Рейтинг@Mail.ru
Современный взгляд на наследие: "Музейные маршруты России" в Дагестане - РИА Новости, 08.10.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Современное искусство в Мраморном дворце

Современный взгляд на наследие

В Дагестане прошли "Музейные маршруты России"
Как показывать современное искусство в традиционном музее и работать с локальным художественным контекстом, зачем нужны инновации и почему молодежь идет в музей – эти вопросы обсуждали участники стратегической сессии Всероссийского проекта "Музейные маршруты России", который прошел с 19 по 22 июня в Махачкале и Дербенте.
"География флагманского проекта Минкультуры России "Музейные маршруты" достигла Республики Дагестан. К стратегической сессии присоединились свыше 150 музейных экспертов со своей страны. Главной темой нашей дискуссии станет современный язык культуры, который необходимо понять и освоить", – отметила директор Департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Елена Харламова, открывая мероприятие.
Глава департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Елена Харламова

Елена Харламова, директор департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ:

"Мы будем говорить о том, что представляет собой современное искусство, как оно развивается и как можно создавать новые шедевры на основе работы с наследием. Важная часть нашей сессии будет посвящена работе с локальным сообществом авторов, которых необходимо поддерживать и развивать их потенциал".

Куратор проекта в Дагестане, директор ГМИИ имени Пушкина Елизавета Лихачева подчеркнула, что Махачкала и Дербент были выбраны не случайно для проведения стратегической сессии.
"У Пушкинского музея есть шесть филиалов, специализирующихся на работе с современным искусством, и мы наблюдаем, как художники продолжают новое искусство создавать. Важно быть включенными и отслеживать эту ситуацию, помогая художникам находить своего зрителя", – отметила Лихачева.

И мне кажется, что именно здесь, в Дагестане, тема современного искусства обретет новое звучание. Эта тема актуальна для всех – рано или поздно все музеи сталкиваются с вопросами, как работать с современным искусством и о чем говорить с его помощью. Важно грамотно репрезентовать культурное наследие и сделать наши экспозиции привлекательными для аудитории.

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Елизавета Лихачева на пресс-конференции, посвященной старту нового сезона проекта министерства культуры РФ Музейные маршруты России
Елизавета Лихачева
директор ГМИИ имени Пушкина, куратор "Музейных маршрутов" в Дагестане
Приветствие в адрес участников сессии направил глава Республики Дагестан Сергей Меликов. Он выразил уверенность в том, что "Музейные маршруты" помогут в реализации новых проектов и позволят музеям региона стать важными туристическими центрами. Меликов отметил, что проект помогает воплощать в жизнь новые идеи, связанные с объединением музейного дела и туризма.
Министр культуры Дагестана Зарема Бутаева подчеркнула: Дагестан – это южный рубеж страны, уникальный многоконфессиональный, полиэтнический регион России, с впечатляющим культурно-историческим наследием, многоликой самобытностью представленных культур, великолепными природными локациями и развивающимся туризмом.

"Безусловно, "Музейные маршруты" откроют новые возможности для нашей интеграции в общероссийское музейное пространство, для развития и сохранения богатейшего культурно-исторического потенциала региона.

Министр культуры Республики Дагестан Зарема Бутаева
Зарема Бутаева
министр культуры Республики Дагестан
Пленарное заседание Музейных маршрутов России
Пленарное заседание "Музейных маршрутов России"
Новое искусство в классических залах
Северо-Кавказский филиал Пушкинского музея с центром во Владикавказе – единственная государственная институция, которая занимается изучением и развитием современного искусства в разнообразном с точки зрения культур, религий и ментальности регионе. С 2007 года здесь проходит международный фестиваль "Аланика", который в 2023 году вышел за пределы Северной Осетии, объединив малые музеи горных и предгорных территорий Северного Кавказа и современных художников.
По словам заведующей Северо-Кавказским филиалом ГМИИ имени Пушкина Галины Тебиевой, цель фестиваля "Аланика" – актуализация региона средствами современного искусства. В рамках проекта выбираются музеи, сотрудники которых нацелены на инновации, делается описание музеев и далее объявляется конкурс среди художников. Кураторы определяют тему, а восемь выбранных авторов работают в арт-резиденциях, реализуя свои проекты. Такой алгоритм, подчеркивает Галина Тебиева, может использоваться как принцип работы на любой территории.

В 2023 году для фестиваля мы выбрали концепцию "На другом языке" – это метафора многоязыкового мира, которая в контексте Северного Кавказа буквальна: здесь много языков и диалектов. А современное искусство – это иной язык для музея.

Заведующая Северо-Кавказским филиалом ГМИИ им.А.С.Пушкина Галина Тебиева
Галина Тебиева
заведующая Северо-Кавказским филиалом ГМИИ имени Пушкина
"Семь проектов фестиваля продолжают существовать в музеях. Например, в "Музее – памятнике защитникам перевалов Кавказа" в Карачаево-Черкесии екатеринбургский архитектор и художник Эдуард Кубенский создал поле из цветов. А сами цветы были сделаны из стальной проволоки с приваренными к ней гильзами. Это пример того, как современное искусство может интерпретировать наследие", – рассказала Галина Тебиева.
"День за днем, меняя вечность" – тема "Аланики" 2024 года, которая пройдет под кураторством Александра Дашевского. Уже выбраны восемь музеев, из них три посвящены литераторам, один – художнику и один – ученым, изучающим природу и историю Кавказа. Еще один – личностям, оставившим значительный след в культурной и общественной жизни Владикавказа. Художникам предлагается найти, "перепридумать" и рассказать истории о таких людях, их деятельности и судьбах.
Современное искусство в Мраморном дворце
Современное искусство в Мраморном дворце
Выставочным пространством для современного искусства зачастую становятся старинные классические здания. Так, в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге, в советское время превращенном в Ленинградский филиал музея Ленина, сегодня можно увидеть произведения актуальных художников. Современное искусство показывают в роскошных интерьерах дворца, который отделан более чем 30 видами мрамора. С 1992 года дворец – филиал Русского музея.

Когда в 1990-е годы стали реставрировать залы дворца, было решено не доводить здание до совершенства, а часть пространства законсервировать и экспонировать здесь современное искусство.

Ольга Алексеева
старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея
Так, свою коллекцию из 88 произведений музею передали немецкие коллекционеры и промышленники Петер и Ирене Людвиг. В 1995 году в Мраморном дворце появился Музей Людвига в Русском музее. Здесь же открыта единственная в России экспозиция отечественных и зарубежных художников второй половины XX века ─ от Пабло Пикассо до Джефа Кунса и Ильи Кабакова. "Это классические залы, но современное искусство, что называется, там работает", – делится Алексеева.
Работа Гриши Брускина в Мраморном дворце
Работа Гриши Брускина в Мраморном дворце
Музеи театров в современном мире
Накануне старта дагестанской сессии "Музейных маршрутов России" в Махачкале Бахрушинский театральный музей открыл новую экспозицию в рамках масштабной федеральной программы "Новый музей театра". Экспозиция открылась на площадке Русского драматического театра имени Горького и объединила историю 12 национальных театров республики.
Генеральный директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова

Кристина Трубинова, генеральный директор Бахрушинского театрального музея:

"Музей истории театров в Дагестане – проект, важный для региона, жителей, театра. Создание новой культурной, креативной, творческой инфраструктуры – одна из стратегических задач для страны. Особенно важно создавать точки притяжения в регионах, чтобы у жителей была постоянная возможность участвовать в культурной жизни, лучше узнавать историю своей малой родины, вспоминать имена прославленных деятелей. Мы открываем новое место досуга для всех поколений, в том числе и для молодежи, которая оценит современные технологии и мультимедийные решения экспозиции".

Проект реализован в рамках деятельности Ассоциации театральных музеев, учрежденной Бахрушинским театральным музеем в прошлом году. Создавая такие музеи в театрах, Бахрушинский объединяет сообщество вокруг главной темы – сохранения и актуализации российского театрального наследия. В данном случае музей выступает в роли научного центра изучения, сохранения и интерпретации наследия.
Экспозиция Музея истории театров Дагестана  - РИА Новости, 1920, 20.06.2024
Бахрушинский музей открыл Музей истории театров Дагестана в Махачкале
В экспозиции представлено более 600 предметов из собрания Бахрушинского музея. Это – рассказ о развитии национальной театральной школы, режиссерах, актерах, художниках и драматургах края. Не случайно в центре экспозиции находится образ Кавказа – источник вдохновения кавказских народов и основной мотив творчества Расула Гамзатова, чье 100-летие в России отмечали в прошлом году.
"Примерно треть российских театров имеет музеи, архивы или коллекции театрального искусства. И Бахрушинский, как крупнейший театральный музей мира и главный в России научный центр по изучении театральной истории, выполняет роль интегратора, помогает музеям и театрам стать частью российского и мирового музейно-театрального сообщества", – сообщила Кристина Трубинова.
Музей Курского драматического театра им.А.С.Пушкина - РИА Новости, 1920, 19.06.2024
Бахрушинский музей создал новую экспозицию в Курском драмтеатре
Ранее в июне Бахрушинский музей открыл постоянную экспозицию об истории становления и развития Курского драматического театра имени А.С. Пушкина.
Здесь можно увидеть уникальные исторические артефакты: прижизненную маску Михаила Щепкина, афиши и фото исторических постановок, портреты прославленных театральных деятелей, графические изображения зданий театра ХIХ-ХХ веков, костюмы, фотографии, эскизы декораций и архивные документы.
Министр культуры Республики Дагестан Зарема Будаева (справа), директор департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Елена Харламова (в центре), директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова (слева) на открытии Музея истории театров в Дагестане
Министр культуры Республики Дагестан Зарема Будаева (справа), директор департамента музеев и внешних связей министерства культуры РФ Елена Харламова (в центре), директор Бахрушинского театрального музея Кристина Трубинова (слева) на открытии Музея истории театров в Дагестане
Старое и современное: точки соприкосновения
Очень часто подходы современного искусства помогают осмыслить наследие прошлого. Так, несколько лет назад в Национальном музее Республики Дагестан имени А.Тахо-Годи провели выставку-исследование о национальных платках гульмендо и келагаи. Автором выступила замдиректора музея Джамиля Дагирова. Она собрала уникальную коллекцию рисунков с этих узорных шелковых платков, сделанных дагестанскими, азербайджанскими и среднеазиатскими мастерами.

Готовя выставку, мы провели настоящее расследование, окунулись в историю Дагестана, Азербайджана, Индии и так далее. Сделали графические изображения, в мастерских музея были изготовлены деревянные печати для воспроизведения рисунков. В итоге платок стал узнаваемым предметом, не только частью повседневной или праздничной жизни

Джамиля Дагирова
замдиректора Национального музея Республики Дагестан имени Тахо-Годи
Всего на выставке было представлено 30 платков. Многие из них принесли местные жители, у которых они хранились. Проект позволил увидеть красоту узоров, узнать историю возникновения и развития ремесла, изучить значение символов. Следующим аналогичным проектом стала выставка "КазЪ – кубачинское золото", посвященная традиционному головному покрывалу, которое носят жительницы знаменитого ювелирным промыслом села Кубачи.
"Через платок мы рассказали посетителям о мире кубачинской женщины, о технологии вышивки, материалах. Рассказывали о тканях, а значит и о торговле, и об экономике", – отметила замдиректора Национального музея Республики Дагестан имени А.Тахо-Годи.
Актуальный контекст позволяет музеям работать и с архитектурным наследием, и с темой памяти. Примером может служить проект Балтийского филиала ГМИИ имени Пушкина, когда музей работал с историческими контекстами вокруг центральной башни казармы "Кронпринц" в Калининграде. Помещение совершенно не было приспособлено для проведения выставок. Поэтому было решено провести международный конкурс "Башня Кронпринц – второе пришествие" на лучший проект по использованию памятника.

Современное искусство может работать с памятниками в самом разном состоянии. Этот конкурс позволил нам превратить процесс стройки в творческий. Мы учились работать не только с памятниками в Калининграде, но и со сложным наследием в целом. Это стало источником разных идей, от простых проектов до сайт-специфик инсталляций.

Елена Цветаева
заведующая Балтийским филиалом ГМИИ имени Пушкина
В 2020 году команда музея вернулась в этот район, чтобы работать с территорией квартала вокруг памятника. "Мы начали работу с глубинного исследования, которое провели со студентами Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта. Итогом стал путеводитель, который рассказал не только об объектах этого квартала, но и о людях, живших здесь. Мы начали проводить променад-спектакль, к которому постепенно начали присоединяться и местные жители, которые рассказывали свои личные семейные истории", – поделилась Елена Цветаева.
© Фото предоставлено пресс-службой ГМИИРабота Бажов-феста Уральского филиала ГМИИ
Работа Бажов-феста Уральского филиала ГМИИ
Работа Бажов-феста Уральского филиала ГМИИ
© Фото предоставлено пресс-службой ГМИИ

Бажов-фест Уральского филиала ГМИИ

Работа Бажов-феста Уральского филиала ГМИИ

Бажов-фест Уральского филиала ГМИИ

© Фото предоставлено пресс-службой ГМИИПроект Портфолио-ревю для молодых художников Уральского филиала ГМИИ
Проект Портфолио-ревю для молодых художников Уральского филиала ГМИИ
Проект Портфолио-ревю для молодых художников Уральского филиала ГМИИ
1.
Работа Бажов-феста Уральского филиала ГМИИ
2.

Бажов-фест Уральского филиала ГМИИ

3.
Проект Портфолио-ревю для молодых художников Уральского филиала ГМИИ
Для Уральского филиала ГМИИ имени Пушкина работа с современным искусством выстроилась вокруг темы культурных и экономических особенностей региона.

"Челябинск – это город-крепость, там одна специфика. Екатеринбург – город-завод, здесь специфика другая. Сюжеты развития современной художественной сцены в регионе разные, но есть тенденции, которые объединяют.

Анна Акимова
заведующая уральским филиалом ГМИИ имени Пушкина
Она отмечает: современное искусство Урала – это живая среда, и художник должен чувствовать себя востребованным. Это, считает Акимова, ответственность музея.
Одной из ключевых программ Пушкинского в работе с современным искусством стали мастерские, резиденты которых – художники Урала. Они получают не только помещение, но и программную поддержку, экспертную оценку и связь со зрителем.
Самый восточный филиал ГМИИ имени Пушкина находится в Томске. Здесь также активно работают с сибирскими художниками – ищут авторов, проводят встречи, общаются.

В последние годы мы стали плотнее работать с Томским государственным университетом, большинство проектов делаем на его территории. Так, уже в третий раз в сентябре у нас пройдет книжный фестиваль ТОМ.

Наталия Почтарева
заведующая Сибирским филиалом ГМИИ имени Пушкина
Она признает: пока местное сообщество художников довольно разрозненное, но в планах – объединить его и охватить весь Сибирский федеральный округ.
Проект Художники все помнят
Проект "Художники все помнят"
Сегодняшние школьники – будущие сотрудники музеев
С молодой аудиторией нужно говорить на современном и понятном языке – эта идея стала одной из главных на сессии "Музейных маршрутов России" в Дагестане. Сегодня музеи стремятся привлекать молодежь и на работу. Но, отмечают специалисты, выпускники даже самых лучших вузов не всегда готовы к работе "в поле". Молодые специалисты знают базу, но в процессе работы им приходится переучиваться. Это касается почти всех профессий, задействованных в музеях, от музеологов до юристов и экологов.

Музейная педагогика – один из самых острых вопросов в нашей работе. Это касается не только профессии музеологов, но и архитекторов, реставраторов, строителей и многих других. Все они сталкиваются с музейной спецификой, все переквалифицируются в процессе работы, перенимают опыт старших сотрудников.

Генеральный директор Музея-заповедника Петергоф Роман Ковриков
Роман Ковриков
генеральный директор Музея-заповедника "Петергоф"
Занятия в музейном центре Петергофа

Свою лояльную аудиторию в музее решили воспитывать со школьного возраста. В свое время в "Петергофе" появилась детская школа экскурсоводов, многие из выпускников которой потом приходили работать в музей-заповедник. А десять лет назад здесь открыли музейный центр, которого раньше не было.

"Из 120 профессий, которые востребованы в музее-заповеднике, мы выбрали наиболее интересные и создали программу, которая у нас сейчас заполнена полностью. Дети приходят к нам и получают первый опыт работы в музее. Мы активно ездим по школам с просветительскими лекциями, призываем работать у нас, ведем профориентацию", – рассказывает Ковриков. Он подчеркивает: нет ничего важнее, чем работа с детьми. Именно они зачастую приводят в музей родителей, и именно они становятся заинтересованными посетителями в будущем.

СЛОВО КУРАТОРА:

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Елизавета Лихачева на пресс-конференции, посвященной старту нового сезона проекта министерства культуры РФ Музейные маршруты России

Елизавета Лихачева, директор ГМИИ имени Пушкина, куратор "Музейных маршрутов России" в Махачкале и Дербенте

"Главный итог лично для меня в том, что я лишний раз убедилась: эта тема актуальна для современных музеев и для публики. Когда мы говорим о современном искусстве, то часто слышим фразы "кому это нужно", "это никто не понимает". Наверное, Рафаэля в свое время тоже кто-то не понимал. Но искусство не может прекратить существовать просто потому, что его кто-то не понимает.

Мне важно, что среди музеев есть запрос: как работать с современным искусством, какова методика его показа. И есть интерес со стороны публики, наших посетителей, просто они растеряны, также как и все. Часто в залы вешают произведения современного искусства, не пытаясь объяснить зрителю, что он видит.

Но проблема в том, что сегодня каждый раз, независимо от того, современное искусство ты показываешь или нет, ты должен давать дополнительный объемный материал. Поверьте, современное искусство понимают также плохо, как и классическое.
Есть методика показа современного искусства и художников, которые реагируют на события истории и сегодняшнего дня, на события их личной жизни – и нужно это показывать так, чтобы каждый нашел своего зрителя. Искусство во все времена вызывало протест, невозможно нравиться всем. Но как снизить этот накал страстей – музейщикам и нашим посетителям это интересно, и хорошо, что этот интерес был проявлен".
Лучшие фестивали Дагестана
i

В Дагестане исторически проживают более 30 этносов, говорящих на 30 языках и 70 диалектах. Основа местной культуры – многообразие и общность традиций.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала