ТОКИО, 10 мар – РИА Новости, Ксения Нака. Бомбардировка Токио, осуществленная американскими ВВС 10 марта 1945 года, в результате которой погибли около 100 тысяч мирных жителей, была военным преступлением, рассказала в интервью РИА Новости Сидзуко Нисио.
"Мне было 6 лет, и 10 марта был мой день рождения. В моей группе в детском саду было 20 детей, все они погибли, выжила только я. С нами рядом жили две семьи по 5 человек в каждой, они все погибли. Отец был врачом, с ним вместе работали еще четверо врачей, они все погибли. Я хочу, чтобы вы поняли, какой это был масштаб", - рассказывает Сидзуко Нисио.
Бомбардировка Токио, 80-я годовщина которой отмечается в понедельник, до сих пор является крупнейшей в истории человечества по числу жертв среди мирного населения с использованием неатомного оружия. В районах, подвергшихся налету, уже не оставалось крупных военных предприятий – они были уничтожены при предыдущих бомбардировках. Бомбардировка Токио была заранее рассчитана на уничтожение максимального числа мирных жителей. Специально для бомбардировок Токио с учетом того, что тогда основным строительным материалом для домов было дерево и бумага, были разработаны зажигательные бомбы М69, начиненные напалмом и собранные в кассеты по 38 штук.
Сначала в четырех местах были сброшены 4 большие зажигательно-осветительные бомбы по 50 килограммов, это не дало жителям покинуть район и парализовало пожарную охрану. А затем ковровой бомбардировкой были накрыты районы внутри. В районах, на которые 279 бомбардировщиков В29 ВВС США сбросили в эту ночь 381,3 тысячи зажигательных бомб общим весом 1665 тонн, находились тесно прижавшиеся друг к другу деревянные дома с перегородками из бумаги. Распространению пожара способствовал и сильный ветер – американские войска специально выбирали день с такой погодой.
За 2,5 часа, которые длилась бомбардировка 10 марта, около 100 тысяч человек погибли – в основном сгорели заживо, некоторые утонули, ища спасения в реке, около миллиона человек потеряли кров, сгорели 270 тысяч домов. Выгорела площадь в 41 квадратный километр – примерно треть от Токио без пригородов.
"Уже потом, когда стала взрослой, я побывала в Америке в Солт-Лейк-Сити. Оказывается, там в пустыне было построено много японских домов, они (американские военные – ред.) сбрасывали на них зажигательные бомбы и проверяли их эффективность. Проводили такие испытания. Поэтому когда они это сделали 10 марта в Японии, то сгорело абсолютно все. Это было умышленно и планово. Но тогда в Японии об этом не знали. Только когда я поехала в Солт-Лейк-сити и узнала, у меня был шок", - рассказывает Сидзуко Нисио, которой сегодня исполнилось 86 лет.
На вопрос РИА Новости, не считает ли она, что это было военное преступление американских военных, она отвечает утвердительно.
Она отмечает, что, вероятно, это была месть Америки за атаку Японии на Перл-Харбор в декабре 1941 года, но при этом соглашается с тем, что если взять только бомбардировку Токио, то вина лежит на США.
"Да, это так. Все так. Все спланировать, в Солт-Лейке (построить макеты японских домов – ред.) и на них тренироваться – это ужасное преступление, я считаю. Но если ненавидеть друг друга, мира не будет", - отмечает Нисио.
Душевная травма, полученная ей после увиденного на улицах города: горы обожженных и сгоревших трупов, многие из которых держали маленьких детей, улицы без домов, превратившиеся в выжженную пустыню – не давала ей рассказывать о пережитом более 50 лет. Сейчас она рассказывает о самом страшном, что произошло с ней в ту ночь.
Она с матерью укрылась в подвале школы. Вместе с ними были только женщины с маленькими детьми и старики. Женщины держали детей на руках, спасая от переохлаждения, потому что пол был покрыт лужами с ледяной водой – в тот день было холодно.
"На улице все сыпались зажигательные бомбы. Потом, когда показалось, что временно наступило затишье, в дверь стали стучать и бить люди с улицы. Они просили открыть и впустить их внутрь. Это были только женские голоса. Тогда все мужчины были на фронте, детей старше второго класса увозили в эвакуацию со школами. В городе оставались только женщины с маленькими и грудными детьми. Они так просили впустить их, и я была уверена, что, конечно им откроют дверь. Но взрослые дверь не открыли. Потом эти крики превратились в вопль "Откройте! Впустите!". Я хотела, чтобы им открыли, раз они так просят, и думала, что сейчас им откроют. Но им так и не открыли: взрослые понимали, что как только они откроют дверь, пламя с улицы ворвется внутрь и мы все погибнем. Они не столько боялись за себя, сколько хотели, чтобы выжили дети. Поэтому и не открыли. Это был шок для меня, огромная травма и нервное потрясение. С тех пор и до 60 лет я не могла вспоминать и говорить о Токийской бомбардировке", - говорит Сидзуко Нисио.
По ее воспоминаниям, самое страшное ждало их, когда бомбежка закончилась и они вышли из убежища.
"Когда мы вышли из подвала, то увидели, во что превратились те женщины, которые просили их впустить. Те, кто два часа назад стучали в дверь и просили их впустить, заживо сгорели, и гора из их трупов закрыла дверь. Мы не могли открыть дверь, сколько ни толкали ее и ни тянули. А когда наконец открыли, то первое, что я увидела – это была гора из обуглившихся тел. И такое было везде. А дальше я увидела, что нет зданий, город пуст, как будто это лунный пейзаж. Горы трупов и лунный пейзаж, ни одного здания", - вспоминает Сидзуко Нисио.
Погибших, которых не нашли родственники, закапывали в 135 могильниках по всему городу. Спустя 3 года в 1948 году их эксгумировали и кремировали по буддистскому обряду. Значительная их часть была захоронена в Мемориальном павильоне Токио.





