Все еще авторитетный в мире: на ММКФ покажут фильмы из 56 стран
Все еще авторитетный в мире: на ММКФ покажут фильмы из 56 стран - РИА Новости, 19.04.2024
Все еще авторитетный в мире: на ММКФ покажут фильмы из 56 стран
Более 230 картин представят на открывающемся сегодня Московском международном кинофестивале. Звезды традиционно пройдут по красной дорожке, а затем — до 26... РИА Новости, 19.04.2024
МОСКВА, 19 апр — РИА Новости, Светлана Вовк.Более 230 картин представят на открывающемся сегодня Московском международном кинофестивале. Звезды традиционно пройдут по красной дорожке, а затем — до 26 апреля — зрители будут смотреть, а жюри оценивать десять конкурсных проектов. О том, какие фильмы не пропустить и как повлияла непростая политическая ситуация на программу одного из старейших в мире смотров, рассказал в интервью РИА Новости председатель отборочной комиссии ММКФ Иван Кудрявцев.
— На пресс-конференции к открытию фестиваля вы отметили, что программа в этом году подобралась сильная. И это несмотря на сложную политическую обстановку, которая, к сожалению, отражается и на культурных обменах. Сейчас в мире много русофобии. Не сказалось ли это на международной составляющей ММКФ?
— Кино всегда было, есть и будет важнейшим способом сохранения и распространения культуры. А на международном уровне — силой, сближающей народы. Сейчас и вправду непростая политическая ситуация, но российские кинематографисты все равно продолжают сотрудничать с зарубежными. Так, на ММКФ некоторые кинокартины были сняты в сотрудничестве России с другими государствами. Среди них, например, Индия ("Надо снимать фильмы о любви"), Аргентина ("Невада"), Финляндия ("Где мой дом?"), Молдова и Румыния ("Выжить в Мо…"). Кино бьется за право быть искусством, не поддающимся влиянию политики. Доказательство тому — страны, которые участвуют в ММКФ, выдвигая собственные фильмы. Это Испания и Франция, Мексика и Китай, Турция и Австралия и другие.
Пушкинский сквер и Московский театр мюзикла, где пройдет 43-й Московский международный кинофестиваль (ММКФ).
— В конкурсной программе десять картин. Какие основные критерии отбора были у экспертов? Какие темы затрагиваются в этих фильмах?
— Критерии простые: высокая художественная ценность, захватывающий сюжет, яркие авторские озарения, смелость эксперимента. Тематически конкурсные фильмы получились очень важными и запоминающимися. Рассматривая кинокартины, можно проследить тему скорби и вины: под гнетом этих чувств герои либо ломаются, либо перерождаются. Такой лейтмотив присутствует в фильмах "Меж псом и волком", "Дыхание холода", "Стыд", "Шлимазл". Важная линия — надежда и обретение веры в себя: в картинах "Нирвана", "Выжить в Мо…" и "Пришелец". В них героям нужно твердо стоять на своем и не сдаваться, чтобы прийти к желанному итогу. Кинопроизведения "21 рубин" и "Лесной царь" рассуждают на тему человека, столкнувшегося с темной стороной политики. Главный герой "Лесного царя" — мальчик-серб, мир которого мгновенно меняется после начала бомбардировок Югославии. А героиня "21 рубина", готовясь к повышению в должности, обнаруживает, что стала пешкой в грязной игре за контроль над ее страной.
— Сейчас картины, которые выходят у нас в прокат, должны не содержать сцен, пропагандирующих ЛГБТ*, чрезмерную жестокость. Чересчур откровенные эпизоды, нецензурная лексика тоже недопустимы.
— Отборочная комиссия работает в строгом соответствии с действующим в нашей стране законодательством. Здесь ни на йоту не отступаем от требований буквы и духа закона.
Итальянская актриса, член жюри VIII Московского международного кинофестиваля Джина Лоллобриджида дает автографы москвичам.
Председатель жюри конкурса полнометражных художественных фильмов режиссер Григорий Чухрай вручает Большой приз фестиваля за фильм "Восемь с половиной" итальянскому режиссеру Федерико Феллини. III Международный Московский кинофестиваль. Кремлевский Дворец съездов.
Председатель жюри конкурса полнометражных художественных фильмов режиссер Григорий Чухрай вручает Большой приз фестиваля за фильм "Восемь с половиной" итальянскому режиссеру Федерико Феллини. III Международный Московский кинофестиваль. Кремлевский Дворец съездов.
— ММКФ — один из старейших в мире фестивалей. На сайте смотра в исторической справке достаточно самокритично говорится о разных периодах его существования, в том числе про цензуру в 70-80-х. Что бы вы сегодня сказали о фестивале, насколько он авторитетен в мире, чего ему, может быть, не хватает?
— Фестиваль был и остается событием, благодаря которому люди могут увидеть замечательные картины, не выходящие в широкий прокат. Как правило, в конкурсе участвуют и дебютанты, что позволяет им послушать критику и похвалу, показаться зрителю, стать узнаваемым. ММКФ остается авторитетным на мировом уровне: тому доказательство — участие картин из 56 разных стран. Причем почти половина представленных государств — те, чьи режимы проводят недружественную политику по отношению к России. Решимость кинематографистов из этих стран лично привезти (или хотя бы отправить) свое кино в Москву нас, безусловно, восхищает. Главный новый тренд в развитии ММКФ — разворот к молодому зрителю, появление специальной студенческой аккредитации. Как результат — профиль нашей аудитории зримо помолодел.
— В этом году будут вручать почетную премию выдающимся мастерам актерского искусства?
— Да, конечно, это одна из славных традиций фестиваля. В разные годы награды удостаивались и российские, и зарубежные мэтры — Инна Чурикова, Константин Хабенский, Джек Николсон, Рэйф Файнс и многие-многие другие.
— Какие будут ретроспективы?
— Программа ретроспектив в этом году чрезвычайно насыщенная: можно будет увидеть как всеми любимую классику, так и фильмы либо эпизоды, когда-то запрещенные, уже недоступные для просмотра или просто важные для кинематографа.
Категория "Экранные войны. Эпизод I. Движение. Новая надежда" расскажет о лентах, с которых зарождался и благодаря которым развивался кинематограф: зрителю покажут "Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота", "Политый поливальщик" и другие картины братьев Люмьер, первопроходцев в кино, "Женщину" знаменитого Чарли Чаплина, а также "Стачку", первый полнометражный фильм великого Сергея Эйзенштейна. Можно будет посмотреть Гайдая и Балабанова.
Американские актеры Шарлиз Терон и Уилл Смит на церемонии открытия 30-го Московского международного кинофестиваля у кинотеатра "Пушкинский".
Программа "Дариуш Мехрджуи: поэзия реальной жизни" предложит зрителю работы иранского классика и новатора Дариуша Мехрджуи — самого яркого феномена кинематографа Ирана. Среди картин — "Лейла", "Корова" и другие.
"Первые варианты. Из архивов Госфильмофонда" — оригинальные версии советских фильмов, которые нигде нельзя найти и посмотреть: например, зрители смогут увидеть "Тугой узел" Михаила Швейцера, где Олег Табаков исполнил дебютную роль.
В программе "ВГИК: звезды зажигаются в Москве" можно будет посмотреть фильмы от иностранных студентов ВГИКа, внесших немалый вклад в развитие своих национальных кинематографий: среди картин есть "Аспирант" Сулеймана Сиссе, "Коммуникабельность" Джафара Таваккола и другие.
"От ВГИКа до "Мосфильма" — категория, посвященная 100-летию студии "Мосфильм". Здесь собраны кинопроизведения выпускников ВГИКа, ставших значимыми личностями киностудии. Зрители увидят "Душеньки-подруженьки" Литуса, Гайдая и Акопян, "Мужчину и женщину" Сурина.
В программе "ВГИК: предчувствие гения" представлены выпускники одноименного университета, снимавшие игровое и неигровое кино при поддержке каких-либо других студий: здесь Валентин Морозов, Антон Васильев, Марина Казанкина, Станислав Ростоцкий, Надежда Хворова.
— Фильмом закрытия станет новая часть экранизации комиксов "Майор Гром: Игра". Не разочаруются фанаты проекта? Чего им ждать от картины?
— "Майор Гром" и киновселенная Bubble продолжают развиваться. Фанатам однозначно стоит ждать новых эмоций, масштаба и увлекательного сторителлинга. Предвижу, что с премьеры на ММКФ начнется славный путь нового "Майора Грома" в прокате и он точно соберет гораздо больше первой части фильма.