-за возраста, — говорит 22-летний боец. — А мой отец на СВО с самого начала, в прошлом году списался после ранения".
Два месяца назад ранило и Элвиса — осколками перебило нервы на ноге и пальцах рук. Болит до сих пор. Это случилось в Белгородской области — вытаскивал раненого с поля боя.
Боец с позывным Элвис рассказывает о службе в группе эвакуации
"Миномет, артиллерия, сбросы — боец с позывным Татарин находился в гуще событий и не мог самостоятельно передвигаться из-за тяжелого ранения. Мы с его командиром подобрались к нему только через сутки. Как только подошли — сильный обстрел, — вспоминает Элвис. — Меня посекло осколками от сброса, командиру попало в ноги от FPV. Мы погрузили тяжелого на носилки и двинулись обратно. Каждый шаг давался с трудом — то и дело открывались раны. И так с десяти утра до семи вечера. Самое сложное было пересечь болото: спотыкались, падали… Но, к счастью, выбрались. Дотащили раненого живым до медиков. Я же от эвакуации отказался".
"Задача одна"
Нелегко приходится и бойцам группы подноса.
"Наша задача — подыскать укрепленное и защищенное место базирования. Затем встретить, показать наиболее безопасный маршрут. Еще подносим штурмовикам еду, воду, боекомплект, бензин. В общем, все, что необходимо, — перечисляет Копатыч, боец этого подразделения. — Бывало, "птицами" доставляли, но много на себе они в любом случае не утащат. Поэтому ходим пешком в паре, несем десятки килограммов. Если обстановка позволяет — довозим на мотоциклах. Участвуем и в эвакуации раненых".


1 / 2
Боец группы подноса 155-й бригады морской пехоты ТОФ с позывным Копатыч
В 155-й он третий год, со штурма Угледара в ДНР. Боец скромно умалчивает о том, что награжден орденом Мужества, медалями "За храбрость, а также "За спасение погибавших". "Мы ведь тут не ради медалей, — пожимает Копатыч плечами. — Стараемся делать все от нас зависящее, лишь бы парни, которые идут впереди, были целыми".

Штурмовик 155-й бригады морской пехоты ТОФ с позывным Баян
Штурмовики закрепляются — пока не стемнело, нужно укрыться, ведь ночью их поджидает другая угроза. В темное время суток летают ударные дроны "Баба-яга" с минами, способными разрушить дома, подвалы, блиндажи.
Морпехи тщательно замаскируются, а с рассветом продолжат путь. Офицеры командного-наблюдательного пункта роты круглые сутки управляют боем. И в любой момент готовы отправить бойцам подкрепление.

Боец группы подноса 155-й бригады морской пехоты ТОФ
08:00 24.06.2025
(обновлено: 10:02 24.06.2025)
