Рейтинг@Mail.ru
Специалисты будущего: чему и как учат в передовых инженерных школах - РИА Новости, 17.06.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка спецпроекта Твой бизнес
Твой бизнес

Специалисты будущего: чему и как учат в передовых инженерных школах

© iStock.com / gorodenkoffСтудент работает над проектом
Студент работает над проектом - РИА Новости, 1920, 17.06.2024
Студент работает над проектом
Читать ria.ru в
Современное образование, ориентированное на запросы конкретной отрасли, лаборатории с передовым оборудованием, и главное – молодежь, увлеченная своим делом. Таковы главные принципы обучения в Передовых инженерных школах (ПИШ). На сегодняшний день их открыто по всей стране 50. Вузы, на базе которых развиваются ПИШ, – активные участники национального проекта "Наука и университеты". Как эти школы качественно изменят образование и повысят престиж инженерной профессии – в материале РИА Новости.
Приоритетные задачи, которые стоят перед национальной экономикой, и взаимодействие с индустриальными партнерами положены в основу нового типа образования в Передовых инженерных школах. Они открываются сейчас по всей стране и, по словам руководителя методического центра "Передовые инженерные школы" НИЯУ МИФИ, профессора Георгия Тихомирова, очень востребованы.
Губернатор Томской области Владимир Мазур и глава Минобрнауки России Валерий Фальков открыли новое образовательное пространство передовой инженерной школы Агробиотек  - РИА Новости, 1920, 31.05.2024
В Томске открыли образовательное пространство передовой инженерной школы
По данным ФГАНУ "Социоцентр" (оператора проекта "Передовые инженерные школы"), в 2022 году на базе ведущих вузов страны было создано 30 передовых инженерных школ в 15 регионах. В 2024 году работу начали еще 20 школ, таким образом, всего в России теперь функционируют 50 ПИШ в 23 регионах.
В новом образовательном проекте МИФИ выполняет экспертно-методическую роль: с одной стороны, помогает экспертизой Совету по грантам на оказание господдержки создания и развития ПИШ, с другой – оказывает методическую помощь самим школам.
"Проекту всего два года, так что заявленные лучшие практики ПИШ еще должны будут доказать свою состоятельность и эффективность. При этом мы планируем совместно с ПИШ распространять их на другие технические университеты России. Для этого есть несколько механизмов. Один заложен в самом федеральном проекте, это сетевые образовательные программы, работа с вузами, где нет своих ПИШ", – говорит Тихомиров.
Из таких вузов студенты и преподаватели могут приехать на практики и стажировки в образовательных пространствах ПИШ и получить новые компетенции. Вернувшись в свой университет, они уже начинают использовать полученные знания и навыки, отмечает профессор Тихомиров.
Но главное направление деятельности ПИШ – это выпуск своих студентов по разным программам обучения.
"Как правило, в образовательных программах ПИШ меньше лекций и семинаров за счет большей доли практической составляющей: практик, стажировок, внеучебных проектов, активного самостоятельного использования цифровых решений и современного исследовательского и технологического оборудования. Роль индустриальных партнеров в этом проекте велика. Они голосуют деньгами за ПИШ и интегрируют в образовательный и исследовательский процессы своих сотрудников в лице наставников на производстве и преподавателей учебных программ", – рассказывает руководитель методического центра.
Научно-технологическая стажировка открылась в Великом Новгороде - РИА Новости, 1920, 27.05.2024
Научно-технологическая стажировка открылась в Великом Новгороде
По словам Тихомирова, именно взаимодействие с индустриальными партнерами и отличает, в первую очередь, систему обучения в Передовых инженерных школах.
Согласно данным ФГАНУ "Социоцентр", к концу 2023 года число студентов ПИШ превысило 6 тысяч человек, из них 920 лучших получили гранты для прохождения практик и стажировок. Более 7900 преподавателей и представителей управленческих команд ПИШ повысили свою квалификацию, пройдя стажировки на базе высокотехнологичных компаний. Свыше 7400 инженеров прошли обучение по программам дополнительного профессионального образования в передовых инженерных школах.
Несмотря на то, что проект действует всего два года, уже есть первые результаты. Так, в передовой инженерной школе на базе Томского государственного университета (НОЦ ПИШ "Агробиотек") создан биопрепарат, который способен разлагать отходы производства пальмового масла на безопасные составляющие.
"Наше направление – агробиотехнологии – связано с продовольственной безопасностью, технологическими рисками в секторе агропромышленного комплекса. Мы работаем с учетом мировых трендов и вызовов. Наша внутренняя деятельность распределяется уже по нескольким направлениям, связанным с улучшением агропроизводства и повышением продуктивности, переработкой отходов сельского хозяйства, селекцией животных и растений. Вся работа ПИШ строится на тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами, у нас их около 20", – говорит директор научно-производственного центра НОЦ ПИШ "Агробиотек" ТГУ Игорь Памирский.
В рамках проекта по биоутилизации отходов производства пальмового масла, рассчитанном на два года, ученые завершили первый этап работы: выделили 30 штаммов микроорганизмов, изучили, какие из них эффективнее разлагают соединения из отходов в лабораторных условиях. В этом году сотрудники вуза поедут в Индонезию, где протестируют свою разработку. Дело в том, что эта страна – один из мировых лидеров по производству пальмового масла, так что вопрос утилизации отходов стоит очень остро.
Московская техническая школа открыла новый образовательный курс - РИА Новости, 1920, 21.05.2024
"Московская техническая школа" открыла новый образовательный курс
Еще один проект ПИШ ТГУ – разработка биоактивной кормовой добавки из грибной биомассы для сельскохозяйственных животных. Она способна укрепить иммунитет, повысить сопротивляемость к заболеваниям, улучшить здоровье желудочно-кишечного тракта животных, снизить потребность в антибиотиках.
"В перспективе мы хотим вырасти от ПИШ до Высшей школы агробиотехнологий. Это позволит реализовать новую, более комплексную и комбинированную модель образования, выпускать специалистов современных профессий. Мы уже начали двигаться в этом направлении, власти области нас поддерживают. Уже готовы индустриальные партнеры, земли, помещения и коллективы сотрудников", – делится планами Памирский.
В Передовой инженерной школе Новосибирского государственного университета молодые ученые разработали приложение, которое поможет онкологическим центрам и молекулярно-диагностическим лабораториям выявлять мутации в опухолевых клетках пациента за счет формирования уникальных панелей для персонализированной диагностики и терапии. Однако, это далеко не единственный вектор, по которому идет работа.
По словам доктора физико-математических наук, профессора РАН и директора ПИШ НГУ "Когнитивная инженерия" Сергея Головина, эта школа по итогам прошлого года вошла в десятку лучших. Здесь активно развивают инженерное направление, сотрудничая с высокотехнологичными компаниями. Студенты работают над проектами индустриальных партнеров. Используется открытая модель, когда деятельность осуществляется через Центры компетенций, ориентированные на разработку научно-технологических основ и конкретных продуктов в различных отраслях экономики.
"В настоящее время в ПИШ функционируют шесть Центров компетенций, специализирующихся на аэрокосмическом приборостроении, нефтегазовом инжиниринге, биотехнологиях и медицине, фотонике и сенсорике, технологиях замкнутого цикла, а также применении искусственного интеллекта в предиктивной аналитике. Почти все эти центры предлагают собственные магистерские программы, и студенты могут специализироваться в рамках программ ПИШ совместно с факультетами НГУ. Ожидается, что к 2030 году количество таких центров возрастает как минимум до 10, что обеспечит общий объем НИОКР на уровне не менее 5 миллиардов рублей", – рассказывает Головин.
Кроме того, в ПИШ НГУ открылась новая научно-техническая лаборатория "Оптика и сенсорика", которая позволит создавать оптические сенсоры для оперативного получения данных о состоянии скважин, плотин, мостов, тоннелей, фундаментов зданий, корпусов самолетов и ракет.
Как сообщили в "Социоцентре", с передовыми инженерными школами уже работают свыше 290 индустриальных партнеров. На исследования и разработки в интересах бизнеса привлечено из внебюджетных источников 9,7 миллиарда рублей. Более 140 из них присоединились в рамках работы и поддержки программ развития передовых инженерных школ 2023 года отбора.
Ректор Самарского государственного медицинского университета Александр Колсанов - РИА Новости, 1920, 27.05.2024
Все изменилось. Как медицинские вузы отвечают на вызовы времени
Как и в предыдущие два года, в 2024 году Передовые инженерные школы, а также вузы, принимающие активное участие в реализации нацпроекта "Наука и университеты", проведут набор студентов. Подать документы в высшие учебные заведения по всей стране можно дистанционно – благодаря суперсервису "Поступление в вуз онлайн" на портале Госуслуг, который развивается по нацпроекту "Цифровая экономика". Подать заявление в пять вузов до пяти специальностей в каждом можно прямо из дома, без необходимости посещать приемную комиссию. Это особенно удобно для тех, кто планирует поступать в другой город.
А те школьники, которые только начинают интересоваться инженерной профессией, смогут до конца 2024 года принять участие в профориентационных программах на площадках ПИШ. К ним планируется привлечь более 36 тысяч учащихся.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала