Рейтинг@Mail.ru
"Боимся дышать". С чем столкнулись жители левого берега Днепра - РИА Новости, 14.07.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Пенсионерка получает гуманитарную помощь

"Боимся дышать".

С чем столкнулись жители левого берега Днепра
Мария Марикян
Вода после разрушения Каховской ГЭС сошла, но проблемы остались. Пострадавшие села — без света и связи. А у тех, кто потерял жилье, нет ничего, кроме одежды, в которой спаслись. Доставка гуманитарной помощи сюда — смертельный риск. Как выживают в зоне подтопления — в репортаже РИА Новости.
"Мы как на ладони"
"Едем в Корсунку. Дорога простреливается — до побережья рукой подать. Местность открытая. Мы как на ладони", — сотрудник Днепрянской ВГА Иван Рожанский давит на газ.
Он — один из немногих, кто привозит гуманитарку в прибрежные села. Волонтеры временно перестали сюда ездить: слишком опасно.
В Корсунке только частные дома. Почти 80 процентов повреждены, с ходу не определишь — из-за потопа или снарядами.
"Уцелели на самой крайней улице, что на возвышенности. Там десять семей, некоторые приютили соседей. Остальные перебрались в соседние села. Ждут, когда закончатся обстрелы, чтобы вернуться, посмотреть, что осталось от их жилища, — рассказывает Рожанский. — Единицы на свой страх и риск приезжают расчищать во дворах мусор".
Дом Татьяны Ивановны — прямо на въезде. Шестого июня в четыре утра пенсионерку разбудили военные и сообщили, что надо скорее эвакуироваться — из-за разрушения ГЭС. Она взяла документы, перенесла кур на верхний этаж, затем пошла будить соседей. Перебралась в соседнее село к знакомым. Меньше чем через сутки Корсунку затопило.
Выехали не все — пережидали на чердаках. Татьяна Ивановна навещала односельчан на лодке — с едой и водой. Теперь же большинство из тех, кто категорически отказывался эвакуироваться, все же покинули дома — осыпаются.
Иван Рожанский — об обстановке в селе Корсунка
"Мне повезло: пострадал только подвал, — Татьяна Ивановна показывает пожелтевшие стены. — Девятого числа уже начали откачивать".
В подвале у пенсионерки была швейная мастерская, из оборудования уцелели лишь ручные машинки. "Шьем вместе с подругой. Помогаем в том числе ребятам-военным. Они приносят форму — с дырами, подпаленные, рваные… Потом как новенькая. И не скажешь, что в бою побывали, — улыбается Татьяна Ивановна. — Благодаря генератору есть электричество. Готовлю на все село — свет из-за обстрелов никак не наладят".
"Перезарядятся — и снова бьют"
Дом Лидии Ивановны ближе к берегу. Вода там поднималась до двух метров — отклеились обои, обвалилась штукатурка, покосился забор. Во дворе до сих пор сушатся вещи. Рядом — огромная воронка. Прилетело в конце июня.
"Боимся дышать над ней, Ваня. Что же там внутри?" — интересуется у Рожанского. Тот успокаивает: снаряд разорвался, угрозы нет.
"Громко у нас. Уже перестала бегать в подвал. В мои-то годы тяжело", — вздыхает она.
Когда появилась вода — пряталась на чердаке. Эвакуироваться не пожелала. "Этот дом мы построили с мужем с нуля своими руками. Не хочется в один миг остаться ни с чем…" — слова пенсионерки прерывает свист.
"По укрытиям! — кричит Иван. — Вот почему волонтеры сюда не суются. ВСУ засекли наш автомобиль и теперь пытаются "хлопнуть".
Мелкими перебежками возвращаемся к машине. Рожанский ловко огибает свежие воронки на единственной дороге. Недавно его здесь же контузило. Еще не полностью восстановился.
Жители Корсунки сушат вещи на улице
Жители Корсунки сушат вещи на улице
"Шесть выстрелов было. Обычно лупят по девять. Перезаряжаются: на выезд у нас пара минут", — поясняет он.
Действительно, позади звучат еще три взрыва. "В таких условиях, сами видите, говорить о восстановлении инфраструктуры рано. К примеру, все водоемы в Корсунке должны проверить, провести дезинфекцию на скважине. Но пока это большой риск".
Гуманитарный центр
Администрация Новокаховского городского округа организовала гуманитарный центр. Раньше помогали в первую очередь пенсионерам, малоимущим, инвалидам. После разрушения ГЭС число нуждающихся выросло в разы.
"Работаем с раннего утра до комендантского часа без перерывов. Раздаем больше 500 гуманитарных пакетов в день. Каждому — раз в месяц. Еда, средства гигиены, бытовая химия, — перечисляет сотрудник соцслужбы Александр Белецкий. — Ведем учет, обходим дома, фиксируем, что нужно. Гуманитарка поступает отовсюду. Сейчас вот разбираем помощь от Рязани".
За обходы отвечает Даша. Они с супругом совсем недавно сами были среди нуждающихся. Их дом в селе Крынки смыло в считанные часы. Когда разлился Днепр, гостили в соседней деревне. Там и остались.
"Стояли в очереди за гуманитаркой. Моя нынешняя руководитель попросила помочь с разгрузкой — мы вызвались с мужем. К нам присмотрелись — и пригласили на работу", — рассказывает она.
И загружает в машину свежий хлеб, сухпаи, воду, одежду. Это для жителей Новых Лагерей.
Сотрудница администрации Даша рассказывает о своей работе
"Вот отсюда — самая опасная дорога. А это мой герой — Сергей Станиславович, — Даша знакомит нас с водителем. — Так быстро ездит, что ни дрон, ни мина, ни граната не настигнут. Но без молитвы сюда не суюсь".
Медлить нельзя. Пару часов назад снаряд ударил в вышку, которую недавно восстановили. Поэтому разгружаются быстро.
"Самое сложное — отказать"
Среди пенсионеров, выстроившихся в очередь, — женщина с двумя маленькими детьми. "Мать-одиночка, мое жилье смыло. Живу в доме родителей. Всего нас девять человек — родные и сосед. Только и делаем, что бегаем в подвал. У детей с психикой уже непорядок, дергаются от каждого шороха", — тяжело вздыхает Вероника.
Ее отец — после операции, дорогу не перенесет, потому и не эвакуируется. "Кто за стариками присмотрит, если не я?" — заключает женщина.
А вот Галина Павловна не решается бросить домашних животных. "Четырех собак похоронила после разлива реки. Четыре со мной здесь, в Новых Лагерях. В Корсунке жилья уже нет. Вот бы волонтеры вышли на связь и помогли их пристроить…"
"Действительно, лишние руки нам бы не помешали, — подхватывает Даша. — Нуждающихся много. Есть те, кто в приоритете. Но сейчас непросто всем. И самое сложное — отказать".
Пенсионерки подбирают вещи
Пенсионерки подбирают вещи
Следующий пункт маршрута — село Обрывки. Выгружают одежду — среди пострадавших есть такие, у кого лишь то, в чем эвакуировались. Пока по гуманитарке поступает все летнее. Но скоро понадобятся и теплые вещи.
"Пошли на опережение"
"Главная задача на данный момент — доступность источников, — подчеркивает глава администрации Новокаховского городского округа Владимир Леонтьев. — Вода должна соответствовать и бактериологическим, и химическим нормам. Проверяются все скважины и источники. Немало колодцев, которые тоже нужно обеззараживать".
Владимир Леонтьев — об устранении последствий подрыва Каховской ГЭС
К слову, Новокаховский городской округ входит в зону эвакуации — а это вся территория в 15 километрах от Днепра. Прошлой осенью местным начали выдавать жилищные сертификаты и единовременное пособие — сто тысяч рублей. Кто-то воспользовался этим тогда, другие оформляют только сейчас. Также чиновники принимают заявления на выплаты по потере имущества.
"Ниже по течению обстановка сложнее. Мы первыми приняли удар — и первыми вышли, — добавляет мэр. — Теперь активно дезинфицируем помещения. Обработали свыше трех тысяч квадратных метров подвалов: школы, сады, жилые дома, Дворец культуры. У нас ни одного случая заражения".
Территории расчищают, вывозят мусор. Периодически прилетают снаряды. На днях погибла сотрудница, еще восемь человек ранены. Но работу не останавливают — от этого зависят тысячи жизней.
Письма от жителей Рязани
Письма от жителей Рязани
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала