В 1930-е годы, когда в СССР полным ходом идет индустриализация, вырастает доля городского населения. Из-за этого растут и сами города. Так, население Москвы, столицы молодой страны, в период с 1926 по 1939 год выросло больше, чем вдвое, и превысило 4 миллиона человек.
Расширяющиеся города становятся важными потребителями топлива и строительных материалов, а Москва — образцом урбанистического развития. Чтобы обеспечить столицу необходимыми материалами, в середине 1930-х в подмосковной на тот момент Капотне строится крекинг-завод. И в 1938 году он выпускает первую тонну бензина. Сначала источником был прямогонный мазут, а к 1940 году завод осваивает переработку сырой нефти.
"В 1934 году была произведена точная запись всех экипажей, прошедших в течение часа наиболее оживленного движения на перекрестке Садовой и улицы Горького. Такая же запись была повторно проведена на том же перекрестке, в тот же час дня в 1937 году. В 1934 году здесь прошло в течение часа 354 легковых машины, в 1937 г. — 485. Грузовых машин было зарегистрировано только 114, а в 1937-м — 469. Число автобусов увеличилось с 52 до 249. Троллейбусов в 1934 г. не было вовсе, а в 1937 г. их прошло 44. Зато число конных экипажей уменьшилось со 106 до 64. Еще в 1934 году среди всех видов транспорта, прошедших на этом перекрестке, ломовые подводы и извозчичьи пролетки занимали все же заметное место — около 16 %. В 1937 г. их было только 5,2 %. Каждые три секунды площадь пропускает один автомобиль"
Во время Великой Отечественной войны Московский завод работает на полную мощность, снабжая топливом фронт и тыл. Первым серьезным испытанием для предприятия становится битва за Москву, успех которой зависел от разных видов топлива для военной техники, автомобилей, авиации.
Всего за четыре года войны МНПЗ переработал 2,8 млн т нефти. Это топливо позволило армии сделать марш-броски, которые переворачивали ход сражений и привели к полной победе.
"Современная война есть война моторов. Но моторы сами по себе — безжизненная сталь. Для того чтобы они работали, приносили пользу, разили врага, нужен бензин. Бензин — кровь самолетов, танков, автомобилей, индустрии. Наши нефтяники оживляют холодную сталь моторов, приводят их в действие. Они дадут фронту столько горючего, сколько нужно для полного разгрома врага".
В стране набирает обороты технический прогресс. На смену керосиновым и лигроиновым карбюраторным двигателям, которые применялись в автомобильной промышленности, на железной дороге и водном транспорте, приходят дизельные. В авиации поршневые моторы сменяются турбореактивными, происходит бурный рост числа авиаперевозок. В 1959 году открывается аэропорт Шереметьево, в 1962 году — Домодедово.
Будучи основой для развития столичной транспортной инфраструктуры, МНПЗ в 1954 годузапускает производство авиационного керосина. Кроме того, начинается выпуск самого современного на то время бензина.
"…Это начинается или началось для нас, когда нас помчали из Праги в Москву на “Ту-104” — пассажирском реактивном самолете на 70 мест. Эти самолеты регулярно обслуживают советские авиалинии на протяжении года с лишним. Между тем наши аналогичные реактивные самолеты “Боинг-707” и “Дуглас ДС-5” станут обыденным явлением в нашем небе не раньше 1959 года.
Русские авиационные инженеры явно не нуждались в “краденых секретах” или в помощи “пленных” германских экспертов для того, чтобы создать “Ту-104” или огромный турбореактивный самолет “Ту-114”. Они строили все с самого начала. Эти самолеты — такой же естественный атрибут русского культа инженера, каким борщ является для крестьянского меню.
Приезжий, выйдя из реактивного самолета “Аэрофлота”, летящего со скоростью около 600 миль в час, может сесть в новенькую, с иголочки, ярко раскрашенную “Волгу”, новый русский недорогой автомобиль, и с шиком поехать в Москву".
В 1960-е годы по всему миру стремительно растет применение полимеров в жизни людей. Потребители оценили износостойкость, долговечность и малый вес изделий из нового материала. Эти полезные свойства пластмассы начинают применять и в сельском хозяйстве, и в товарах народного потребления.
Отечественная нефтепереработка не отстает от глобальных тенденций. В 1966 году Московский НПЗ выпустил первый отечественный полипропилен — материал для производства пластиковых предметов. А в 1969 году на заводе запущен цех по производству изделий из полипропилена. Он выпускал трубы, листы, нетканые материалы, волокно, шпагаты, ящики. Здесь же были выпущены первые в СССР одноразовые шприцы, а еще — упаковочные материалы для перевязочных комплектов, которые космонавты брали с собой в полеты.
"Приезжали с пуговичной фабрики имени Балакирева. Понимаете, какая у них беда? В прачечных требуют, чтобы срезали пуговицы с сорочек потому, что они не выдерживают высокой температуры. А наш полипропилен выдерживает температуру выше 100 градусов. Вы чувствуете, какой это вклад для пуговичной фабрики?"
На 1970-е годы приходится пик нефтедобычи в новом для отрасли регионе — Западной Сибири. За первые пять лет объемы добычи в стране выросли в четыре раза.
Соответственно, увеличивается потребность в нефтепереработке. МНПЗ становится показательным предприятием отрасли. Самые современные на тот момент технологии повышают его производительность вдвое.
Завод выпускает высокосортный бензин, тракторный керосин, летнее и зимнее малосернистое дизельное топливо, битумы, сжиженные газы, полипропилен.
В 1971 году составляется второй генплан развития Москвы. Начинается комплексная застройка новых территорий столицы: Выхино, Тушино, Люблино, Медведково и другие районы появляются именно в это время. Активно развивается транспортная система: строятся сотни километров новых дорог, обновляется парк общественного транспорта.
"Втроем пошли пешком на ул. Трофимова. Шли через новый мост. Он уже давно готов. От него идут новые дороги. Часть их строится. Огромный труд. Был уже 20-й час, а на мосту и за ним еще трудились люди.
Людочку я почти всю дорогу нес на руках. Она начала было засыпать. Зинуля хотела вернуться. Но я знал, что ей хочется посмотреть, что в магазине. Зашли в магазин для новобрачных фирмы "Весна". Там тесно и душно".
Страна удваивает производство автомобилей к уровню 1970 года. Основной рост приходится на легковушки: их выпуск возрастает вчетверо. Растет спрос на бензин. В 1980-е завод запускает несколько комплексов вторичной переработки нефти. Это позволило увеличить выработку высокооктанового бензина для Москвы более чем на 1 млн т в год и экономить при этом большое количество сырья. 80 % производимого топлива используется в Москве, остальное уходит за границу.
"Я ходила за покупками в магазин "Бухарест". Порадовала себя двумя модными шубами, сделанными под натуральный мех, и купила сапожки из Чехословакии. Полиэтиленовые пакеты многие тогда вообще увидели в первый раз. Просто класс — идешь самый модный по улице, а все с авоськами на тебя оглядываются. На пакетах была нарисована матрешка Катюша. После этого имя стало очень популярным, многих девочек тогда так называли".
В это время в Московской области формируется значительный спрос на дорожный и строительный битум. В 1994 году МНПЗ запустил самое крупное в стране производство этого материала. На пике дорожно-строительного сезона завод ежедневно заправлял битумовозы более 200 предприятий.
В это же время в Москве завершается реконструкция Московской кольцевой автодороги (МКАД). Трасса приведена в соответствие с международными стандартами для магистрали высшей категории: пять полос в каждом направлении, новые мосты, тоннели и путепроводы. С этого момента лимит скорости здесь повышен до 100 км/ч.
"Капотня была тупиком, выхода из нее не было никуда. Он появился с открытием Московской кольцевой автодороги, когда Капотню наконец связали с центром. До этого был единственный автобус, на котором можно было доехать до Кузьминок. Его часами можно было ждать и не дождаться. Приходилось звонить на работу и говорить, что не на чем ехать. Когда МКАД построили, пустили много новых автобусов. И что интересно: если подходил автобус, а все места заняты, никто не заходил: ждали следующего. Потому что с появлением автодороги расстояние вдвое сократилось, а количество автобусов осталось прежним".
В 2000-х годах стремительно растет количество машин в столице. Если в 1990 году в Москве было зарегистрировано 900 тыс. автомобилей, то в 2000-м — уже 1,8 млн. При этом в страну массово приходят иномарки: к 2007 году они составляют почти треть всего легкового автопарка. Рост числа автомобилей в Москве продолжается все десятилетие и к 2010 году достигает показателя 3,3 млн автомобилей.
Москва нуждается в современном бензине. В 2002 году на заводе начинается выпуск бензинов марок "Премиум Евро-95" и "Регуляр Евро-92". Спустя год завод производит топливо, соответствующее европейскому стандарту "Евро-3".
"По дороге, как я предполагал, в Шереметьево Саша выяснил, что надо бы в Домодедово. Уже во время пути, когда ехали по Кольцевой мимо новых роскошных огромных магазинов, мимо современных развязок, я подумал: сколько перемен в жизни страны и в облике Москвы я увидел за свою жизнь. Так ли быстро двигалось время раньше, так ли результативно?"
Столица все больше внимания обращает на состояние экологии. Так как 90 % загрязнения воздуха приходится на выхлопные газы автомобилей, нужны новые экологические стандарты топлива. МНПЗ модернизирует производство, и в Москве сначала запрещают продажу топлива ниже класса "Евро-4", а затем — раньше других регионов — и "Евро-5". Благодаря этому количество выбросов в городе снижается на 35%.
Растут требования и к самому производству — завод отказывается от устаревших комплексов, внедряет системы мониторинга и очистки.
Меняются городские пространства, стартует программа благоустройства "Моя улица". Реконструируются Парк Горького и Крымская набережная, центральные улицы получают удобные широкие тротуары.
"Раньше, возвращаясь из путешествий по разным крупным городам зарубежья, я сожалел, что Москва застряла где-то в 1990-х, причем своих 1990-х. Помню, как на меня с удивлением смотрели друзья и знакомые, когда я говорил им, что иду в выходные погулять по центру города. Тогда это порой было некомфортно из-за стоящих на тротуарах машин и отсутствия инфраструктуры. Но в 2010-х благодаря активным изменениям столица и, прежде всего, ее центр превратились в новое пространство, которое заполнилось горожанами. Теперь люди стали гулять не только в парках, но и по переулкам и набережным".
Изменения в мировой экономике, связанные с пандемией и международными отношениями, требуют повышать эффективность во всех сферах. В том числе грамотно использовать невосполнимые ресурсы полезных ископаемых.
На МНПЗ строят комплекс глубокой переработки, который повысит эффективность использования нефти до 100%. Завод сможет делать топливо из того, что раньше считалось неперерабатываемым остатком. В строительстве комплекса участвуют ведущие производители оборудования со всей страны.
В Москве продолжается транспортная реформа: появляются Московский скоростной диаметр и Большая кольцевая линия, строятся Северо-восточная и Юго-восточная хорды, москвичи вовсю осваивают каршеринг и самокаты. Новые магистрали радуют не только обычных пассажиров и водителей, но и курьеров. В 2022 году рынок курьерских доставок увеличился на 24,5 % и, по мнению экспертов, продолжит расти.
"За последние годы жизнь автомобилистов в Москве сильно изменилась. Постоянно открываются новые развязки и дороги. Лично мне нравится СВХ, благодаря которой мой ежедневный маршрут сократился минут на 40. Также в мою жизнь пришел каршеринг — это очень удобно! Не нужно беспокоиться об оплате парковки в центре. Закончил поездку и свободен.
В целом, Москва становится все более удобным городом для вождения, и я думаю, что эта тенденция будет продолжаться в будущем".
История Москвы пишется каждый день — этот процесс не останавливается ни на минуту. Мы не знаем, какой будет столица через 100 лет и предлагаем вам пофантазировать вместе. Какими будут дома и автомобили? Будут ли горожане одеваться по-другому?
Соберите свой образ Москвы будущего!
12:00 20.11.2023
(обновлено: 16:18 06.03.2024)