Рейтинг@Mail.ru
Дмитрий Изместьев: наша цель – развиваться как вендор - РИА Новости, 07.09.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сотрудники группы компаний ЛАНИТ в офисе
Сотрудники группы компаний ЛАНИТ в офисе
Сотрудник группы компаний ЛАНИТ в офисе
Сотрудники группы компаний ЛАНИТ в офисе

Дмитрий Изместьев:

наша цель – развиваться как вендор
В мировой и российской экономике в последнее время происходят поистине тектонические сдвиги. О том, как это отражается на ИТ-сфере, о новых запросах рынка и реакции на них российских разработчиков ПО рассказал в интервью РИА Новости руководитель направления программных продуктов ЛАНИТ Дмитрий Изместьев.
Руководитель направления программных продуктов ЛАНИТ Дмитрий Изместьев
Руководитель направления программных продуктов ЛАНИТ Дмитрий Изместьев
– Глобальный тренд сегодня — это значительные изменения и перестроение экономических связей по всему миру. Как он сказался на ИТ-сфере в целом?
– Мы жили в мире, который был помешан на идее глобализации, и именно ИТ-специалисты делали этот мир глобальным. Мы строили интернет, создавали системы, которые накрывали весь земной шар.

Но в последнее время действительно наметился тренд в обратном направлении, то есть в деглобализацию.

Причем это касается не только нашей страны. Это тенденция мировая, и она особенно видна как раз в области информационных технологий. Санкции в отношении китайских компаний во время торговой войны между США и Китаем или запрет на поставки в Китай чипов для искусственного интеллекта – все это тоже отражение деглобализации.
В России она выразилась в том, что мы все больше концентрируемся на отечественных решениях, разработке и внедрении собственного ПО для ключевых процессов бизнеса и критичных запросов потребителей программных продуктов.
– Вам как интегратору и крупному разработчику ПО видно, как все эти тенденции повлияли на цифровизацию и автоматизацию компаний в России. Что волнует бизнес, если говорить о развитии информационных систем?
– Рынок меняется, но мало кто понимает, что происходит на этом рынке. Тренд перехода на российские решения вроде бы понятен, но насколько он действительно занимает умы ИТ-директоров крупных компаний? Центр инноваций ЛАНИТ провел собственное исследование, и мы обнаружили довольно интересные факты.

Например, порядка 40% опрошенных представителей бизнеса вместо того, чтобы искать замену западным решениям, ищут способы обхода ограничений на использование иностранных продуктов.

То есть они пока не готовы менять ту инфраструктуру, которую построили, на что-то новое и просто ищут лазейки, как бы продлить ту старую жизнь, которая была раньше. При этом мы не выявили единого фактора, который бы подталкивал людей к переориентации на отечественные решения: в разных областях это происходит по-разному. Иногда это требования регулятора, иногда это попытка самих компаний защититься от внешних угроз или внедрить решения, которые все-таки поддерживались бы производителями (что стало невозможно со многими западными продуктами). Ну и пока по-прежнему есть некое предвзятое отношение к российским разработкам: около трети респондентов сказали, что не хотят переходить на отечественное ПО, потому что оно, как они считают, еще сырое или недостаточно функциональное. То есть даже те, кто пытаются использовать российское, пока осторожны. И лишь 20% участников опроса сказали, что они точно отдадут предпочтение ПО, разработанному в нашей стране и уже никогда не вернутся на западное. Все аккуратно подходят к этому вопросу, но все равно общий тренд на использование отечественного ПО неизбежно усиливается, а это программное обеспечение становится все более и более совершенным.
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
– А есть кому выполнять разработку и внедрение ПО? Ведь мы постоянно слышим новости о существенном оттоке и нехватке ИТ-специалистов.
– На нашем бизнесе ситуация с оттоком кадров практически не сказалась. Внутри группы компаний ЛАНИТ количество специалистов только растет: на конец 2022 года в процессе создания программного обеспечения у нас участвовало более 4,5 тысяч разработчиков, тестировщиков, аналитиков, руководителей проектов. Прирост объясняется очень просто. Произошло существенное увеличение количества задач, которые предъявляет рынок: и по разработке собственных продуктов, и по заказной разработке. При этом мы привлекаем в проекты как уже опытных людей с рынка, так и ведем различные программы подготовки специалистов на базе нашего учебного центра.

Вообще, в ЛАНИТ очень много людей, которые пришли на эту работу как на первую, практически со студенческой скамьи, выросли в компании и работают здесь очень долго.

– Какие запросы сейчас предъявляют представители бизнеса к отечественным разработчикам ПО?
– Конечно, информационная безопасность, противодействие киберугрозам – это сегодня супертренд. И не зря, потому что было множество серьезнейших инцидентов. Поэтому здесь регулирование ужесточается. Но надо дифференцированно подходить к проблемам. Если у вас не критическая инфраструктура, не связанная с защитой персональных данных или каких-то корпоративных секретов, то, наверное, некоторое время можно протянуть на прежнем ПО, если оно, конечно, работает. Но большинство бизнесов все-таки имеет дело с критичной информацией: информацией о клиентах, персональными данными. Нарушения в этих областях теперь грозят большими штрафами и большими проблемами.

Поэтому сегодня мощный тренд – это внедрение отечественного ПО или его разработка на заказ. Мы видим большой рост и в сфере разработки собственных решений, и в сфере создания заказных программных продуктов.

– В каких нишах рынка с точки зрения представленных там программных продуктов сейчас особенно чувствуется нехватка бизнес-приложений?
– Если совсем честно, нехватка почти везде. Но здесь надо аккуратно подходить к анализу конкретных рынков. Например, у нас есть департамент, который занимается всевозможными системами автоматизированного проектирования: для промышленности, для авиастроения, судостроения. В этих отраслях возникла серьезная нехватка программных продуктов, поскольку они в основном все работали на решениях ушедших вендоров. Но это очень узкая область: к примеру, проблемы с системами автоматизации жизненного цикла изделия чувствуют в машиностроении, но вряд ли ощущают остальные компании.
В то же время есть решения, которые более критичны для широкого круга предприятий в масштабе всей страны. Так, например, все компании работают с клиентами, и необходимость в надежных системах управления взаимоотношениями с ними (CRM - customer relationship management), наверное, испытывает на себе каждый бизнес. Также потребность в системах комплексной автоматизации предприятий (ERP - enterprise resource planning), которые пронизывают все бизнес-процессы, чувствует почти любая организация. Кроме того, все работают с документами, для чего в современном мире нужны понятные и масштабируемые решения автоматизации. Сейчас мы отмечаем на них большой спрос. Это касается и систем управления персоналом.
Такими мы видим освободившиеся ниши рынка программных продуктов и новые проблемы у заказчиков, связанные с этой актуальной повесткой.

К счастью, в самых востребованных направлениях у нас есть собственные разработки ПО. Это зрелые, надежные и основательные решения, подтвержденные большим портфелем успешно выполненных проектов.

Инфографика группы компаний ЛАНИТ
– Похоже, что ЛАНИТ масштабируется и превращается в отечественного вендора программного обеспечения. Как давно у вас появились такие бизнес-амбиции? Их ведь нужно подкреплять продуктовыми предложениями, а на создание качественного ПО требуется немало времени.
– Да, одна из основных стратегических задач нашей большой команды - развиваться как вендор. Мы поставили себе эту цель очень давно: еще до появления всех нынешних трендов мы внутри компании ощутили потребность разработки собственных продуктов. Некоторые из них, например, решения в области документооборота, у нас разрабатываются уже более 25 лет. Есть и относительно новые достижения, например, в нашей дочерней "Консист Бизнес Групп", которая более 20 лет специализируется на ИT-консалтинге и имеет собственные продукты.
В 2017 году этот наш бизнес-юнит приобрел "Долгопрудненский исследовательский центр" с его основной разработкой ТУРБО. Это платформа и бизнес-приложения (в том числе полноценная ERP), которые развиваются с 1990-х годов. Мы вывели систему на новый уровень, вложились в ее совершенствование, значительно расширили линейку предложений и в последние годы отмечаем серьезный спрос на обновленный релиз. С сегодняшними изменениями рынка высокотехнологичные решения на ТУРБО стали очень востребованными.

Так что разработкой собственных продуктов мы занимаемся давно. Сейчас эти направления получили новую жизнь, новое дыхание и заставили нас гораздо серьезнее к ним относиться, быстрее бежать, больше инвестировать и активнее продвигать их клиентам.

Помимо этого, в дистрибуции, системной интеграции мы переключились в том числе на российских вендоров. В каких-то областях дело с производством ПО в России обстоит не слишком хорошо, но в каких-то нишах мы, наоборот, увидели, что отечественные продукты превосходят западные по функционалу. Раньше мы недостаточно уделяли им внимания и были приятно удивлены, сколько интересных разработок, в том числе и внутри группы ЛАНИТ. Также мы активно начали работать с вендорами из Китая, Индии, Юго-Восточной Азии. Когда приезжали китайские компании, для меня стало серьезным открытием, сколько денег они инвестируют в R&D, в исследования, в новые разработки, в науку. Оказалось, что зачастую больше, чем американские гиганты, которых мы всегда считали лидерами. Мир поменялся в этом смысле.
– То есть у вас есть предложения, которые бы закрывали острую потребность в ПО для российских компаний?
– Во всех нишах, о которых мы говорили, у нас есть, что предложить. Например, в группе ЛАНИТ есть компания Goodt, которая развивает свои собственные платформы для управления персоналом, управления талантами, для гибкого управления сменами на предприятиях. Компания создает решения для аналитики на базе low-code, которые позволяют пользователям без глубоких знаний программирования настроить процессы под свои индивидуальные задачи. Это очень красивые современные российские разработки.
Для управления цифровым контентом у нас есть платформа LDM (LANIT Document Management). Этот бренд предлагает целый спектр решений от классического документооборота до продвинутых систем хранения неструктурированного контента на предприятии. Я уже говорил про линейку ТУРБО — это большой стек продуктов, автоматизирующих самые разные бизнес-процессы предприятия. Очень востребованы системы CRM, SRM (управление закупками), и здесь передовые решения производит компания "ЛАНИТ Омни". Её программные продукты под маркой BPMSoft - для создания корпоративных бизнес-приложений и для автоматизации продаж, маркетинга и сервиса. Они также созданы на базе low-code, поэтому гибко адаптируются под конкретные бизнес-процессы и специфические потребности без привлечения разработчиков.

Получается, что мы предлагаем рынку собственное актуальное ПО, которое развиваем достаточно давно. Мы очень рады, что результаты этих длительных усилий сейчас настолько пригодились.

Инфографика группы компаний ЛАНИТ
Инфографика группы компаний ЛАНИТ
– Какие недавние успешные внедрения вы могли бы назвать для примера и сталкивались ли вы с трудностями в процессе?
– Например, у нас был интересный проект с крупной производственной компанией. Западный вендор, ПО которого там использовали, решил уходить с российского рынка, и через три месяца готовился отключить предприятие от всех систем. Для производственной организации любая остановка – катастрофа, и перед нами была поставлена цель за этот очень короткий период автоматизировать техническое обслуживание и ремонт оборудования, чтобы технологический процесс не прерывался. Мы внедрили решение ТУРБО ТОРО, перевели в него огромное количество данных: информацию о движении всех материалов более чем за 20 лет. Закончили миграцию вовремя, и свыше 350 пользователей в нужный момент начали успешно работать с новой системой и работают до сих пор.
Похожая история была с компанией из автомобильной промышленности, когда тоже стало известно, что через несколько месяцев предприятие будет отрезано от старых цифровых систем. Интересный факт: со стороны иностранных специалистов, которые ранее устанавливали эти системы, не было никакой враждебности. Напротив, было стремление помочь – своеобразная отраслевая солидарность.
Другой проект – электросетевая компания, работавшая на устаревшем ПО, которое осталось без поддержки.
Там за полгода нужно было внедрить новую систему документооборота для 2500 пользователей (а это 13 тысяч документов в месяц) с переводом в нее еще и всех накопленных документов за многие годы. Чтобы ускорить процесс, мы предложили этому предприятию свое коробочное решение LDM.Express, куда перевели все накопленные данные, с которыми уже можно было работать. Одновременно систему адаптировали под специфические потребности клиента. Сегодня она успешно функционирует на российском ПО, что жизненно необходимо для отрасли электроэнергетики. Кроме того, наши специалисты сформировали программу для развития функционала системы на ближайший год.
Еще один пример из области медицины: компания "Хеликс" со своими 450 диагностическими центрами по всей России нуждалась в новом решении для работы с клиентскими обращениями. Здесь внедрили платформу BPMSoft (собственный продукт "ЛАНИТ Омни"), с которой сегодня работают более 2500 человек. В такой сфере, как медицинская диагностика, очень много специфических бизнес-процессов, и за счет функциональности low-code все они были реализованы и полностью автоматизированы. При этом гибкость платформы позволяет изменять систему по мере появления у компании новых потребностей.
С ростом спроса и получением обратной связи от клиентов и партнеров, наши продукты постоянно совершенствуются: у систем появляются новые функции и возможности.

У каждого решения ЛАНИТ есть стратегия развития и референсные кейсы внедрения. Мы двигаемся по пути современных методологий при разработке и внедрении собственного ПО как классический вендор: усиливаем техподдержку своих продуктов и клиентский сервис, предлагаем обучающие программы и курсы для пользователей. Поэтому инвестиции в наш софт безопасны.

– Не секрет, что отечественные разработчики ПО тоже зависели от иностранных систем. Как вы решаете эти сложности?
— Это правда, и мы как ИT-компания, на себе это чувствуем. Где-то мы пока продолжаем использовать западные разработки, где-то - свободное ПО, с которым, впрочем, сейчас надо быть очень осторожным. Известно, что в свободное программное обеспечение часто встроены всевозможные нехорошие закладки, и перед использованием его нужно капитально проверять на предмет проблем с безопасностью. Поэтому в ряде случаев нам приходится разрабатывать решения для управления разработкой ПО самостоятельно. Например, мы сделали полноценный продукт на платформе ТУРБО – ТУРБО Трекинг. Получилась удобная система со встроенной средой разработки: возможностью создания собственных плагинов (программных модулей) и полной кастомизации, то есть функциональных настроек именно под ваши бизнес-процессы. Мы сами используем этот продукт и активно предлагаем его на рынке.
– Хорошо, что есть достижения, а есть ли проблемы с развитием бизнеса в области разработки софта?
– Ну, конечно, не без проблем. Есть сложности технологические, которые мы успешно решаем, а есть - организационные. Глобальная организационная проблема, с которой мы столкнулись, это неготовность существующей бизнес-модели к возникшему ажиотажному спросу на российское ПО. Мы привыкли сами делать продукт, сами героически его внедрять и сопровождать. А тут вдруг спрос увеличился в разы, и оказалось, что эта модель не работает: мы едва успеваем обслуживать всех наших клиентов с тем уровнем качества, который они от нас ждут, к которому привыкли.
Нам стало понятно, что нужно полностью перестраиваться: из специалиста по всему на свете становиться именно производителем ПО, который сосредоточен исключительно на разработке.
Он не занимается внедрением и какими-то конкретными проблемами клиентов. Для всего этого есть партнеры-интеграторы. Вот эта перестройка в сознании оказалась барьером, который мы преодолеваем уже пару лет, и пока этот процесс не завершен. Как ни странно, не технологические проблемы оказались самыми важными - перейти к другой бизнес-модели, осознать себя в новом качестве, вот что стало самым сложным. Но я уверен, что мы и с этим справимся, бизнес-модель перестроим. Думаю, через какое-то время мы станем таким же вендором, как известные компании.
Реклама, АО "Ланит", erid: 4CQwVszH9pUkKkLrSun
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала