Рейтинг@Mail.ru
История страны и личный взгляд. В Казани прошли "Музейные маршруты России" - РИА Новости, 08.10.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Рендеры. Дом-музей Бахрушина

История страны и личный взгляд:

В Казани прошли "Музейные маршруты России"
В Казани 25 и 26 апреля прошла первая в этом году стратегическая сессия проекта "Музейные маршруты России". Ее главными темами стали работа мемориальных музеев и создание мультимедийных выставок.
Флагманский проект министерства культуры РФ в области музейного дела открыл новый сезон. В этом году "Маршруты" трансформировались – стали республиканскими и приобрели кураторов. Первой остановкой стала Казань, а первым куратором – директор Музея Москвы Анна Трапкова. Также в 2024 году запланированы сессии в Дагестане, Бурятии и Чечне.
Встречи руководителей и сотрудников музеев, обмен опытом, обсуждения и дальнейшее воплощение самых разных и порой невероятных идей – это, конечно, дело внутреннее, профессиональное. Но уже очевидно: за несколько лет работы проекта (а стартовал он в 2019 году) "Маршруты" значительно изменили российский музейный ландшафт, и результаты уже очевидны и зрителям. Именно этот проект стал катализатором межмузейного сотрудничества. Ведь фонды российских музеев – это настоящие сокровищницы, которые сосредоточены не только в двух столицах. И вот уже сегодня жители разных городов наслаждаются выставками, которые приезжают из соседних регионов. Объединение музеев в ассоциации – еще один тренд "Музейных маршрутов".
Посетитель на выставке Литература ХХ века. Шедевры коллекции ГМИРЛИ имени В. И. Даля, проходящей в рамках открытия нового здания Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля Доходный дом Любощинских-Вернадских на Зубовском бульваре в Москве - РИА Новости, 1920, 08.12.2023
Музейные ассоциации открывают неизведанное для посетителей музеевСтратегическая сессия проекта "Музейные маршруты России", которая в ноябре прошла в Северной столице в преддверии IX Санкт-Петербургского международного культурного форума, была посвящена сотрудничеству и консолидации культурного сообщества.
Так, Ассамблея петровских музеев России в год празднования 350-летнего юбилея Петра I провела ряд мероприятий, которые посетили более 5 миллионов человек. Ассоциация театральных музеев России, созданная по инициативе Бахрушинского музея, на сегодняшний день уже объединила более 80 организаций (всего музеев театров по стране 500, все они постепенно должны войти в ассоциацию). Из ближайших больших проектов ассоциации – открытие музея истории Курского театра 6 июня и Музея истории театров Дагестана 19 июня.
Сезон 2024 года выводит проект на иной уровень. О новшествах рассказала, открывая дискуссию в первый день работы, директор Департамента музеев и внешних связей минкультуры России Елена Харламова.
Директор Департамента музеев и внешних связей Минкультуры России Елена Харламова

В юбилейном сезоне проекта мы запустили новый формат – кураторские маршруты.

При участии ведущих музеев России мы организуем сессии, которые затронут темы, волнующие все музейные институции страны, с привязкой к региону, в который мы едем. Татарстан стал первой республикой, которая принимает "Музейные маршруты" в 2024 году. Москва и Казань очень близки, есть много тем, в которых они могут помочь друг другу.

Елена Харламова
директор Департамента музеев и внешних связей минкультуры РФ
С приветствием к собравшимся обратился глава Республики Татарстан Рустам Минниханов. Он подчеркнул, что в республике на протяжении многих столетий живут представители разных народов, соседствуют православные и мусульманские храмы, и своеобразие и культурный код Татарстана определяет соединение восточной и западной цивилизаций. Минниханов также вспомнил слова Ломоносова о том, что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего.
А министр культуры республики Ирада Аюпова отметила, что сессия – это не только "элемент гостеприимства и радость общения".
"Для нас это возможность поучиться и позаимствовать лучший опыт. Благодарна, что экспертную сессию "Музейных маршрутов России" организовали в Казани. Тема кураторства, когда мы заимствуем лучший опыт федеральных музеев, перспективна. Только в этой выстроенной вертикально системе можем добиться результатов", – подчеркнула она.
Директор Музея Москвы Анна Трапкова, которая в данном случае выступила как куратор, подчеркнула: тема для этой сессии была сформулирована совместно с музейным сообществом Татарстана.

Наша задача в Казани – привлечь широкий состав музейного сообщества, совместно посмотреть на то, как переосмыслить и переустроить мемориальные музеи, и обсудить, какое новое содержание мы можем привнести, какие новые технологии, в том числе пиара и маркетинга, способствуют популяризации музейных продуктов, а главное – узнать героев мемориальных музеев.

Директор Музея Москвы, куратор стратегической сессии в Казани Анна Трапкова
Анна Трапкова
директор Музея Москвы, куратор "Музейных маршрутов" в Казани
Стратегическая сессия Музейных маршрутов России в Казани
Стратегическая сессия "Музейных маршрутов России" в Казани
Мемории и современные технологии
Опыт крупных федеральных музеев по созданию мемориальных пространств и экспозиций может стать хорошим и полезным примером и для небольших региональных музеев. Генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова начала свое выступление со слов о том, что "сохранять – это не значит буквально "хранить в шкафу".

Наша задача – говорить на языке посетителя, а сегодня это молодая аудитория.

Генеральный директор Бахрушинского музея Кристина Трубинова
Кристина Трубинова
директор Бахрушинского театрального музея
По словам Трубиновой, проблема переосмысления мемориальных пространств крайне актуальна для Бахрушинского музея. Ведь из 17 объектов музея 15 – мемориальные. Это – крупнейший театральный музей с полуторамиллионной коллекцией. Сейчас в Бахрушинском идет масштабная реставрация. В качестве основы для создания будущих экспозиций, по словам директора, было выбрано четыре принципа: технологии, сторителлинг, иммерсивность и интерактивность.
"Наша важнейшая цель – сделать эти экспозиции увлекательными не только для узкой аудитории театралов и знатоков театрального искусства. Наша задача – привлечь широкую аудиторию, а особенно – молодое поколение. Мы понимаем, что посещение современного музея – это в том числе мультимедийный опыт. И поэтому мы должны говорить с аудиторией на современном языке, языке технологий и мультимедиа", – отметила Кристина Трубинова.
Директор Бахрушинского музея отметила, что большая часть зданий музея, около 70% всех площадей, будет отдана под экспозиции. Мемориальные здания, в которых раньше размещались различные музейные службы, теперь станут выставочными пространствами.
Одновременно с созданием квартала идет реставрация 12 филиалов музея, из которых 10 – дома-музеи и музеи-квартиры. Здесь главная задача – сохранить атмосферу и сделать эти места интересными.
1

В Доме-музее Ермоловой появятся ожившие портреты и направленный звук на парадной лестнице – это создаст атмосферу "живой жизни" дома;

2

В Доме-музее Островского воссоздали исторические интерьеры, а также уделили внимание теме купеческого быта, без которой нельзя себе представить ни одну пьесу классика;

3

Музеи-квартиры Боровского, Мироновых и Менакера, Плучека, Плисецкой, Мейерхольда связали через интерактивные порталы: из одного музея можно будет увидеть, что происходит в другом;

"Важно сохранить фундамент истории, подлинность предмета. Современные технологии – инструмент второстепенный, помогает нам работать, но не подменяет подлинную часть", – заключила Кристина Трубинова.
Музей-квартира Плисецкой
Музей-квартира Плисецкой
Музей среди людей
Музей – это не только прекрасные экспозиции, уникальные экспонаты и находки, но и масса административных и хозяйственных вопросов. И в случае с музеями-квартирами они стоят особо остро: помещения находятся в жилых домах, и далеко не все их обитатели могут быть рады потоку посетителей и вечерним мероприятиям. Как решать эти проблемы знает Михаил Брызгалов, генеральный директор Российского национального музея музыки, в составе которого несколько музеев-квартир.
Выступая на "Музейных маршрутах" в Казани, он говорил о проблемах оформления документов для таких объектов, правовых вопросах, жилищном кодексе, о собраниях владельцев квартир и, конечно, о пожарной безопасности.

Деятельность музеев-квартир регулируется Жилищным кодексом и решениями собственников помещений. Музей, получая такую квартиру, несет бремя по использованию общего имущества. Наша задача – адаптировать нашу работу, так как есть определенные ограничения в выборе режима работы и творческих программ.

Генеральный директор Музея музыки Михаил Брызгалов
Михаил Брызгалов
директор Музея Музыки
В такой ситуации ни одно решение музей не может принять без согласия жильцов. Зачастую оно нужно и для того, чтобы обеспечить доступ посетителей в подъезд, и для проведения ремонтных работ и использования придомовой территории.
Экспозиции в таких музеях также должны периодически обновляться несмотря на то, что посвящены они одной личности. Необходимо проводить и временные выставки. Например, в экспозиции Музея-усадьбы Шаляпина (филиал Музея музыки) рассказывают и об эпохе Серебряного века, и о вокальном искусстве в целом. А в музее-квартире Прокофьева (также Музей музыки) установлена афишная тумба, на которой меняются афиши к спектаклям с музыкой композитора. "Мемориальный музей может быть современным и должен!", – заключил Михаил Брызгалов.
Личность и эпоха
"Пунктирная карта истории русской литературы", – так Дмитрий Бак определяет концепцию Государственного литературного музея, который он возглавляет. На вопрос о том, почему те или иные музеи-квартиры вошли в состав организации, отвечает – выборка произвольная. Эту произвольность, кажется, в музее развили в принцип в выставочном пространстве "Зубовский, 15". Здесь воссозданы музеи-квартиры разных писателей.

Мы воспользовались метафорой коммунальной квартиры. Булгаков, Мандельштам, Платонов здесь не были, но мы создали "лоскутную" экспозицию. А благодаря частичной ротации экспозиция "дышит", как и дышит история русской литературы.

Директор Гослитмузея Дмитрий Бак
Дмитрий Бак
директор Государственного литературного музея
Музеи-квартиры есть и в составе Третьяковской галереи, но особая гордость – открытый в 2022 году Музей Павла и Сергея Третьяковых. Это родовой дом, где братья прожили часть детства. "Музей – это не только здание, но и то, что его наполняет и физически, и в смысловом плане", – подчеркивает Татьяна Гафар, заместитель генерального директора ГТГ по развитию новых музейных пространств.
Готовя новую экспозицию, сотрудники Третьяковки обратили внимание не только на коллекцию и состояние объекта. "Был написан сценарий экспозиции со своими выходами героев, кульминациями и кодой", – делится Татьяна Гафар. В итоге получилась эмоциональная выставка с несколькими уровнями подачи текста. Но главное, что историю прошлого удалось здесь соединить с сегодняшним днем.
Девушка на пресс-показе, посвященному открытию музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве
Девушка на пресс-показе, посвященному открытию музея Павла и Сергея Третьяковых в Москве. Третьяковская галерея открывает музей Павла и Сергея Третьяковых, посвященный жизни и деятельности знаменитых коллекционеров, предпринимателей, благотворителей и общественных деятелей, вошедших в историю русской культуры как основатели главного музея русского искусства.
Благодаря просветительскому проекту "Императорский маршрут" и поддержке министерства культуры РФ в последние годы появилось порядка 10 музеев. Их особенность – "мемориальность в квадрате", говорит председатель Наблюдательного Совета Фонда "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество", руководитель Всероссийского историко-культурного туристического проекта "Императорский маршрут" Анна Громова.

Все эти музеи посвящены выдающимся личностям России и, в первую очередь, – представителям императорского дома Романовых, которые отличались подвигами и содействовали развитию благотворительности.

Руководитель Всероссийского историко-культурного туристического проекта Императорский маршрут Анна Громова
Анна Громова
руководитель проекта "Императорский маршрут"
Расположены музеи в мемориальных зданиях, так что здесь перед создателями экспозиций стояла двойная задача: отреставрировать помещения и создать музей личности. Главный принцип, с которым авторы подошли к работе – широта взгляда, когда через конкретного героя ведется рассказ об истории страны.
Необычным опытом для Владимиро-Суздальского историко-архитектурного музея-заповедника стала новая экспозиция в Доме-музее Столетовых. Он находится во Владимире и посвящен жизни и деятельности выдающегося ученого-физика Александра Столетова и его брата, генерала Николая Столетова. В 2019 году здание закрылось на реконструкцию, и у команды музея была возможность переосмыслить концепцию и сделать новую экспозицию. В итоге, по словам заместителя директора Александра Капусткина, музей получился о семье Столетовых, где старший брат Василий после кончины отца остался в купеческом деле и заработал деньги на достойное образование для младших детей.
Особо трогательным моментом экспозиции стала виртуальная прогулка, созданная на основе дневников Саши Столетова – будущего известного физика. Гуляя со своей няней по городу, он делал подробные записи, которые теперь стали основой части экспозиции.
© Фото : предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Дом-музей Столетовых

Дом Столетовых

Дом-музей Столетовых

© Фото : предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Инсталляция в Доме-музее Столетовых

Дом Столетовых

Инсталляция в Доме-музее Столетовых

© Фото : предоставлено пресс-службой Владимиро-Суздальского музея-заповедника

Обновленная экспозиция в Доме-музее Столетовых

Дом Столетовых

Обновленная экспозиция в Доме-музее Столетовых

1.

Дом-музей Столетовых

2.

Инсталляция в Доме-музее Столетовых

3.

Обновленная экспозиция в Доме-музее Столетовых

Изменения в ближайшие годы ждут и один из самых известных московских домов – архитектора Константина Мельникова (Музей архитектуры).

Собственный дом архитектора – всегда особый случай. Это не только бытовая среда, но и максимально чистое творческое выражение автора. Будучи свободным от ограничений в работе с заказчиком, архитектор может проявить себя. Это применимо и к дому Мельникова.

Наталья Шашкова
директор Музея архитектуры
Объект культурного наследия федерального значения Экспериментальный дом-мастерская, 1927-1929 гг., архитектор К.С. Мельников во время реставрации в Москве
Объект культурного наследия федерального значения "Экспериментальный дом-мастерская, 1927-1929 гг., архитектор К.С. Мельников" во время реставрации в Москве.
В доме Мельников жил с семьей, в том числе – сыном Виктором, художником. Так что это – творческое пространство двух мастеров. Реставрация дома началась в 2023 году, процесс идет максимально открыто, подчеркивает Шашкова. Ведь судьба этого шедевра русского авангарда беспокоит многих. Обстановка будет сохранена максимально аутентичной, и даже полы в будущем будут натирать таким же воском, как и при жизни архитектора. Важно и то, что после завершения работ доступ в дом все равно будет ограничен – всего три экскурсии в день. Дело в том, что здание не предназначено для массового посещения, и главная задача музея – его сохранить. Именно поэтому в будущем сотрудники музея хотят создать полноценную виртуальную экскурсию, в которой будет показан и дом, и архив.
С именем Мельникова связано и здание Музея транспорта Москвы. Он расположен в бывшем гараже грузовых автомобилей, спроектированном архитектором. Несмотря на то, что напрямую экспозиция о Мельникове не рассказывает, отправной точкой в жизни музея стал своеобразный "оммаж" архитектору. "Мы начали с того, что создали оду, иммерсивный спектакль, посвященный Константину Мельникову", – рассказывает директор музея Оксана Бондаренко.
Макет музея транспорта Москвы, который откроют на территории объекта культурного наследия – гараж Мельникова

Здание-подкову на треугольном участке за Казанским вокзалом Мельников построил в соавторстве с инженером Шуховым. Здесь помещалось до 260 грузовых машин, которые могли двигаться, не разворачиваясь, согласно прямоточной системе Мельникова. Благодаря инженерным решениям Шухова внутри нет опорных столбов, ажурная конструкция кровли опирается только на внешние стены. Здание – шедевр авангардной архитектуры, не имеющий аналогов в мире.

Города без окраин

Помимо пленарного заседания, посвященного работе и обновлению мемориальных музеев, важным событием "Музейных маршрутов" в Татарстане стала презентация созданного в содружестве с Музеем Москвы проекта "Казань без окраин". Проект "Москва без окраин" был запущен Музеем Москвы в 2021 году. Его главная идея — рассказ о разных районах города через личные истории жителей. В 2023 году команда представила уже седьмое "издание" выставки, посвященное району Очаково-Матвеевское.

СЛОВО КУРАТОРА:

Директор Музея Москвы, куратор стратегической сессии в Казани Анна Трапкова

Анна Трапкова, директор Музея Москвы, куратор стратегической сессии в Казани

"Для меня как для куратора первый итог нашей работы в Казани заключается в том, что это было настоящим сотворчеством. Прежде всего, мне было важно понять, что интересует коллег в Татарстане. И я считаю, что успех в целом этого мероприятия в целом заключался в том, что запрос был четко сформулирован, услышан куратором и переложен в программу", – подчеркивает куратор.

Анна Трапкова отмечает: Татарстан — территория с развитой музейной системой, популярный туристический регион с большой событийной программой.

Итоги сессии. Главное

Пленарное заседание было посвящено новой жизни мемориальных музеев. Удалось представить разнообразный набор кейсов и походов к проблематике, получилась неформальная и предметная беседа. Эта дискуссия будет продолжена на форуме "Интермузей", который пройдет с 23 по 26 мая в Москве.

Музейное сообщество Татарстана очень аккуратно подходит к различным музейным новшествам, это можно назвать положительным консерватизмом. Однако иногда это мешает эксперименту, поэтому было важно услышать мнение экспертного сообщества о том, как работать с мемориальными музеями и памятью.

Первый выезд проекта "Москва без окраин" за пределы столицы стал важным событием для Музея Москвы. Он завершился экспозицией "Казань без окраин" в Музее-квартире поэта Мусы Джалиля (один из филиалов Национального музея Республики Татарстан). Сотрудники обоих музеев полны решимости продолжать проект и "пересобирать" его на других площадках.

Музеям, особенно мемориальным, важно взаимодействовать с городом. История должна быть живой и насыщенной личными историями – это большая составляющая проекта "Москва без окраин".

По словам куратора "Москвы без окраин" Алисы Савицкой, этот проект постепенно "стал обрастать методологическими надстройками". Итогом стало методическое пособие, в котором команда изложила накопленный опыт. Текст лежит в открытом доступе, так что каждый может использовать его для работы над выставкой о своем районе или локальной территории. "Важно, что мы никогда не используем менторский тон. Для нас самих "Москва без окраин" – личный опыт кураторов, интервьюеров, нашего музея. И нам кажется, что этим опытом полезно делиться", — отметила Алиса Савицкая.

Выставка Казань без окраин в Музее-квартире Мусы Джалиля
Выставка "Казань без окраин" в Музее-квартире Мусы Джалиля
Идея перенести опыт Москвы на казанскую почву стала результатом обсуждений с Национальным музеем Республики Татарстан и его генеральным директором Алисой Вяткиной. "Мы гордимся, что стали первым регионом в рамках "Музейных маршрутов России", который работал с музеем-куратором", – отметила она. Этот эксперимент позволил команде выйти за привычные рамки работы.
Работа началась за две недели до "Музейных маршрутов". История закрутилась вокруг Музея-квартиры Мусы Джалиля, который располагается в жилом доме. Трехдневный интенсив посвятили тому, как правильно общаться с местными жителями, брать интервью, собирать и представлять "личные" экспонаты. А дальше пошли работать "в поле". Каждому участнику была предложена витрина-ящик, в который нужно было собрать свою небольшую экспозицию. В итоге десять новых мини-экспозиций теперь увидят посетители Музея-квартиры Мусы Джалиля.
Куда отправиться в Татарстане
i

За 2023 год в Татарстане прошло около пяти тысяч событий и культурных акций, их посетило около 92 миллионов человек, 10,5 миллионов – посетители музеев.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала