https://ria.ru/20231122/arktika-1911124043.html
"Росатом" завершил крупный проект по экологической безопасности Арктики
"Росатом" завершил крупный проект по экологической безопасности Арктики - РИА Новости, 12.01.2024
"Росатом" завершил крупный проект по экологической безопасности Арктики
Госкорпорация "Росатом" завершила на Северо-Западе РФ крупный, длившийся свыше 10 лет проект по обеспечению экологической безопасности атомной отрасли -... РИА Новости, 12.01.2024
2023-11-22T17:31
2023-11-22T17:31
2024-01-12T16:44
безопасность
арктика
россия
государственная корпорация по атомной энергии "росатом"
ядерные технологии
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/17/1729681876_149:326:3210:2048_1920x0_80_0_0_347b9d81fc778dd5a602b932fb04dba7.jpg
МОСКВА, 22 ноя - РИА Новости. Госкорпорация "Росатом" завершила на Северо-Западе РФ крупный, длившийся свыше 10 лет проект по обеспечению экологической безопасности атомной отрасли - закончена утилизация плавучей технической базы (ПТБ) "Лепсе", которая обеспечивала работу первых атомных ледоколов и чье хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) много лет представляло значительный экологический риск для региона. "На свое место в хранилище реакторных отсеков, расположенном в Сайда-Губе, встала последняя, носовая, блок-упаковка с дезактивированными фрагментами судна", - говорится в сообщении "Росатома". Основным источником радиоактивной опасности ПТБ "Лепсе" было ее хранилище отработавшего ядерного топлива. Работа по выгрузке и вывозу с плавбазы за пределы региона 639 топливных сборок, часть из которых была повреждена (а это значит, что их нельзя было изъять с судна обычными способами), потребовала от специалистов атомной отрасли особых технических решений. В частности, для выгрузки отработавшего ядерного топлива "Лепсе" поместили в специально спроектированный и построенный наземный участок-укрытие. Это позволило исключить влияние погоды - волнение моря и атмосферные осадки. Была придумана технология выгрузки топлива вместе с оболочкой ячеек хранения, чтобы не дать тепловыделяющим сборкам разрушиться в процессе выгрузки. Для этого потребовалось сконструировать и изготовить специальный инструмент и оснастку. Работы выполнялись с помощью робототехнического дистанционно управляемого комплекса. "Госкорпорация берет на себя решение сложнейших экологических задач: мы занимаемся ликвидацией ядерного наследия и наследия токсичных промышленных производств, создаем в стране инфраструктуру для обращения с радиационными и химическими отходами", - отметил заместитель генерального директора "Росатома" по машиностроению и индустриальным решениям Андрей Никипелов, выступивший на торжественном мероприятии, посвященном завершению проекта. Российские атомщики более 20 лет планомерно очищают побережье Арктики и Дальнего Востока от радиационно-опасных объектов, утилизируют списанные атомные подводные лодки и суда обеспечения, отметил он. "И в этом смысле сегодня для нас особенный день: завершился один из знаковых экологических проектов госкорпорации - ликвидация плавтехбазы "Лепсе". В Арктике стало на один опасный объект меньше", - добавил Никипелов. В реализации проекта принимали участие различные организации атомной отрасли и предприятия Северо-Западного региона. Сейчас фрагменты судна более не представляют опасности, на них устанавливается снаружи дополнительная биологическая защита, которая обеспечит безопасность при долговременном хранении. В Мурманской области в плановом режиме идет вывоз отработавшего ядерного топлива. С 2002 по 2023 год суммарный объем накопленного ОЯТ сократился в два раза. Из хранилища в Гремихе идет вывоз оставшегося ОЯТ - завершение всех работ ожидается в 2025 году. С объекта в губе Андреева уже вывезено больше половины ОЯТ, а полностью работы по вывозу планируется завершить к 2028 году. "Росатом" продолжает очищать акватории Арктики и Дальнего Востока от радиационно-опасных объектов. К сегодняшнему дню в стране утилизированы 202 атомные подводные лодки, выведенные из эксплуатации. С Дальнего Востока вывезено все накопленное отработавшее ядерное топливо, отмечает госкорпорация. История плавучей базыСудно "Лепсе" построили в 1934 году на Николаевских верфях как обычный транспорт-лесовоз (сухогруз). Однако по прямому назначению оно так и не использовалось. Во время Великой Отечественной войны пароход вынуждены были затопить при наступлении гитлеровцев. Восстановить судно пытались после войны, но затем его передали ленинградским корабелам, которые в 1961 году достраивали его уже в ином качестве - как плавучую техническую базу для обслуживания атомного флота СССР. Судно оборудовали хранилищем для отработанного ядерного топлива, цистернами для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов и производственными помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием. Так "Лепсе" оказалось в Мурманском пароходстве. С 1964 по 1988 годы ПТБ "Лепсе" не только обслуживала ядерные энергетические установки атомных ледоколов "Ленин", "Арктика" и "Сибирь", но и выполняла рейсы с радиоактивными грузами к местам захоронения их в Баренцевом и Карском морях. С 1981 года на смену "Лепсе" пришла плавтехбаза "Имандра". Судно "Лепсе" далее стали использовать только для временного хранения радиоактивных отходов, а в 1988 году вывели из эксплуатации, в 1990 году поставили на якорь в районе Мурманска. Хранение отработавшего ядерного топлива на "Лепсе" осуществлялось в так называемом "мокром" режиме, когда пеналы заполнялись водой. В результате длительного хранения топливных сборок в воде произошло их коррозионное разрушение. В 1991 году, чтобы создать дополнительный инженерный барьер, межбаковое пространство хранилища ОЯТ на "Лепсе" заполнили специальными бетонными смесями. Обследование судна и разработка проекта утилизации начались в 2005 году. В 2012 году было завершено радиационное и инженерное обследование судна и его хранилища, судно отбуксировали на судоремонтный завод "Нерпа" для последующей утилизации. С 2012 по 2017 годы плавбазу "Лепсе" постепенно демонтировали, этот металлолом утилизировали. ОЯТ вывозили для переработки на предприятие "Росатома" "Производственное объединение "Маяк" (ЗАТО Озерск, Челябинская область). В апреле 2022 года туда ушла последняя партия отработавшего топлива.
https://ria.ru/20230928/atom-1899077755.html
https://ria.ru/20230327/sevmorput-1860807904.html
https://ria.ru/20230327/ledokol-1860807103.html
https://ria.ru/20221230/rosatom-1842410707.html
арктика
россия
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/04/17/1729681876_637:411:2819:2048_1920x0_80_0_0_b0a9cfaf6452e4f981b2e1dad1fa6645.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
безопасность, арктика, россия, государственная корпорация по атомной энергии "росатом"
Безопасность, Арктика, Россия, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Ядерные технологии
"Росатом" завершил крупный проект по экологической безопасности Арктики
"Росатом" завершил утилизацию плавучей базы "Лепсе" с ядерными отходами
МОСКВА, 22 ноя - РИА Новости. Госкорпорация "Росатом" завершила на Северо-Западе РФ крупный, длившийся свыше 10 лет проект по обеспечению экологической безопасности атомной отрасли - закончена утилизация плавучей технической базы (ПТБ) "Лепсе", которая обеспечивала работу первых атомных ледоколов и чье хранилище отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) много лет представляло значительный экологический риск для региона.
"На свое место в хранилище реакторных отсеков, расположенном в Сайда-Губе, встала последняя, носовая, блок-упаковка с дезактивированными фрагментами судна", - говорится в сообщении "Росатома".
Основным источником радиоактивной опасности ПТБ "Лепсе" было ее хранилище отработавшего ядерного топлива. Работа по выгрузке и вывозу с плавбазы за пределы региона 639 топливных сборок, часть из которых была повреждена (а это значит, что их нельзя было изъять с судна обычными способами), потребовала от специалистов атомной отрасли особых технических решений.
В частности, для выгрузки отработавшего ядерного топлива "Лепсе" поместили в специально спроектированный и построенный наземный участок-укрытие. Это позволило исключить влияние погоды - волнение моря и атмосферные осадки. Была придумана технология выгрузки топлива вместе с оболочкой ячеек хранения, чтобы не дать тепловыделяющим сборкам разрушиться в процессе выгрузки. Для этого потребовалось сконструировать и изготовить специальный инструмент и оснастку. Работы выполнялись с помощью робототехнического дистанционно управляемого комплекса.
"Госкорпорация берет на себя решение сложнейших экологических задач: мы занимаемся ликвидацией ядерного наследия и наследия токсичных промышленных производств, создаем в стране инфраструктуру для обращения с радиационными и химическими отходами", - отметил заместитель генерального директора "Росатома" по машиностроению и индустриальным решениям
Андрей Никипелов, выступивший на торжественном мероприятии, посвященном завершению проекта.
Российские атомщики более 20 лет планомерно очищают побережье Арктики и
Дальнего Востока от радиационно-опасных объектов, утилизируют списанные атомные подводные лодки и суда обеспечения, отметил он.
"И в этом смысле сегодня для нас особенный день: завершился один из знаковых экологических проектов госкорпорации - ликвидация плавтехбазы "Лепсе". В Арктике стало на один опасный объект меньше", - добавил Никипелов.
В реализации проекта принимали участие различные организации атомной отрасли и предприятия Северо-Западного региона. Сейчас фрагменты судна более не представляют опасности, на них устанавливается снаружи дополнительная биологическая защита, которая обеспечит безопасность при долговременном хранении. В
Мурманской области в плановом режиме идет вывоз отработавшего ядерного топлива. С 2002 по 2023 год суммарный объем накопленного ОЯТ сократился в два раза. Из хранилища в Гремихе идет вывоз оставшегося ОЯТ - завершение всех работ ожидается в 2025 году. С объекта в губе Андреева уже вывезено больше половины ОЯТ, а полностью работы по вывозу планируется завершить к 2028 году.
"Росатом" продолжает очищать акватории Арктики и Дальнего Востока от радиационно-опасных объектов. К сегодняшнему дню в стране утилизированы 202 атомные подводные лодки, выведенные из эксплуатации. С Дальнего Востока вывезено все накопленное отработавшее ядерное топливо, отмечает госкорпорация.
Судно "Лепсе" построили в 1934 году на Николаевских верфях как обычный транспорт-лесовоз (сухогруз). Однако по прямому назначению оно так и не использовалось. Во время Великой Отечественной войны пароход вынуждены были затопить при наступлении гитлеровцев. Восстановить судно пытались после войны, но затем его передали ленинградским корабелам, которые в 1961 году достраивали его уже в ином качестве - как плавучую техническую базу для обслуживания атомного флота
СССР. Судно оборудовали хранилищем для отработанного ядерного топлива, цистернами для сбора и временного хранения жидких радиоактивных отходов и производственными помещениями для проведения технологических операций с реакторным оборудованием. Так "Лепсе" оказалось в Мурманском пароходстве.
С 1964 по 1988 годы ПТБ "Лепсе" не только обслуживала ядерные энергетические установки атомных ледоколов "Ленин", "Арктика" и "Сибирь", но и выполняла рейсы с радиоактивными грузами к местам захоронения их в Баренцевом и
Карском морях. С 1981 года на смену "Лепсе" пришла плавтехбаза "Имандра". Судно "Лепсе" далее стали использовать только для временного хранения радиоактивных отходов, а в 1988 году вывели из эксплуатации, в 1990 году поставили на якорь в районе
Мурманска.
Хранение отработавшего ядерного топлива на "Лепсе" осуществлялось в так называемом "мокром" режиме, когда пеналы заполнялись водой. В результате длительного хранения топливных сборок в воде произошло их коррозионное разрушение. В 1991 году, чтобы создать дополнительный инженерный барьер, межбаковое пространство хранилища ОЯТ на "Лепсе" заполнили специальными бетонными смесями. Обследование судна и разработка проекта утилизации начались в 2005 году. В 2012 году было завершено радиационное и инженерное обследование судна и его хранилища, судно отбуксировали на судоремонтный завод "Нерпа" для последующей утилизации.
С 2012 по 2017 годы плавбазу "Лепсе" постепенно демонтировали, этот металлолом утилизировали. ОЯТ вывозили для переработки на предприятие "Росатома" "Производственное объединение "Маяк" (ЗАТО Озерск,
Челябинская область). В апреле 2022 года туда ушла последняя партия отработавшего топлива.