"Нас наверняка дурачат"
Сможет ли человечество колонизировать Луну
МОСКВА, 12 апр — РИА Новости. Ракетная и спутниковая техника развивается семимильными шагами. Однако пока даже высадка на Луне представляется делом непростым. О том, сможем ли мы побывать на других планетах или окажемся навсегда заперты в околоземном пространстве, РИА Новости рассказал писатель, визионер Антон Первушин. Беседовала Татьяна Пичугина.
— Вы написали множество книг о космических исследованиях, в том числе в жанре научной-фантастики. Какое будущее, на ваш взгляд, ждет пилотируемую космонавтику? Какие проекты реализуют и когда?
— Прогнозировать развитие космонавтики трудно, потому что ракетно-космические корпорации и агентства очень часто меняют планы. Всего семь лет назад, напомню, была уверенность, что NASA успешно реализует программу "Артемида" с высадкой астронавтов на поверхность в 2024 году, а SpaceX Илона Маска тогда же отправит ракетные корабли Starship к Марсу. Но даты сильно "сдвинулись вправо", и сегодня нет ясности, когда это все произойдет. У Европейского космического агентства положение не лучше: новая ракета-носитель Ariane-6 должна была полететь в 2020-м, но испытания откладывают раз за разом, и европейцы сегодня по сути зависимы от доброй воли американцев, которые берутся запускать их космические аппараты. Та же ситуация и у нас: "Роскосмос" обещал, что в 2021-м ракета "Ангара" стартует с перспективным космическим кораблем "Орел" (раньше назывался "Федерация"), но вместо этого предстоит еще длительный период летно-конструкторских испытаний на космодроме Восточный, и старт "Орла" официально перенесли на 2028 год.
Антон Первушин — российский писатель, историк космонавтики, автор научно-фантастических произведений, книг о первых полетах в космос
Проблема в том, что не определена дальнейшая стратегия развития космонавтики, а ведь это очень важно. Что у нас в приоритете? Если мы летим на Луну и собираемся строить там посещаемую базу, нужно разрабатывать технику под решение задач, связанных с Луной. Если летим на Марс, то нужно создавать технику с учетом условий Марса. Если же смешивать технологии, получается химера, в которую, на мой взгляд, превратился проект Starship HLS Илона Маска — корабль, задуманный для полетов к Марсу, решили использовать для посадок на Луну, и в результате затормозились оба плана.
Уверенность внушают только китайцы. Они поставили цель высадить космонавтов на Луну около 2030-го и последовательно к этому идут: строят комплексы на острове Хайнань для обеспечения пилотируемых экспедиций, запускают аппараты "Чанъэ", которые отрабатывают в условиях реального полета разные этапы достижения Луны, посадки на нее и возвращения на Землю. Думаю, Китай выполнит свои обещания. Что касается пилотируемой космонавтики других стран, включая нашу, то ее будущее все еще остается неопределенным.
Макет пилотируемого транспортного корабля нового поколения "Федерация" в РКК "Энергия". Новейший пилотируемый корабль "Федерация" предназначен для доставки людей и грузов на околоземную орбиту, а также к Луне. В режиме автономного полета он сможет находиться до 30 суток, а в составе орбитальной станции — до года
— Колонизация Луны кажется неизбежной. Когда это случится и каковы начальные шаги? Это будут временные экспедиции длительностью неделя-две или найдут решение для длительного пребывания на Луне?
— Да, Луна, как ни крути, ближайшее к нам небесное тело, поэтому нужно продолжать ее изучать и осваивать хотя бы в качестве полигона для испытаний техники, которая отправится в дальний космос. Конечно, возвращение на Луну будет выглядеть как серия коротких высадок продолжительностью в несколько дней — для отработки всех этапов экспедиции с участием космонавтов. И, вероятно, поначалу эти миссии будут похожи на американские полеты, которые состоялись полвека назад в рамках программы "Аполлон", — тут ничего лучше не придумать. Но сейчас большой интерес вызывают районы возле южного полюса Луны. Там, на затененных участках, обнаружили водяной лед. А как использовать воду? В системах жизнеобеспечения, разных промышленных установках. Ее можно разлагать на водород и кислород, получая отличное топливо. То есть на Луне нашли ресурс, который станет бесценным источником при эксплуатации базы. Следовательно, имеет смысл эту базу там и создавать. Сначала, конечно, туда нужно отправить исследовательские аппараты, потом — промышленные установки для изготовления элементов сооружений из местных материалов, потом — роботов-строителей. И только после того, как возведут первую очередь базы, туда отправятся люди. Причем они смогут там находиться по полгода и дольше. Понятно, что реализация такого плана растянется на десятилетия, но другой Луны у нас нет, поэтому надо приспосабливаться.
Концепция обитаемой базы на Луне
© Иллюстрация РИА Новости . Алина Полянина, Depositphotos, Lockheed-Martin
— Не застрянем ли мы на земной орбите еще на пару столетий? Учитывая большой список задач, которые нужно решить для лунных поселений, в первую очередь создать системы жизнеобеспечения. Это защита от радиации, адаптация к микрогравитации.
— Как говорят инженеры, дайте денег, и мы решим любую задачу. К сожалению, развитие пилотируемой космонавтики сдерживается малым желанием государств платить за нее. Правительства видят, что околоземная деятельность приносит прибыль: спутники связи, навигации, дистанционное зондирование Земли, разведывательные аппараты — все это востребовано, во все это вкладывают большие деньги. Но зачем нужны обитаемые станции, а тем более полеты космонавтов на Луну или Марс? Наука? Ученые, которые исследуют космос, тоже не в восторге от перспектив пилотируемых миссий. Я не раз и не два слышал от них мнение, что лучше бы деньги отдали не на новый корабль, а на создание автоматической научной станции или на космический телескоп. Получается, что пилотируемая космонавтика нужна только для поддержания престижа государства на мировой арене как доказательство его технологической мощи. Только вот сегодня есть и другие сферы, через которые можно утверждать свое превосходство.
И все же пилотируемая космонавтика нужна. Через нее мы решаем задачи будущего в настоящем, за счет чего ускоряется появление новых технологий, которые можно применять в самых разных сферах, делая нашу жизнь комфортнее и безопаснее. Вот вы говорите, что еще не преодолены проблемы с радиацией и микрогравитацией. Они преодолимы, если их начать осмысленно решать в рамках достижения более масштабных целей. И позднее полученные решения найдут применение в создании защитных костюмов, средств реабилитации больных людей и тому подобное. Приведу только один пример: на основе профилактических нагрузочных костюмов "Пингвин", которые наши космонавты используют для предотвращения негативного влияния невесомости, созданы лечебные костюмы "Регент" для восстановления навыков ходьбы больных, перенесших инсульт или долго находившихся в лежачем состоянии. Появился бы такой костюм без космонавтики? Не уверен.
Первая летная ракета космического назначения "Ангара-А5" на стартовом комплексе космодрома Восточный. Старт ракеты-носителя "Ангара-А5" с разгонным блоком "Орион" и полезной нагрузкой произошел 11 апреля 2024 года
— Следующий этап — полет к Марсу? Это произойдет одновременно с освоением Луны или последовательно? Как это будет выглядеть? Сначала выход на орбиту, облет вокруг планеты и возврат? Сколько займет такой полет, какой вред организму может быть нанесен за время экспедиции? В каком состоянии вернется экипаж? И удастся ли найти добровольцев для такого полета, пойдет ли человечество на рискованную марсианскую экспедицию?
— Наша Солнечная система устроена определенным образом. Луна — ближайшее небесное тело, а Марс — ближайшая планета, на которой природные условия позволяют высадиться и закрепиться. Кроме того, Марс играет важную роль в нашей культуре — мы давно воспринимаем его как "запасной дом" для человечества, как мир, который можно преобразовать и благоустроить. Поэтому обойти его вниманием невозможно. Люди раньше или позже полетят на Марс. Но я считаю, что, скорее, позже, причем сразу с высадкой на поверхность. Схемы экспедиций с облетами Марса прорабатывались в те времена, когда не было еще достаточно надежной и компактной робототехники. Сегодня мы видим, что рациональнее послать бригаду роботов, которые выберут место для будущей колонии, подготовят площадку для космодрома, развернут жилые и промышленные строения, доставленные беспилотными кораблями, наладят производство воды и метана из местных ресурсов. То есть первых путешественников на Марс должна ждать готовая колония со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения и инструментами для дальнейшего освоения планеты. Но перед тем нужно обязательно выяснить, есть там какие-то скрытые формы жизни или нет. Потому что, когда земляне прилетят на Марс, они принесут с собой часть нашей биосферы, тем самым "загрязнив" планету органикой, и любые последующие открытия, допустим, микроорганизмов всегда будут ставиться под сомнение. Пока у нас достаточно времени, чтобы изучать Марс и окончательно ответить на вопрос, стерилен он или нет.
Базу на Марсе нужно будет подготовить до прибытия людей силами роботов
Что касается вреда для здоровья, то это проблема решаема с помощью технологий защиты, профилактики и медикаментозного воздействия. Чтобы их разработать, исследований на орбитальной станции, конечно же, недостаточно. Необходимо построить прототип межпланетного корабля и испытать его в полете с экипажем, например, вокруг Луны, а после сбора данных и получения практического опыта можно будет приступать к проектированию средств защиты.
По поводу добровольцев для полета на Марс я совершенно не беспокоюсь. Всегда были и будут молодые люди, которые хотят испытать себя, получить новые яркие впечатления и повысить свой статус за счет участия в необычном предприятии. Сейчас они растрачивают энергию, занимаясь экстремальными видами спорта, но полет на Марс — это ведь гораздо круче, не так ли?
— Допустим, предстоит высадка на Марс. Чего не хватает для этого, какие ключевые установки, средства нужно разработать?
— Для посадки на Марс, как и для посадки на Луну или другое небесное тело, нужен посадочный корабль или модуль, который спроектирован с учетом местных природных условий. Например, на Луне нет атмосферы, поэтому нет смысла снабжать корабль тормозящими парашютами. На Марсе есть атмосфера, но очень разреженная, и земные парашюты там тоже не подходят — нужно создавать специальные. Поэтому если вы читаете о подготовке к полету на Луну или Марс, то в первую очередь смотрите, что делается по посадочному кораблю. Если его проект находится в зачаточном состоянии, если речь идет только о дизайне, но нет прототипов кабины, двигателей, амортизирующих устройств, значит, до реального полета еще очень далеко. Причем системы посадки необходимо проверить сначала на Земле с внесением поправок на разницу в природных условиях, затем в открытом космосе, ведь им предстоит долго оставаться в свободном полете до момента достижения цели, а потом и на самом небесном теле. Все это годы и годы трудной работы. И если она не ведется, то нас наверняка дурачат, рассказывая, что завтра кто-то полетит на Луну или Марс.
Модуль Axiom, пристыкованный к МКС. Концепция
© Axiom
— Будут ли туристы летать на орбиту в ближайшем будущем, построят ли орбитальный отель? Есть ли для этого технологии?
— Туристы на орбиту летают. Организацией полетов занимается американская компания Axiom Space, которая заказывает у SpaceX изготовление и подготовку кораблей. Можно вспомнить посещения туристами Международной космической станции и миссию SpaceX Inspiration4, когда на орбиту отправился корабль Crew Dragon, чей экипаж состоял из непрофессиональных космонавтов без опыта. Такие же полеты планируются и в будущем, ничто больше не мешает их проводить. Что касается отеля, то упомянутая компания собирается создать коммерческий сегмент "Аксиом" на МКС, который будет состоять из трех больших и одного обзорного модуля. В этом есть логика: если туристических миссий станет больше, они не должны мешать работе профессионалов на станции. Первый модуль должны пристыковать к МКС до конца 2026 года. Я вполне верю в реализацию этого проекта: в нем нет ничего сложного по нынешним временам, главное — найти деньги. Орбитальный туризм будет развиваться, становиться дешевле, и, возможно, именно он послужит дополнительным стимулом для продвижения человечества в дальний космос.
08:00 12.04.2024
(обновлено: 08:02 12.04.2024)