"Оставаться дома было невозможно".
Что переживают карабахские армяне
Меньше чем за неделю почти все жители Нагорного Карабаха уехали в Армению. Теперь у них нет ничего, кроме пары сумок с одеждой. Кто-то остановился у родственников или друзей, остальным помогают благотворительные организации. Что рассказывают беженцы — в репортаже РИА Новости.
Из огня да в полымя
Самое страшное — в последний раз закрыть дверь, зная, что больше никогда не вернешься, признаются они. Впрочем, дорога через Лачинский коридор стала не меньшим испытанием.
Игрушки для детей — беженцев из Нагорного Карабаха
"Мы ехали два дня, детям давали мед и воду, ничего другого у нас не было, — вспоминает Ерванд. — У меня два автомобиля. Второй я набил вещами и попросил соседа перегнать в Армению. В Горисе он сказал, что по пути машина сломалась. Наверное, так и есть, но кто знает".
"Боялась навсегда застрять в этом аду. Кто бы нам помог? Куда бы мы делись? У сотен людей произошли аварии. У нас отказал прицеп, бросили канистру с тутовой водкой, ящики с гранатами и орехами, тарелки, одеяла", — перечисляет Каринэ.
От взрыва цистерны с топливом погибли не меньше 170 человек. Женщины несколько дней собирали информацию о пропавших без вести мужьях.
Новый дом
Для некоторых беженцев это уже третье переселение. В начале 1990-х — из Баку в Карабах, в 2020-м — из Шуши в Степанакерт, теперь — в Армению.
Беженка из Нагорного Карабаха показывает свое временное жилье
Большинство стремится попасть в Ереван. Некоторые ради этого покидали уже сформированные колонны, направляющиеся в другие населенные пункты. Люди думают, что в столице получат хорошую работу и жилье (цены на аренду сопоставимы с московскими). "Такое впечатление, что для них вообще не существует других городов", — отмечает ереванец Арег.
Власти же пытаются распределить беженцев по разным населенным пунктам. Иначе есть риск социально-экономического коллапса.
Люди ютятся у родственников, друзей, знакомых или просто в машинах. А ведь карабахские семьи, как правило, многодетные.
В Масисе волонтеры раздают еду для беженцев из Нагорного Карабаха
Государство выделило по 100 тысяч драмов (25 тысяч рублей) на каждого. Это разовая помощь. Потом — по 50 тысяч в месяц на протяжении как минимум полугода.
Это скромные средства. Но стране с населением три миллиона человек тяжело справиться с наплывом еще 100 тысяч. Помогают многочисленные благотворительные фонды и частные лица.
С миру по нитке
"Мы собрались во время второй карабахской войны. На фронт пойти не могли, но и сидеть дома было невозможно, — рассказывает Анжела Элибегова, одна из основателей центра помощи беженцам "Менк ев мунк". — В прошлом месяце стало ясно, что пора снова приниматься за работу. У нас порядка 30 сотрудников, обслуживаем 700-800 карабахских армян в день. Мы почти ничего не покупаем, неравнодушные люди приносят средства гигиены, продукты, одежду, одеяла. Мы лишь составляем и публикуем в соцсетях списки нуждающихся и того, что им необходимо".
Беженцы из Нагорного Карабаха пришли к волонтерам "Менк ев мунк" за одеялами
Небольшое помещение все заставлено пакетами с продуктами, вешалками с одеждой, стопками одеял. Не протолкнуться.
"Некоторые уехали с одной сумкой из своего села в аэропорт Степанакерта, где несколько суток ждали разрешения эвакуироваться, — продолжает Анжела. — Еще пару дней заняла дорога в Армению". Она понимает, что не сможет помочь всем. Но беженцы хотя бы видят: они не одни.
Волонтеры "Менк ев мунк" разбирают вещи для беженцев из Нагорного Карабаха
"Когда случается такая беда, человек теряет веру в будущее, винит в своих бедах всех подряд. Ужасное психологическое состояние", — говорит глава фонда "Спеши к добру" Елена Акопян. У нее большая организация, действующая совместно с правительством. Доставляют гуманитарную помощь, которую собирают в том числе в России.
Особую тревогу вызывают дети. "Если сейчас ребенку еще нет шести лет, то к 14 годам у него будет множество комплексов, — объясняет Акопян. — Чтобы они не чувствовали себя чужими в Армении, от нас требуется максимальная открытость. Людям нужна безусловная любовь".
Волонтеры "Менк ев мунк" собирают еду для беженцев из Нагорного Карабаха
Пока волонтеры не знают, как долго им придется работать. В 2020-м понадобилось около четырех месяцев. Но тогда беженцы вернулись домой, теперь это исключено.
"У меня много друзей за пределами Армении, которые готовы предоставить переселенцам работу. В том числе в России. Но я не знаю, насколько это правильно. Пусть каждый примет решение самостоятельно", — уточняет Акопян.
Маленький город с большим сердцем
Больше всего беженцев принял Масис — в 40 минутах езды от Еревана. Население — 23 тысячи человек, вместе с пригородами — около 100 тысяч. За неделю тут смогли разместить порядка десяти тысяч карабахских армян. Причем без привлечения бюджетных средств.
"В основном людей забирали к себе местные — если есть свободная комната, пристройка или еще что-то. Также мы заняли детский сад, который собирались снести", — объясняет первый заммэра Масиса Норайр Акопян.
Первый заммэра Масиса Норайр Акопян
Но временное жилье зачастую лишь немногим лучше, чем ночевать в палатке или машине.
Городские власти ремонтируют здание, в котором 20 лет назад была почта, — сделают тут общежитие. Должны успеть за месяц, до зимних холодов. По словам рабочих, заменят всю проводку, сантехнику, окна, двери и полы.
Беженка из Нагорного Карабаха варит баранину
Также сотрудники мэрии договорились с местными бизнесменами, чтобы они обеспечивали беженцев лекарствами, продуктами и одеждой — бесплатно.
Детей уже устроили в школы и детские сады, но их родителям еще предстоит найти работу, чтобы получить возможность снять квартиру. Это непросто: аренда — от 200 тысяч драмов в месяц при средней зарплате в Армении — 35,8 тысячи. "Мы будем поддерживать наших братьев и сестер до тех пор, пока все они не устроятся", — заверил Акопян.
Но самостоятельно справиться с этим сложно. Центральные власти попытаются привлечь иностранные инвестиции. Деньги направят на строительство жилья для беженцев и создание новых рабочих мест. Пока же безработица в Армении — почти 12 процентов, а среди молодежи — больше 14.
Беженец из Нагорного Карабаха готовит чай для собратьев по несчастью, чтобы они не падали духом
08:00 10.10.2023
(обновлено: 08:05 10.10.2023)