"Они не решатся на это".
Что творится на одном из ключевых участков фронта
Танки, бронетранспортеры, пехота и артиллерия — ударные подразделения украинской армии атакуют на Артемовском направлении. Двигаются колоннами на западной технике, выходят и малыми группами. Натиск сдерживают в том числе бойцы добровольческой бригады "Волки". Об том, как они действуют, — в репортаже РИА Новости.
"Крупный накат"
Въезд на позиции бригады только ночью. "Волки" прикрывают Артемовск с севера. В последние дни бои тут усилились.
"Сегодня, в районе пяти утра, в нашу сторону выдвинулись шесть танков и около 20 бронетранспортеров. Пехота, используя дымовые шашки, хотела приблизиться. Но мы не дали — на дальних подступах встретила артиллерия. Те попытались повторить — безуспешно. Их эвакуационные машины подъезжали довольно часто — за "двухсотыми" и ранеными. Бои продолжались пять часов, теперь чуть стихло, — вводит в курс дела боец с позывным Филин. — Удалось подбить технику. Какую именно — покажет аэроразведка".
Сопровождающий добровольческой бригады "Волки"
Бригаду перебросили сюда весной. Пока освобождали Артемовск, "Волки" удерживали фланги. Один из самых жарких дней был 11 мая. Солдаты ВСУ высадились всего в паре сотен метров.
"Собирались окружить. В итоге получили по зубам и откатились, — продолжает Филин. — Теперь держим дистанцию: от 300 до 500 метров".
Командование ВСУ бросает в пекло мобилизованных и тероборону. Когда намечается успех — подтягивают более подготовленных бойцов. В том числе наемников.
© Мария Марикян / РИА Новости
"Пока артиллерия и танки обрабатывают наш передний край, их пехота старается прорваться на легкой броне. Если технику подбивают, то спешиваются — и по посадкам", — поясняет командир "Волков" с позывным Багдад. Опытный военный — за плечами командировки в Сирию и Африку. Теперь вместе со всеми дежурит на передовой.
Костяк подразделения тот же. Бригада одна из первых заходила в пригород Киева. Сражались на Изюмском направлении, под Кременной и Авдеевкой.
Сначала занимались разведкой. Но со временем начали и штурмовать.
"Своя особенность"
"У каждого направления — своя особенность. Здесь главная сложность — холмистая местность. ВСУ заняли высоту и по прямой на нас не выйдут — иначе сразу вычислим", — рассказывает Багдад.
По его словам, на той стороне знают, с кем воюют. Поэтому к "Волкам" не лезут.
"К соседям заходят. Однажды сунулись в окоп без знаков отличия, — говорит снайпер Москаль, только вернувшийся с дежурства. — Действуют только ночью. И то — в короткий период времени. К нам же — не решаются".
Снайпер Москаль
На "точке" находился почти сутки и глаз не сомкнул — следил за целью. "Поразил", — отрезает он.
Обвес, с которым вышел на задание, — почти пятьдесят килограммов. Из них больше десяти — сверхдальнобойная винтовка СВЛК-14С "Сумрак". Бьет на два километра.
Патроны под оружие, к слову, снайпер делает вместе с сослуживцами. Порой прямо на передовой. Помогают и волонтеры. Если покупать, один боеприпас обойдется в три-пять тысяч рублей. Самостоятельная сборка — до тысячи. В день изготавливают минимум 150 штук.
© РИА Новости / Мария МарикянРазбитый дом в Соледаре
© РИА Новости / Мария Марикян
Все гражданские покинули город
Недавно Москаля посекло осколками. Отказался эвакуироваться. Ждал, пока стемнеет — так безопаснее.
"Медики вытаскивали тяжелых днем и попали под обстрел. Некоторых ранило. Главное — выбрались, — подчеркивает боец. — Перемещаться сложно — от густых лесов ничего не осталось, все сгорело. Идешь до "лежки" и автоматически становишься целью".
Вэсэушники наблюдают за передвижениями. И пытаются спровоцировать, чтобы вычислить огневые точки.
Боец разведгруппы
"Ведут так называемую беспокоящую стрельбу, — уточняет командир разведгруппы с позывным Струна. — Ждут нас у подбитой техники, чтобы нанести удар. Поэтому нам пока не до эвакуации машин".
"Наш долг"
У передовой круглые сутки дежурят медики. "К утру пять раненых. Основной поток — ночью. И к нам сюда прилетает. Полчаса назад, раз — и всех оглушило. Только пришли в себя", — начмед бригады "Волки" показывает свежую воронку.
Медик добровольческой бригады ''Волки'' Док
Их основная задача — стабилизировать состояние бойца. Тяжелых отправляют в госпиталь.
"Здесь лечим только легких. К примеру, с контузией. Сейчас таких пациентов трое, ставим капельницы, наблюдаем. Через пару дней вернутся в строй. Условия боевые, тем не менее есть все для оказания первой помощи", — медик с позывным Док проводит рукой по полкам, забитым лекарствами.
Врач-реаниматолог добровольцем приехал в Донбасс еще в сентябре. Вместе с сыном, тоже медиком. И второй отправился — пулеметчиком. Ждет переброски в зону конфликта. "Всего у меня пятеро, — улыбается он. — У жены началась истерика, когда мы с парнями решились на это. В бою погиб ее родной брат, воюет и двоюродный… Переживает за нас очень. Но это наш долг".
На точке эвакуации "Волки" — вместе с медиками других подразделений, чьи бойцы также держат северный фланг. Тут же, в частности, добровольческий отряд "Невский". Там служит Градус.
Градус получил орден Мужества за спасение бойца на передовой
Приехал он пару месяцев назад из Липецка. Все это время — на передовой, жил в блиндаже. Уже успел спасти многих, за что на днях получил орден Мужества.
"Недавно приволокли бойца, говорят — "двести". Открытый перелом правого коленного сустава, закрытый — бедра. Пульса не было. Вытащил. За это и наградили. Хотя не считаю, что сделал что-то героическое", — говорит солдат.
Днем у медиков есть время отоспаться. Но глаз не сомкнуть — из-за постоянных прилетов.
Соледар ежедневно под обстрелом
"Нельзя медлить"
"Волки" держат позиции у Соледара. Постоянно атакуют дроны-камикадзе. Затем подключаются пушки. По словам бойцов, сейчас все в руках артиллеристов.
"Контрбатарея у ВСУ сильная. Отправишь, условно, пять снарядов, в ответ тут же летит десять", — поясняет военнослужащий с позывным Подросток. Ему 23, из Екатеринбурга. Оставил небольшой бизнес и в начале года вступил в бригаду.
Подросток — о тренировке артиллеристов
© Мария Марикян / РИА Новости
После боевого дежурства обучает в расположении новичков. "Не до отдыха", — отмахивается он.
По плану — занятия с гаубицей Д-20. Бойцы артдивизиона выгружают орудие в поле, раскладывают, наводят на цель, стреляют — холостым. И сворачиваются. Сперва все нужно сделать без ошибок. Потом — на скорость.
"Моя задача — объяснить принцип. На Соледарском направлении надо действовать быстро и точно. Медлить нельзя — чревато, — подчеркивает инструктор. — До этого был под Авдеевкой. Там работали активнее. И здесь спуску не дадим — ничем им не уступаем".
Артиллеристы добровольческой бригады "Волки"
Учебный центр
Тренировкам в бригаде уделяют особое внимание. "Волки" — одно из немногих подразделений со своим учебным центром. Готовят спецов разного профиля. Курс длится месяц.
"К нам обращаются подразделения Минобороны, частные военные компании, сотрудники органов внутренних дел, — перечисляет инструктор Олег Блохин. — Поток большой. Готовим в том числе и преподавателей".
Тренируют даже заключенных. За них отвечает боец с позывным Кипиш. В марте прошлого года его тяжело ранило. Теперь он опять в строю — на полигоне.
© РИА Новости / Мария Марикян
Кипиш тренирует бывших заключенных
© РИА Новости / Мария Марикян
Тренировка в учебном центре добровольческой бригады ''Волки"
© РИА Новости / Мария МарикянОлег Блохин инструктирует бойцов
© РИА Новости / Мария МарикянЗаместитель командира учебного центра Зверь на тренировке
"Контингент разный, сроки тоже. Некоторые стрессуют из-за новых условий. Есть и те, кто скучает по зоне, — рассказывает Кипиш. — Сразу исключаем мародерство, рукоприкладство. Строго следим за дисциплиной, соблюдаем режим. И на занятиях отношение к ним ровно такое же, как и к остальным. У нас общая задача — сделать так, чтобы все курсанты вернулись живыми".
Здесь же оттачивают навыки и опытные бойцы — в перерывах между боевыми выходами. Штурмовики и разведчики понимают, что оборона — это временно. Рано или поздно они получат приказ наступать.
Центр Соледара
08:00 30.06.2023
(обновлено: 08:03 30.06.2023)