Рейтинг@Mail.ru
"Нас наверняка дурачат". Сможет ли человечество колонизировать Луну - РИА Новости, 12.04.2024
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Космический челнок

"Нас наверняка дурачат"

Сможет ли человечество колонизировать Луну
МОСКВА, 12 апр — РИА Новости. Ракетная и спутниковая техника развивается семимильными шагами. Однако пока даже высадка на Луне представляется делом непростым. О том, сможем ли мы побывать на других планетах или окажемся навсегда заперты в околоземном пространстве, РИА Новости рассказал писатель, визионер Антон Первушин. Беседовала Татьяна Пичугина.
— Вы написали множество книг о космических исследованиях, в том числе в жанре научной-фантастики. Какое будущее, на ваш взгляд, ждет пилотируемую космонавтику? Какие проекты реализуют и когда?
— Прогнозировать развитие космонавтики трудно, потому что ракетно-космические корпорации и агентства очень часто меняют планы. Всего семь лет назад, напомню, была уверенность, что NASA успешно реализует программу "Артемида" с высадкой астронавтов на поверхность в 2024 году, а SpaceX Илона Маска тогда же отправит ракетные корабли Starship к Марсу. Но даты сильно "сдвинулись вправо", и сегодня нет ясности, когда это все произойдет. У Европейского космического агентства положение не лучше: новая ракета-носитель Ariane-6 должна была полететь в 2020-м, но испытания откладывают раз за разом, и европейцы сегодня по сути зависимы от доброй воли американцев, которые берутся запускать их космические аппараты. Та же ситуация и у нас: "Роскосмос" обещал, что в 2021-м ракета "Ангара" стартует с перспективным космическим кораблем "Орел" (раньше назывался "Федерация"), но вместо этого предстоит еще длительный период летно-конструкторских испытаний на космодроме Восточный, и старт "Орла" официально перенесли на 2028 год.
Российский писатель и журналист Антон Первушин
Антон Первушин — российский писатель, историк космонавтики, автор научно-фантастических произведений, книг о первых полетах в космос
Проблема в том, что не определена дальнейшая стратегия развития космонавтики, а ведь это очень важно. Что у нас в приоритете? Если мы летим на Луну и собираемся строить там посещаемую базу, нужно разрабатывать технику под решение задач, связанных с Луной. Если летим на Марс, то нужно создавать технику с учетом условий Марса. Если же смешивать технологии, получается химера, в которую, на мой взгляд, превратился проект Starship HLS Илона Маска — корабль, задуманный для полетов к Марсу, решили использовать для посадок на Луну, и в результате затормозились оба плана.
Уверенность внушают только китайцы. Они поставили цель высадить космонавтов на Луну около 2030-го и последовательно к этому идут: строят комплексы на острове Хайнань для обеспечения пилотируемых экспедиций, запускают аппараты "Чанъэ", которые отрабатывают в условиях реального полета разные этапы достижения Луны, посадки на нее и возвращения на Землю. Думаю, Китай выполнит свои обещания. Что касается пилотируемой космонавтики других стран, включая нашу, то ее будущее все еще остается неопределенным.
Макет пилотируемого транспортного корабля нового поколения Федерация
Макет пилотируемого транспортного корабля нового поколения "Федерация" в РКК "Энергия". Новейший пилотируемый корабль "Федерация" предназначен для доставки людей и грузов на околоземную орбиту, а также к Луне. В режиме автономного полета он сможет находиться до 30 суток, а в составе орбитальной станции — до года
— Колонизация Луны кажется неизбежной. Когда это случится и каковы начальные шаги? Это будут временные экспедиции длительностью неделя-две или найдут решение для длительного пребывания на Луне?
— Да, Луна, как ни крути, ближайшее к нам небесное тело, поэтому нужно продолжать ее изучать и осваивать хотя бы в качестве полигона для испытаний техники, которая отправится в дальний космос. Конечно, возвращение на Луну будет выглядеть как серия коротких высадок продолжительностью в несколько дней — для отработки всех этапов экспедиции с участием космонавтов. И, вероятно, поначалу эти миссии будут похожи на американские полеты, которые состоялись полвека назад в рамках программы "Аполлон", — тут ничего лучше не придумать. Но сейчас большой интерес вызывают районы возле южного полюса Луны. Там, на затененных участках, обнаружили водяной лед. А как использовать воду? В системах жизнеобеспечения, разных промышленных установках. Ее можно разлагать на водород и кислород, получая отличное топливо. То есть на Луне нашли ресурс, который станет бесценным источником при эксплуатации базы. Следовательно, имеет смысл эту базу там и создавать. Сначала, конечно, туда нужно отправить исследовательские аппараты, потом — промышленные установки для изготовления элементов сооружений из местных материалов, потом — роботов-строителей. И только после того, как возведут первую очередь базы, туда отправятся люди. Причем они смогут там находиться по полгода и дольше. Понятно, что реализация такого плана растянется на десятилетия, но другой Луны у нас нет, поэтому надо приспосабливаться.
Жизнь на Луне — готово ли к этому человечество?
Концепция обитаемой базы на Луне
— Не застрянем ли мы на земной орбите еще на пару столетий? Учитывая большой список задач, которые нужно решить для лунных поселений, в первую очередь создать системы жизнеобеспечения. Это защита от радиации, адаптация к микрогравитации.
— Как говорят инженеры, дайте денег, и мы решим любую задачу. К сожалению, развитие пилотируемой космонавтики сдерживается малым желанием государств платить за нее. Правительства видят, что околоземная деятельность приносит прибыль: спутники связи, навигации, дистанционное зондирование Земли, разведывательные аппараты — все это востребовано, во все это вкладывают большие деньги. Но зачем нужны обитаемые станции, а тем более полеты космонавтов на Луну или Марс? Наука? Ученые, которые исследуют космос, тоже не в восторге от перспектив пилотируемых миссий. Я не раз и не два слышал от них мнение, что лучше бы деньги отдали не на новый корабль, а на создание автоматической научной станции или на космический телескоп. Получается, что пилотируемая космонавтика нужна только для поддержания престижа государства на мировой арене как доказательство его технологической мощи. Только вот сегодня есть и другие сферы, через которые можно утверждать свое превосходство.
И все же пилотируемая космонавтика нужна. Через нее мы решаем задачи будущего в настоящем, за счет чего ускоряется появление новых технологий, которые можно применять в самых разных сферах, делая нашу жизнь комфортнее и безопаснее. Вот вы говорите, что еще не преодолены проблемы с радиацией и микрогравитацией. Они преодолимы, если их начать осмысленно решать в рамках достижения более масштабных целей. И позднее полученные решения найдут применение в создании защитных костюмов, средств реабилитации больных людей и тому подобное. Приведу только один пример: на основе профилактических нагрузочных костюмов "Пингвин", которые наши космонавты используют для предотвращения негативного влияния невесомости, созданы лечебные костюмы "Регент" для восстановления навыков ходьбы больных, перенесших инсульт или долго находившихся в лежачем состоянии. Появился бы такой костюм без космонавтики? Не уверен.
Первая летная ракета космического назначения Ангара-А5 на стартовом комплексе космодрома Восточный
Первая летная ракета космического назначения "Ангара-А5" на стартовом комплексе космодрома Восточный. Старт ракеты-носителя "Ангара-А5" с разгонным блоком "Орион" и полезной нагрузкой произошел 11 апреля 2024 года
— Следующий этап — полет к Марсу? Это произойдет одновременно с освоением Луны или последовательно? Как это будет выглядеть? Сначала выход на орбиту, облет вокруг планеты и возврат? Сколько займет такой полет, какой вред организму может быть нанесен за время экспедиции? В каком состоянии вернется экипаж? И удастся ли найти добровольцев для такого полета, пойдет ли человечество на рискованную марсианскую экспедицию?
— Наша Солнечная система устроена определенным образом. Луна — ближайшее небесное тело, а Марс — ближайшая планета, на которой природные условия позволяют высадиться и закрепиться. Кроме того, Марс играет важную роль в нашей культуре — мы давно воспринимаем его как "запасной дом" для человечества, как мир, который можно преобразовать и благоустроить. Поэтому обойти его вниманием невозможно. Люди раньше или позже полетят на Марс. Но я считаю, что, скорее, позже, причем сразу с высадкой на поверхность. Схемы экспедиций с облетами Марса прорабатывались в те времена, когда не было еще достаточно надежной и компактной робототехники. Сегодня мы видим, что рациональнее послать бригаду роботов, которые выберут место для будущей колонии, подготовят площадку для космодрома, развернут жилые и промышленные строения, доставленные беспилотными кораблями, наладят производство воды и метана из местных ресурсов. То есть первых путешественников на Марс должна ждать готовая колония со всеми необходимыми системами жизнеобеспечения и инструментами для дальнейшего освоения планеты. Но перед тем нужно обязательно выяснить, есть там какие-то скрытые формы жизни или нет. Потому что, когда земляне прилетят на Марс, они принесут с собой часть нашей биосферы, тем самым "загрязнив" планету органикой, и любые последующие открытия, допустим, микроорганизмов всегда будут ставиться под сомнение. Пока у нас достаточно времени, чтобы изучать Марс и окончательно ответить на вопрос, стерилен он или нет.
База на Марсе
Базу на Марсе нужно будет подготовить до прибытия людей силами роботов
Что касается вреда для здоровья, то это проблема решаема с помощью технологий защиты, профилактики и медикаментозного воздействия. Чтобы их разработать, исследований на орбитальной станции, конечно же, недостаточно. Необходимо построить прототип межпланетного корабля и испытать его в полете с экипажем, например, вокруг Луны, а после сбора данных и получения практического опыта можно будет приступать к проектированию средств защиты.
По поводу добровольцев для полета на Марс я совершенно не беспокоюсь. Всегда были и будут молодые люди, которые хотят испытать себя, получить новые яркие впечатления и повысить свой статус за счет участия в необычном предприятии. Сейчас они растрачивают энергию, занимаясь экстремальными видами спорта, но полет на Марс — это ведь гораздо круче, не так ли?
— Допустим, предстоит высадка на Марс. Чего не хватает для этого, какие ключевые установки, средства нужно разработать?
— Для посадки на Марс, как и для посадки на Луну или другое небесное тело, нужен посадочный корабль или модуль, который спроектирован с учетом местных природных условий. Например, на Луне нет атмосферы, поэтому нет смысла снабжать корабль тормозящими парашютами. На Марсе есть атмосфера, но очень разреженная, и земные парашюты там тоже не подходят — нужно создавать специальные. Поэтому если вы читаете о подготовке к полету на Луну или Марс, то в первую очередь смотрите, что делается по посадочному кораблю. Если его проект находится в зачаточном состоянии, если речь идет только о дизайне, но нет прототипов кабины, двигателей, амортизирующих устройств, значит, до реального полета еще очень далеко. Причем системы посадки необходимо проверить сначала на Земле с внесением поправок на разницу в природных условиях, затем в открытом космосе, ведь им предстоит долго оставаться в свободном полете до момента достижения цели, а потом и на самом небесном теле. Все это годы и годы трудной работы. И если она не ведется, то нас наверняка дурачат, рассказывая, что завтра кто-то полетит на Луну или Марс.
Модуль Axiom для пристыковки к МКС
Модуль Axiom, пристыкованный к МКС. Концепция
Будут ли туристы летать на орбиту в ближайшем будущем, построят ли орбитальный отель? Есть ли для этого технологии?
— Туристы на орбиту летают. Организацией полетов занимается американская компания Axiom Space, которая заказывает у SpaceX изготовление и подготовку кораблей. Можно вспомнить посещения туристами Международной космической станции и миссию SpaceX Inspiration4, когда на орбиту отправился корабль Crew Dragon, чей экипаж состоял из непрофессиональных космонавтов без опыта. Такие же полеты планируются и в будущем, ничто больше не мешает их проводить. Что касается отеля, то упомянутая компания собирается создать коммерческий сегмент "Аксиом" на МКС, который будет состоять из трех больших и одного обзорного модуля. В этом есть логика: если туристических миссий станет больше, они не должны мешать работе профессионалов на станции. Первый модуль должны пристыковать к МКС до конца 2026 года. Я вполне верю в реализацию этого проекта: в нем нет ничего сложного по нынешним временам, главное — найти деньги. Орбитальный туризм будет развиваться, становиться дешевле, и, возможно, именно он послужит дополнительным стимулом для продвижения человечества в дальний космос.
 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала