В Бангкоке проходит 81-я сессия Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Ее основной темой стало сотрудничество в ходе урбанизации в АТР. Российскую Федерацию представляет глава департамента международных организаций МИД России Кирилл Логвинов. Он поделился с РИА Новости своим мнением о работе этой организации, о ценности ЭСКАТО как деполитизированной площадки, о том, что может ждать саму Организацию объединенных наций, если на пост председателя Генеральной Ассамблеи будет избрана бывшая министр иностранных дел ФРГ Анналена Бербок. Беседовал Евгений Беленький.
– Кирилл Михайлович, скажите, пожалуйста, какие основные темы российская делегация поднимает на 81-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)?
– Здесь необходимо понимать, что, согласно правилам процедуры, мы как государство-член ЭСКАТО в ходе участия в сессии должны в первую очередь ориентироваться на ее главную тему. Она в этом году звучит как: "Региональное сотрудничество в интересах жизнестойкого и устойчивого развития городов в АТР". Тема, на наш взгляд, очень полезная, именно поэтому Российская Федерация поддержала ее утверждение в ходе прений накануне сессии. Азиатско-Тихоокеанский регион вслед за другими частями света стремительно урбанизируется. Для экономики и для населения данный процесс представляет собой как возможности, так и вызовы, в том числе в контексте выполнения Повестки дня ООН в области устойчивого развития. Последняя является хорошей основой для учета этих вызовов, поскольку призывает страны действовать с оглядкой на три базовых компонента устойчивого развития – экономический, социальный и природоохранный. Для процессов урбанизации данное "триединство", на наш взгляд, и является ключом к решению сопутствующих проблем. На нем мы и сфокусировали свое выступление. Безусловно, в свете нашего общего внимания на сессии будут оставаться и такие базовые вопросы, как развитие инфраструктуры (транспортной, энергетической и информационно-коммуникационный), поддержка социальных программ, повышение устойчивости стран АТР перед бедствиями и развитие статистического учета.
– Не могли бы вы рассказать о ваших ощущениях на сессии ЭСКАТО с точки зрения общего отношения к России? Чем обстановка на сессии в Бангкоке отличается от других мероприятий с участием международных партнеров, в том числе европейских?
– Безусловно, для меня разница особенно очевидна, так как последние годы своей профессиональной деятельности я посвятил работе на европейском направлении. То, что мы сегодня имеем с Брюсселем, уже даже отношениями, откровенно говоря, язык не поворачивается назвать. Бангкок же в очередной раз благополучно подтвердил свой статус деполитизированной площадки, где государства готовы к конструктивному и нацеленному на практический результат диалогу. В современной ситуации, когда в глобальной политике доминируют разобщение, а до окончания Целей устойчивого развития ООН остается меньше пяти лет, ценность такого подхода к взаимодействию невозможно переоценить. Нам он очень дорог, и мы делаем все от себя зависящее, чтобы его поддерживать и развивать. Именно в этом видим главный мандат ЭСКАТО и ее добавленную стоимость.
– Какова позиция России по текущему процессу исполнения целей устойчивого развития ООН?
– Как я уже сказал, из отведённых человечеством пятнадцати лет на их исполнение, две трети пути уже пройдено. В автомобильных и велогонках на этом этапе уже можно посчитать примерные результаты команд, взяв за основу пройденное расстояние и набранный темп. В нашем случае результаты такого подсчета будут скорее тревожные, чем обнадеживающие. Подавляющее стран Азиатско-Тихоокеанского региона, согласно оценкам Секретариата, не смогут достичь даже половины целевых показателей целей устойчивого развития к контрольному сроку. Треть стран АТР отстают по всем 17 трекам. Тем не менее, я не просто так привел аналогию с гонками: заядлые болельщики знают, что последние круги являются решающими. Для отстающих это не повод перестать давить на газ – лидеров все равно не нагнать. Наоборот, возможность вложить все сохраненные ресурсы в последний отрезок – и на нем участники налегают "на весла" с двойной силой и сокращают отрыв в борьбе за квалификационные очки. Вот именно такой – несмотря на все пессимистичные оценки и прогнозы – мы хотели бы видеть последнюю "милю" целей устойчивого развития, или, если угодно, последнюю "пятилетку". Потому что в конечном итоге главное, что будет иметь значение на финише, это не то, насколько близко к контрольным показателям подошли страны-члены, а то, какой путь они проделали и какие предприняли усилия. Ведь каждый шаг, пройденный на пути к выполнению целей устойчивого развития, это сотни тысяч жизней, спасенных или изменившихся к лучшему. Для реализации повестки-2030 и достижения устойчивого развития требуется проявление подлинной государственной мудрости и политической приверженности, подтверждённой не лозунгами в выступлениях с трибуны зала Генассамблеи ООН, а реальными делами и целенаправленным сотрудничеством на основе многосторонности, равноправия и уважения принципов Устава Всемирной организации во всей их совокупности и взаимосвязи.
– Как обстоят дела с выдвижением Анналены Бербок в председатели Генеральной Ассамблеи ООН? В случае избрания как это скажется на работе Ассамблеи?
– В период работы на посту главы МИД ФРГ Анналена Бербок продемонстрировала полное отсутствие профессионализма, регулярно отмечалась непродуманными и тенденциозными высказываниями, запомнилась зацикленностью на собственной карьере в ущерб отстаиванию общественных интересов. Весьма наглядным образом ее некомпетентность и ангажированность проявилась в контексте украинского кризиса. Полагаем, что немка останется верной себе и в случае избрания, хотя председателю Генассамблеи предписывается действовать с равноудаленных позиций. От Бербок стоит ожидать беспардонного продвижения национальных приоритетов Берлина, форсирования реформы Совета Безопасности под предлогом 80-летия ООН (с учетом членства ФРГ в "Группе четырех"), энергичной подготовки почвы для вхождения Германии в пул непостоянных членов Совбеза на 2027-2028 годы, оголтелой критики России. Избранные Анналеной Бербок методы работы чреваты дальнейшим углублением разделительных линий в Генассамблее и, как следствие, ослаблением авторитета и эффективности данного органа. Это противоречит коренным интересам стран-членов ООН. Столь ответственный международный пост предполагает соответствовать самым высоким стандартам этики. Для председателя Генассамблеи недопустимо предоставление необоснованных преимуществ каким-либо государствам. Чиновник столь высокого ранга должен избегать предвзятых подходов и конфликта интересов, получения указаний от представителей правительственных или неправительственных организаций. Соответствующие положения закреплены в Кодексе этики Председателя Генеральной Ассамблеи, которым он должен руководствоваться согласно резолюции Генассамблеи 70/305 от 13 сентября 2016 года.



