"Кровавый четверг".
"Двадцатого февраля меня разбудил звонок Андрея Ткаченко, командира днепропетровского "Беркута": "У меня раненые. Кто-то из ваших стреляет в нас со второго этажа консерватории", — вспоминает Андрей Шевченко, на тот момент депутат Верховной рады, а впоследствии — посол Украины в Канаде.
После столкновений 18 и 19 февраля Виктор Янукович и оппозиция договорились о перемирии. Стороны подготовили проект решений, которые положили бы конец беспорядкам. В частности, предусмотрели досрочные выборы и возвращение страны к парламентско-президентской форме правления.
С беркутовцем он ранее обменялся номерами, чтобы во избежание провокаций общаться напрямую.
"То, что стрелял кто-то из майдановцев, исключать нельзя: после смертей 18 и 20 февраля вполне мог появиться какой-нибудь мститель", — отмечает Ткаченко.
Канадский исследователь Иван Качановский установил: в 5:30 огонь по сотрудникам "Беркута" открыли майдановцы — из здания консерватории.
Около девяти часов протестующие начали теснить силовиков у стелы Независимости и Октябрьского дворца.
В это время стали стрелять с крыши гостиницы "Украина".
Погибли 49 митингующих и четыре сотрудника правоохранительных органов. После этого Партия регионов фактически распалась — ее покинули представители западных областей. Вечером Верховная рада обязала власти прекратить применение силы.
Уже 21 февраля Янукович подписал соглашение — фактически капитуляцию. Через несколько дней он бежал из страны, и власть окончательно перешла в руки лидеров оппозиции.
Хотя еще за пару дней до этого казалось, что протестующие ничего не добьются.
К тому моменту акции продолжались уже четвертый месяц.
"Без динамики Майдан умирал, — вспоминал Юрий Луценко, один из активистов, назначенный вскоре генпрокурором. — Оставалось или атаковать и победить, или проиграть".
Четырнадцатого февраля лидеры протеста предложили атаковать здание Верховной рады.
"Идею поддержал Александр Турчинов и позволил штабу нацсопротивления все организовать", — уверял Луценко.
Столкновения активизировались 18-го числа, однако силовики сумели отбросить протестующих.
"Нас остановили в сотне метров от сцены. Для того чтобы все было зачищено, нам не хватило чуть-чуть. Мы начали наступать в десять утра 18 февраля, а 19-го числа в шесть утра нас остановили", — рассказывает командир одной из рот "Беркута" Дмитрий Сабына.
Это произошло потому, что лидеры оппозиции — Арсений Яценюк, Олег Тягнибок и Виталий Кличко — запросили перемирие. Главы европейских стран убедили Януковича прислушаться.
Если бы не это, протесты бы быстро завершились. "Но 20 февраля все эти наработки были разрушены группой людей, которая начала убивать милиционеров", — говорит Сабына.
После прихода к власти организаторы госпереворота обещали наказать всех виновных в расстреле протестующих. Приговоры вынесли лишь нескольким сотрудникам "Беркута", применявшим оружие непосредственно на площади Независимости.
О том, кто стрелял с крыши гостиницы "Украина", в Киеве молчат до сих пор.
Хотя сами майдановцы указывают на оппозиционных лидеров.
"Я лично давала показания (украинскому следователю. — Прим. ред.) о том, что Луценко с трибуны призывал снести власть. Обещал людям, что на Майдане будет оружие, — признавалась в одном из интервью активистка Надежда Савченко. — Я видела, как подъезжал синий микроавтобус, как из него выходили люди с оружием. Говорила, кто эти люди: они сидят в парламенте. Я видела, как Парубий заводил снайперов в гостиницу "Украина". <…> Луценко нужно было стать генеральным прокурором, чтобы его преступления никогда не расследовали".
В 2018-м РИА Новости удалось установить исполнителей приказа. На крышу отеля в тот роковой день поднялись несколько человек во главе с генералом Тристаном Цителашвили — бывшим командиром элитного подразделения грузинской армии "Аваза".
"Часть из них — это мои подчиненные. Некоторые все еще находятся на территории Украины, принимают участие в боевых действиях. Другие вернулись. Они долгое время боялись говорить. И сейчас тоже боятся! Как ненужных свидетелей их могут просто ликвидировать", — объяснял он.
На родине снайперы работали на Михаила Саакашвили. Когда тот был президентом, следили за оппонентами главы государства и избивали их, утверждает Коба Нергадзе, участник отряда.
В декабре 2013-го по поддельным паспортам бойцов переправили в Киев. В этом помог Мамука Мамулашвили, который сейчас руководит "Грузинским легионом" в составе ВСУ.
"Вечером 19 февраля в гостиницу снова зашли Сергей Пашинский (один из лидеров протеста, депутат Рады от партии Юлии Тимошенко "Батькивщина". — Прим. ред.) и несколько незнакомых парней с большими сумками. Они достали карабины СКС, автоматы Калашникова калибра 7,62. Еще были одна винтовка СВД и карабин иностранного производства. Пашинский нам объяснил, что оружие потребуется "для защиты", но на мой вопрос, от кого защищаться, не ответил и вышел из номера", — вспоминал Нергадзе.
На встрече также присутствовал некий Кристофер Брайн, которого грузинам представили как бывшего американского военнослужащего. Он инструктировал снайперов, а с английского переводил Мамулашвили.
По словам Нергадзе, план был таков: дождаться стрельбы из здания консерватории по "Беркуту", а через три-четыре минуты открыть огонь по майдановцам.
"Ночью, примерно в четыре или пять утра, я услышал выстрелы, как мне показалось, со стороны Октябрьского дворца, — рассказывает Александр Ревазишвили, другой грузинский военный. — Пашинский вскочил, схватил рацию и стал кричать, чтобы прекратили огонь и что еще не время. Стрельба сразу прекратилась. Примерно в 7:30 (может, позже) он приказал всем приготовиться и открыть огонь. Делать по два-три выстрела и сразу менять позицию. Сам же стрелял из автомата. Парасюк-молодой ("сотник" Майдана. — Прим. ред.) — из "Сайги", его отец — из карабина СКС".
Через 10-15 минут они получили приказ бросить оружие и покинуть здание.
То, что за расстрелом протестующих стояли организаторы революции, подтверждает и исследователь Качановский.
"Абсолютное большинство раненых демонстрантов, около 100 свидетелей обвинения и защиты, синхронизированные видеозаписи, медицинские и баллистические экспертизы, проведенные правительственными экспертами, однозначно указали на то, что люди были расстреляны снайперами, находившимися в подконтрольных протестующим зданиях", — указывает он.
"Кровавый четверг" 20 февраля 2014-го стал поворотным моментом не только для Майдана, но и для всей истории современной Украины. Однако в Киеве уже десять лет под разными предлогами не могут найти виновных в гибели полусотни человек.