Рейтинг@Mail.ru
От реализма до авангарда: какой след в живописи оставил Петр Кончаловский - РИА Новости, 20.12.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Гении Донбасса

От реализма до авангарда: какой след в живописи оставил Петр Кончаловский

Искусствоведы называют Петра Кончаловского одним из самых выдающихся художников первой половины XX века. Из почти двух тысяч его пейзажей, натюрмортов и портретов многие работы прославили автора еще при жизни. Как живописцу из Донбасса удалось стать "одним из столпов русского авангарда" и почему его прозвали "советским Сезанном"?
Выдающийся художник, "один из столпов русского авангарда", как его называют искусствоведы, Петр Кончаловский родился 9 февраля 1876 года в городе Славянске, в Харьковской губернии (ныне Донецкая область). С детства мальчик интересовался живописью, в 8 лет Петр начал ходить в Харьковскую художественную школу. Там он создавал свои первые картины.
О выдающихся деятелях русской культуры родом из Донбасса вы можете узнать в проекте: Гении Донбасса
В 1889 году семья Кончаловских переехала в Москву, и там Петр продолжил постигать художественное мастерство. А по вечерам посещал курсы в Строгановском Центральном училище технического рисования. В студенческие годы Петр Кончаловский познакомился с опытными художниками.
Из воспоминаний Петра Кончаловского:
Народный художник РСФСР Петр Кончаловский.

"Рисовать я начал рано и, еще будучи в первом классе гимназии, посещал школу живописи. Вся моя юность была наполнена впечатлениями от встреч с такими художниками, как Репин, Васнецов Суриков, Серов, Левитан, Коровин и Врубель."

Отец Петра Кончаловского видел сына ученым и настаивал, чтобы тот выбрал другую профессию. Петр поддался на уговоры отца и в 1896 году поступил в Московский университет имени М. В. Ломоносова на отделение естественных наук физико-математического факультета. Правда учеба не задалась с первого курса — Петр изучал предметы без особого интереса и учился неважно.
На раннее творчество Кончаловского повлиял художник Константин Коровин. По его рекомендации Петр уехал в Париж, где 3 года посещал частную Академию Родольфа Жюлиана. Там он еще больше развивал и оттачивал свое мастерство художника, а также знакомился с актуальные веяния европейской живописи. Так, Кончаловского впервые увлекло популярное в то время художественное направление — импрессионизм. На этом обучение Петра Кончаловского не закончилось — в 1898 году художник вернулся в Россию и поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге.
Санкт-Петербург. Императорская Академия художеств.
Санкт-Петербург. Императорская Академия художеств.
С 1900-х работы Кончаловского начали выставлять в разных художественных салонах. В то же время Петр открыл для себя ещё один вид искусства — графику. Его стали приглашать режиссеры для оформления декораций в постановках. Кончаловский сотрудничал с Петербургским Новым театром Л. Б. Яворской и со многими московскими театрами. Одной из лучших работ Петра Кончаловского критики признают декорации к опере "Купец Калашников" для театра С. И. Зимина. Художник расписал живописные фоны "под лубок" — это вид русского народного творчества, для которого характерны примитивные и забавные графические рисунки.
В 1907 году на итоговом экзамене в Императорской Академии художеств Петр представил комиссии полотно под названием "Рыбаки тянут сети". За эту дипломную работу Кончаловский официально получил звание художника. После он снова отправился во Францию, где его мировоззрение и стиль написания картин перевернули постимпрессионисты. Если их предшественники — импрессионисты — стремились запечатлеть на холсте мгновение, сиюминутность, и к тому же использовали мягкие оттенки и переходы, то мастера нового направления контрастными и яркими красками изображали на полотнах уже длительное состояние жизни. Петр Кончаловский не переставал восхищаться творчеством французских живописцев Анри Матисса и Поля Сезанна. Вдохновившись их работами, художник во Франции написал такие полотна, как "Город Арль. Площадь", "Сан-Максим. Пальмы", "Версаль. Плющи", "Франция. Немур". В России Кончаловский также создавал импрессионистские пейзажи. В 1907-1908 годах из-под его кисти вышли картины "Белкино. Березы", "Дом в Белкине". Это живописное место находится в Калужской области. Позже в излюбленном Белкине художник приобрел имение для себя и семьи.
Пётр Кончаловский. Автопортрет в сером, 1911 год
Пётр Кончаловский. Автопортрет в сером, 1911 год
В 1911 году Кончаловский вместе с другими живописцами-экспериментаторами основал авангардное художественное общество "Бубновый валет". Его участники демонстративно пренебрегали реалистической живописью и искали новые пути самовыражения в искусстве. Живописцы в своем творчестве брали за основу кубизм, постимпрессионизм, фовизм. Все эти направления отличали абстрактность и эксперименты с цветом и формой. Художники вдохновлялись популярными в те годы европейскими живописными течениями и делали ставку на экспрессию и эпатаж.

"Бубновый валет" оказался самым крупным творческим объединением русского авангарда. Его участники Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Аристарх Лентулов заявили об отказе от традиции реалистической живописи. А само название "Бубновый валет" вызывало коннотации с карточной игрой и уголовным миром, так как Бубновый валет – это одно из названий шулера. Бубнововалетовцы любили картины большого формата с грубыми формами, без усложнения старых смыслов, с отсылками к народной культуре – лубку и карикатуре. Что касается Кончаловского, то важно отметить, он был одним из признанных лидеров этого творческого объединения.
Искусствовед и писатель Мария Санти

О другом известном художнике, который так же состоял в творческом объединении – Передвижниках, и так же родился в Донбассе вы можете узнать в эпизоде "Архип Куинджи. Как сын сапожника из Мариуполя стал легендой живописи":
Архип Куинджи. Как сын сапожника из Мариуполя стал легендой живописи
Полотна Петра Кончаловского становились более яркими, насыщенными и темпераментными. В них прослеживались крупные детали и грубые линии. Помимо этого, они отличались статичностью — портреты, натюрморты и композиционная живопись лишались всяческой динамики. Это хорошо прослеживается в картинах "Автопортрет", "Семейный портрет", "Матадор", "Бой быков", "Мост", "Натюрморт. Фрукты", "Цветы. Дигиталис" и "Бегонии".
Репродукция картины Петра Кончаловского Красный поднос и рябина. Собрание семьи художника.
Репродукция картины Петра Кончаловского "Красный поднос и рябина". Собрание семьи художника.
Чаще всего Петр Петрович писал натюрморты. Нередко главным героем полотна у художника становился яркий поднос, на котором небрежно лежали яблоки, груши, персики. Например, на картине "Натюрморт. Поднос и зеленая картонка" Кончаловский изобразил вазу для фруктов, шляпу на коробке из-под головного убора и роскошный красный расписной поднос, который придал повседневному полотну яркий акцент.
Особенное влияние на творчество участников "Бубнового валета", помимо Винсента Ван Гога и Анри Матисса, оказал французский художник и представитель постимпрессионизма Поль Сезанн. Этот мастер не боялся играть с формами и демонстрировать в своих работах неожиданные цветовые решения, чем и привлекал русских коллег-живописцев. Они подражали экспрессивному стилю Сезанна, который являлся новаторским для публики начала XX века.

Поль Сезанн был Богом молодых и дерзких художников того времени. Они подражали ему, потому что он дал новую стилистику, которая возмущала по сравнению с академической живописью, привлекала к себе дополнительное внимание, и пользовалась спросом у тех, кто не хотел быть как все. Вообще в начале века бунт против существующего мироустройства продавался как горячие пирожки. Кроме того, художников в Сезанне привлекала его биография. Большую часть жизни, примерно до 50 лет он был безвестен и не признан. И только потом в нем признали новатора и создателя искусства, нового языка живописи ХХ века. И, конечно, на Кончаловского, как и на других художников "Бубнового валета", Сезанн оказал решающее влияние.
Искусствовед и писатель Мария Санти

Творчество Петра Кончаловского менялось под влиянием Поля Сезанна: от примитивных форм художник перешёл к более сложным композициям. Он осваивал новые методы рисования, возвращаясь к приемам своего кумира снова и снова. Коллеги даже стали называть Петра Петровича "русским Сезанном". Однако он не слепо копировал сезанновскую манеру исполнения, живописец много импровизировал с цветом, наполнением полотна и смыслом сюжета.
Отдельное место в творчестве Петра Кончаловского занимает сирень. Изображению этих кустарников живописец посвятил не один год. В 1932 году Кончаловский купил усадьбу в Буграх, на территории современной Калужской области, в которой проводил по полгода — с апреля и по октябрь. Там же начался новый творческий период Петра Петровича. От прошлого хозяина имения остался сад, в котором росли десятки разных сортов сирени. Ухаживая за кустарниками, Кончаловский все чаще стал писать "сиреневые" натюрморты.
Картина Петра Кончаловского Сирень (1933 год) из собрания Государственной Третьяковской галереи.
Картина Петра Кончаловского "Сирень" (1933 год) из собрания Государственной Третьяковской галереи.
В сезон цветения Петр Петрович с большим азартом писал сирень ежедневно: делал множество набросков и эскизов. Художник изображал цветы в корзинах, стаканах, вазах, кувшинах, на фоне сада и интерьера, во всех возможных оттенках и формах. Всего Кончаловский оставил более сорока "сиреневых" полотен. Он полагал, что сирень очень сложна для написания, так как важно уловить все ее оттенки и особенную форму лепестков.
Из воспоминаний Петра Кончаловского:

Цветок нельзя писать "так себе", его надо изучить и так же глубоко, как и все другое. Цветы — великие учителя художников: для того, чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица. В цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах; и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще, пока уловишь логику построения, выведешь законы из сочетаний, кажущихся случайными. Я ищу их, как музыкант играет гаммы...

Из воспоминаний Петра Кончаловского

Работу над натюрмортами Кончаловский считал "грандиознейшим упражнением для каждого живописца". Наиболее широкую известность обрела картина "Сирень в Корзине", которую живописец создал в 1948 году. Многие искусствоведы и критики считают это полотно одним из популярнейших в творчестве Кончаловского. По словам специалистов, многие современные художники повторяют именно подход Петра Петровича: нежность оттенков, богатство цвета с необыкновенным сочетанием света и личная фактурность Кончаловского. В его честь даже назвали один из сортов сирени, который в 1956 году вывел селекционер Леонид Колесников.
Одними из известнейших картин позднего творчества Петра Петровича искусствоведы выделяют портреты Всеволода Мейерхольда и Алексея Толстого, когда тот гостил в имении живописца. Обе картины художник написал в стиле реализма. Они считаются практически парадными портретами: первое, что бросается в глаза — буйство красок, яркие и смелые цветовые переходы. Эти полотна, созданные Петром Петровичем в конце 30-х – начале 40-х годов прошлого века, до сих пор притягивают внимание современников и критиков.

Я вообще не люблю в портрете давать человека в быту, а всегда стремлюсь найти стиль изображаемого человека, открыть в нем общечеловеческое, потому что мне дорого не внешнее сходство, а художественность образа. Общечеловеческого и ищу я прежде всего в оригиналах моих портретов. И в этом мне много помогают великие мастера эпохи Возрождения, умевшие создать вечно притягательные портреты каких-то совершенно неведомых нам людей.

Из воспоминаний Петра Кончаловского

В 1943 году Кончаловский "За многолетнюю творческую деятельность" стал лауреатом Сталинской премии I степени, а через три года мастер получил звание народного художника РСФСР. При огромной продуктивности Петр Кончаловский до конца жизни сохранил творческий темперамент, энергию и свежий взгляд есть живопись. По воспоминаниям близких, в последние годы живописец стал очень бережно относиться ко времени — постоянно работал, будто стремясь успеть как можно больше. Кончаловский скончался в своем доме в Буграх (современная Калужская область) в 1956 году, в возрасте 79 лет.
За больше полувека активной творческой деятельности он успел сменить не одно художественное направление. Из-под кисти Петра Петровича вышло около двух тысяч пейзажей, натюрмортов и портретов. Ряд критиков называют этого мастера одним из самых плодовитых русских художников. Выставки Кончаловского картин и по сей день проходят как на родине живописца — в Донецкой области, так и в других регионах России. Некоторые полотна, этюды и эскизы сегодня представлены в крупнейших музеях страны: в Третьяковской галерее и Пушкинском музее в Москве и в Государственном Эрмитаже и Русском музее в Санкт-Петербурге.
Репродукция картины Петра Кончаловского Автопортрет с собакой, 1933, холст, масло. Мастерская Петра Кончаловского в Москве.
Репродукция картины Петра Кончаловского "Автопортрет с собакой", 1933, холст, масло. Мастерская Петра Кончаловского в Москве.

Кончаловский принадлежит как раз к тому разряду живописцев, усилиями которых создаётся художественное достояние, позволяющее нам глядеть и в прошлое не без некоторого удовлетворения.
Искусствовед и писатель Павел Муратов

Кончаловский сформировал новый художественный стиль, соединив французский импрессионизм и русский авангард. Этим он, по мнению искусствоведов, значительно обогатил русскую живопись. Помимо этого, Петр Петрович сделал остался в народной памяти, как мастер театральной декорации и сценограф. За всю жизнь он оформил десятки спектаклей и опер в различных музыкальных студиях и театрах.
После смерти Кончаловского на его родине — в городе Славянске (ныне Донецкая область) в его честь назвали одну из картинных галерей, а из дачи живописца в Буграх сделали мемориальный музей. Мастерскую на Большой Садовой улице, в которой творил народный художник, также преобразовали в мемориальный музей и школу живописи. Сегодня в этой студии проходят мастер-классы по рисованию, спектакли, концерты, кинопоказы, выставки, лекции, а также представлены личные вещи и рисунки Петра Кончаловского, его архивные рукописи и фотографии.
Проект создан при поддержке Русского географического общества, в партнерстве с АНО "Центр содействия реализации гуманитарных и образовательных программ".
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала