Рейтинг@Mail.ru
Что там у поуехавших? Богомолов показал, как живут релоканты на Бали - РИА Новости, 14.09.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной

Как дела, дачники на Бали?

Манифест Богомолова, или "Асса" 30 лет спустя"
Роман Харрасов
В этом спектакле много юмора. Настоящего. Такого, что сперва вызывает смех, а потом вопрос: а что именно насмешило? И начинаешь думать. И о постановке, и о ситуации в стране, и о себе. Потому что это качественная сатира — памфлет Константина Богомолова в Театре на Бронной.
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной
"Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" — в самом названии сразу две отсылки. К Горькому и его "Дачникам" и картине Соловьева "Асса". Но как только начинаешь смотреть, сразу понимаешь: параллель явная и другая — то, что нас (не) окружает после 24 февраля.
Я умру, а вы останетесь: тусклая жизнь сбежавших из России
(Русская интеллигенция — у Горького) сбежавшие олигархи и их жены — у Богомолова — собираются на роскошной вилле (адвоката) бизнесмена Басова на Бали. Как и у писателя, наши герои — обнаглевшие и, видимо, уставшие от своей райской российской жизни, но равнодушные к происходящему в стране. Их волнует только одно: не потерять эту сытую жизнь. А некоторые, кстати, уже ее лишились, но их это, кажется, не особо заботит.
Идею постановки Константин Богомолов фактически выразил в трех статьях на РИА Новости: "Диетическое горе" о российской элите (хотя взять бы это слово в кавычки!), "Замри — умри — воскресни" — о том, что мы называем искусством, и "Я умру, а вы останетесь?" — о тех, кто сбежал.
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной

"Покажешь психологу — скажет: возрастная депрессия. Достали семья, дети, работа. Кризис. Выпивает чаще, жалуется больше. Раздраженность. Озлобленность и менторство. И отсутствие иронии — типичное последствие инфаркта. Но инфаркта не было, если не считать таковым отъезд. Или считать?" — выдержка из статьи "Я умру, а вы останетесь?"

Константин Богомолов

Украины в постановке тоже много, а СВО становится важным смысловым фоном спектакля.
У сцены нет задника: привычное театральное возвышение находится между зрительскими рядами. Герои словно зажаты с двух сторон, при этом не занимая ничью сторону, — потому что им опять же все равно.
А герои кто?
Сергей Сергеевич Басов в этой постановке — олигарх. Именно в его доме и собирается весь его ближний круг. У интеллигенции же есть некий лидер: к нему идут или за средствами, или за связями, или за советом. Но не из-за того, что своего ума нет, а потому, что можно перевалить ответственность, вроде как получив мудрое наставление патрона.
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной
Жена Басова, Варвара Михайловна, — с хорошим воспитанием, не шибко умна, но точно не дура: хитрая, расчетливая, обожающая праздную жизнь. То ли модель, то ли режиссер, то ли продюсер, хочет снимать кино, но не может. В Москве — потому что сбежали из России, в США — потому что муж-олигарх, очевидно, под западными санкциями.
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной
Супруги друг друга не любят, да и не особо уважают. Но такой брак должен быть — для красоты. Он богатый, уже был женат, она — молодая и симпатичная.
Кажется, что перед зрителями классические герои Горького, имена и типажи сохранены. Но тогда это был бы не Богомолов.
Сергей Басов, безусловно, образ собирательный. Вопрос, из кого собрали. Тут и Михаил Фридман угадывается, и Михаил Ходорковский (признан Минюстом России иноагентом), да и несколько других некогда интеллигентов России.
Хотя Сергей Сергеевич в этой постановке, скорее, политически аморфный: ни о каких публичных заявлениях речи не идет — потому что бизнес в России же остался.
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной
У Басова мельком проскакивает одна мысль — показательная: "Они нас повесят и будут правы, потому что мы этого заслуживаем". Кто повесит — не уточняется, но угадывается.
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной
Еще один герой пьесы — Петр Суслов, владелец банка "Начало". Сбежал из России задолго до СВО, потому что украл деньги вкладчиков. Болен раком.
И тут вспоминаешь о бывшем председателе правления банка "Открытие" Евгении Данкевиче, да и об Олеге Тинькове, конечно.
Суслов беспробудно пьет, потому что знает, что умирает (чтобы не было мучительно больно). Бьет жену-актрису. Иногда размышляет — в том числе и об Украине.
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной
"Там могли пальмы расти, а русские сажали редис, поэтому нет литературы", — возмущается банкир в алкогольном угаре.
Другие образы тоже собирательные: сестра Басова — поэтесса, брат Варвары — молодой режиссер, Марья Львовна — бывшая проститутка, удачно вышедшая замуж, ее дочь — представительница поколения "ТикТока".
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной

У каждого своя трагическая история — правда, сочувствия их проблемы особо не вызывают.

И все хотят в Москву! Скучают — даже по снегу, который идет 31 декабря. А жизнь на Бали явно унылая. Но им все равно, менять ничего не хотят. Бессмысленные разговоры, выпивка, наркотики, измены, тоска по дому и родным.
Персонажи Горького хотя бы пьесу поставить собирались, но ничего не получилось — не смогли организоваться. А у героев Богомолова — вообще только вялая подготовка к празднованию Нового года.
Зрительный зал
Режиссер, художественный руководитель Московского драматического театра на Бронной Константин Богомолов
Отреставрированный зрительный зал Московского драматического театра на Бронной в Москве
Особый герой: "великий" БГ
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной
В пьесе Максима Горького на дачу приезжает некий литератор Шалимов. Его фамилию персонажи даже и запомнить не могут. У Богомолова все по-другому, и это важно. Поэт и музыкант с не такими, как у героя исходной пьесы, именем и отчеством — Борис Григорьевич.
Обитатели "дачи" постарше называют его "великим русским поэтом", ведь он тот самый признанный Минюстом России иноагентом БГ, пророк, который исполняет "Под небом голубым есть город золотой".
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной
Однако у молодых героев — Власа, брата Варвары, и Сони, дочки Марьи Львовны, — на этот счет совершенно другое мнение.

"Это песни его молодости, но не вечности", — говорит Соня.

А Влас намекает, что в тексте Анри Волохонского (кстати, музыка тоже не авторства БГ) город над, а не под небом голубым. Речь ведь идет о рае на земле.
"А он зачем-то поет "под небом голубым", — удивляется Влас.
Портреты лидера группы Кино Виктора Цоя
Портреты солиста группы "Кино" Виктора Цоя, выполненные фотографом Сергеем Берменьевым, представлены на выставке "Звезда по имени Цой", которая открылась на Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге. Выставка приурочена к 50-летию со дня рождения В. Цоя.
В том числе поэтому становится понятно, почему спектакль называется "Асса" 30 лет спустя".
В фильме, если вспомнить, фигурируют три рок-группы конца 80-х, вестники перемен: "Аквариум", "Браво" и "Кино". Вот только песни последних двух (особенно последней) актуальны до сих пор. А что с БГ?
Музыкант это понимает, и даже его преданные поклонники выбирают старые композиции, одна из которых — вообще не его, для новогодней вечеринки… Да и последний год он ничего не пишет.
В итоге естественный для постановки финал — суицид прямо в разгар праздника. Хозяин дома Басов даже не хочет вызывать полицейских, чтобы те увезли тело, — это же испортит веселье.

"Пусть висит до утра. До утра не завоняет же?" — спрашивает он.

Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной

Предупреждаем: курение вредит вашему здоровью.

Особый вопрос: женский
Жена Басова Варвара хоть и молода, но "часики-то тикают" — хочет ребенка. Однако антидепрессанты и наркотики не способствуют зачатию. А принимает она их, естественно, из-за мужа, который ее не понимает.
Юлия Филипповна — актриса, жена банкира Суслова. Даже обитатели дома не могут определиться: хорошо она играет или плохо.
Ее монолог, обращенный к мужу, звучит пронзительно, наивно, искренне.

"Косметика нужна женщине, чтобы замазывать трупные пятна. А мы хотим быть убитыми вами и снова воскресать, чтобы снова быть убитыми", — говорит она.

Тем временем Соня собирается в Москву: ее парень уходит добровольцем на фронт. Вырывается из балийского болота и Влас.
Спектакль Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя в театре на Бронной
Спектакль "Дачники на Бали, или "Асса" 30 лет спустя" в Театре на Бронной
А что обитатели дома? Им все равно. Так и заканчивается спектакль.
Они мертвы — и неважно, кто физически, а кто морально.
Журналисты на сцене отреставрированного зрительного зала Московского драматического театра на Бронной в Москве
Отреставрированный зрительный зал Московского драматического театра на Бронной в Москве
Зрительный зал
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала