08:00 23.12.2024
(обновлено: 08:06 23.12.2024)
"Утечка на два миллиарда". Пентагон провалил одну из ключевых программ
ВМС США провалили программу модернизации ракетных крейсеров стоимостью 3,7 млрд
© AP Photo / Carolyn KasterПентагон
© AP Photo / Carolyn Kaster
Пентагон
Читать ria.ru в
МОСКВА, 23 дек — РИА Новости, Андрей Коц. Модернизировать крупнейшие корабли флота не из класса авианосцев, крейсера типа "Тикондерога", не удалось. Правительственная спецкомиссия установила, что впустую потратили почти два миллиарда долларов. Почему так произошло — в материале РИА Новости.
Отправили в резерв
В 2015 году конгресс выделил 3,7 миллиарда долларов на модернизацию семи крейсеров. Приступили к их ремонту и усовершенствованию. Однако с годами возникало все больше трудностей. В итоге четыре вымпела решили списать. Согласно данным Счетной палаты США, к тому моменту на них уже потратили 1,84 миллиарда.
На тридцатитрехлетний CG-66 Hue City — 161 миллион, 32-летний CG-68 Anzio — 250,5, 33-летний CG-63 — 678,5, 32-летний CG-69 Vicksburg — 745. Первые два вымпела отправили на пенсию в 2022-м, остальные два — в этом году. Скорее всего, их "каннибализируют" — пустят на запчасти для пока еще боеспособных вымпелов.
Оставшиеся три крейсера пройдут лишь "косметический ремонт", который не позволит продлить срок их службы еще на пять лет, как планировалось.
© Фото : U.S. Navy / MC3 Billy HoКрейсер ВМС США Monterey
Крейсер ВМС США Monterey
В Пентагоне оправдывались устаревающей судоремонтной базой, нарушением производственных цепочек из-за пандемии COVID-19 и нехваткой квалифицированных кадров. По большему счету "Тикондероги", вплотную приблизившиеся к предельному 35-летнему возрасту, уже давно превратились в обузу для моряков. Адмиралы с 2012 года лоббировали в конгрессе разрешение досрочно вывести из эксплуатации некоторые крейсеры, но законодатели раз за разом им отказывали, ссылаясь на недопустимость сокращения флота.
Спецкомиссия дала командованию ВМС ряд рекомендаций.
Во-первых, тщательнее планировать программы по модернизации кораблей.
Во-вторых, провести полный анализ трудностей и неудач, с которыми столкнулись, чтобы это не повторилось впредь.
В-третьих, спрогнозировать последствия списания трех модернизированных крейсеров в 2026-2027 годах и найти им замену.
© Flickr / COMSEVENTHFLTАмериканский ракетный крейсер Antietam
Американский ракетный крейсер Antietam
В-четвертых, пересмотреть общий подход ВМС и промышленности к качеству судоремонтных работ.
Эсминец на замену
Из 27 крейсеров типа "Тикондерога", принятых на вооружение с 1983 по 1994 год, в строю сейчас девять. В этом году в резерв вывели пять кораблей. В Вашингтоне еще в нулевые обсуждали возможность продлить срок службы до 52 лет. Собирались заделать трещины в корпусе, обновить бортовую электронику, починить силовые установки.
Однако аналитик Центра стратегических и бюджетных оценок ВМС США Брайан Кларк уверен: этого недостаточно для современной войны на море.
"Крейсеры строились без большого задела на модернизацию систем вооружения, — объясняет он. — Модульный принцип конструкции тогда еще не был общепринятым. Пятидесятилетняя "Тикондерога" с оружием соответствующего возраста не способна выполнять боевые задачи так же эффективно, как современные корабли. А на деньги, которые необходимы для ремонта и модернизации, можно заказать новые вымпела с меньшим водоизмещением, но практически с теми же боевыми качествами".
© AP Photo / Alex BrandonШеф Пентагона Ллойд Остин
© AP Photo / Alex Brandon
Шеф Пентагона Ллойд Остин
Замену "Тикондероге" уже нашли. В 2023 году ВМС США получили первый эсминец класса Arleigh Burke новой серии Flight III — DDG-125 Jack Lucas. Корабли этого типа по возможностям вполне соответствуют крейсерам 1980-1990-х. Да, уступают по мощности ракетного залпа, однако обслуживание гораздо дешевле. Кроме того, там хватит места для командных пунктов ВВС и ПВО, которые традиционно находились на крейсерах.
Отстали от эпохи
"Тикондероги" почти три десятилетия были главной ударной силой надводного флота США. Каждый крейсер водоизмещением 9800 тонн оснащен боевой информационно-управляющей системой Aegis, позволяющей автоматизировать большинство технических операций на борту, и несет более чем внушительный арсенал вооружений. Главный ударный козырь — 122 универсальные ячейки вертикального пуска Mk41 для широкой номенклатуры боеприпасов: зенитных ракет Standard SM-2, SM-3, SM-6 и ESSM, противолодочных ASROC и крылатых "Томагавков".
© U.S. Navy photo by Petty Officer 3rd Class Jonathan SundermanЗапуск крылатой ракеты Tomahawk
Запуск крылатой ракеты Tomahawk
Противокорабельное вооружение представлено восемью пусковыми установками ракет "Гарпун", минно-торпедное — двумя трехтрубными 324-миллиметровыми торпедными аппаратами. Задачи ближней ПВО решают 20-миллиметровые зенитные автоматы Phalanx. Кроме того, есть две 127-миллиметровые артиллерийские установки MK45.
Экипаж — 387 человек, в том числе 33 офицера. Скорость — 30 узлов, запас хода — до 3300 миль. "Тикондерога" — универсальный боевой корабль. Может действовать как самостоятельно, так и в составе авианосной ударной группы, бить по суше и морским целям.
При этом сами крейсера очень живучи. Погреба боеприпасов защищены 25-миллиметровыми стальными плитами. Наиболее важные части надстройки дополнительно прикрыты сотовыми панелями.
© РИА Новости / Алексей Даничев | Перейти в медиабанкАтомный крейсер "Петр Великий" проекта 1144 "Орлан" в Кронштадте
Атомный крейсер "Петр Великий" проекта 1144 "Орлан" в Кронштадте
Кораблями такого типа, помимо американцев, располагает только Россия. В ВМФ есть два тяжелых атомных ракетных крейсера проекта 1144 "Орлан" (один на модернизации) и два проекта 1164 "Атлант". И на Западе, и на Востоке теперь делают ставку на небольшие малозаметные ударные платформы. А красивые и могучие крейсера уже очень скоро уйдут в историю, не угнавшись за военной мыслью.
"Это станет сигналом". Когда Киев бросит в бой западные истребители
19 декабря, 08:00