"Не сразу приняли это".
Кто удивил военных в Донбассе
Им было всего 17, когда они ушли на фронт. Девушки-близнецы из Макеевки Саша и Женя сперва служили в танковом подразделении, а теперь — связисты. Были там, куда не каждый отважится заглянуть. Все тяготы армейской жизни переносят наравне с мужчинами. Об их боевых буднях — в репортаже РИА Новости.
"Зая" в полях
"Это наша Зaя", — Саша махнула в сторону машины, тщательно замаскированной в посадке. "Так заведено — позывные есть и у транспорта, и у орудий", — уточняет Женя.
Машина управления и связи — и рабочее место девушек, и ночлег. На ней сестры объездили всю линию фронта на Донецком направлении. На одной точке долго не задерживаются — иначе вычислят.
Сестры служат в подразделении связи
"Наша задача — обеспечить связь. Мы работаем в режиме ретрансляции. То есть принимаем и передаем сигнал. Если техника в порядке, то связь устойчивая и непрерывная. Если же какой-то блок выходит из строя, возникают помехи — шум в эфире, — рассказывает Саша. — Многое зависит от того, кому сигнал. При передаче не нужно его расшифровывать. Когда же отправляют целенаправленно на нашу станцию, выясняем, что от нас хотят".
Сообщения диктуют порой по несколько раз — голос в эфире может сильно искажаться. Между комбатом и командиром полка порой километры, а зафиксировать все нужно слово в слово.
"Мы научились понимать, когда нас прослушивают. Бывало глушили: ты никого не слышишь, тебя тоже, — добавляет Женя. — В полях с ходу сложно определить, какую аппаратуру используют вэсэушники. В таких случаях нужно перестроиться на другую частоту. Или же поскорее уехать".
Саша у станции
Боевой путь
Сестры с детства увлекались техникой — помогали отцу ремонтировать легковые и грузовые автомобили.
"Выявить неисправность легко, если понятен принцип работы. В связи так же. Качества, которые у нас ценятся, — умение быстро считать и запоминать. Всему остальному можно обучить", — говорят близнецы.
С профессией определились еще в школьные годы — готовились стать инженерами. Но началась война. Девушки были волонтерами. Затем вступили в ополчение.
"Мама плакала: дескать, вы не понимаете, во что ввязываетесь. Была категорически против. Папа, конечно, тоже переживал, но поддержал нас. И тоже пошел служить", — вспоминает Саша.
Полтора года обучались на командира танкового взвода. Однако курс не завершили — им заявили, что "не женская это должность". Предложили перевестись на психологов. Отказались. И записались в пятую бригаду Народной милиции.
"С техникой разобрались быстро. Как и положено, выкатывались на боевые задачи. Стреляли и с открытых, и с закрытых позиций. Снисхождения со стороны мужчин никакого не было, —рассказывает Женя. — Иногда руки опускались, не верили в свои силы. Но нас всячески поддерживали".
В 2019-м сестер перевели в связь. А уже через день после зачисления отправили в наряд.
"Нас же двое"
Со стороны кажется, что работа у связисток размеренная. Но под обстрелы они попадают часто.
"Как-то по нам ударили с "Градов". Чудом нашли люк, с трудом передвинули бетонную крышку, укрылись. Затем связались с командиром. Так просидели почти пять часов. Выбрались, когда стемнело", — приводит пример Саша.
Конечно, их стараются не отпускать в опасные места. "Мы благодарны командованию за то, что они нас берегут. И доверяют нам технику. Далеко не всем мужчинам докажешь, что и девочки способны с этим справиться", — говорит Женя.
Внутри машины
Если сейчас они просчитывают риски перед каждым выездом, то на первых порах об этом не задумывались.
"Командир же нам приказывал не выходить из окопов. Там мы заряжали патроны, перевязывали раненых. Не понимали, что и такая работа на фронте важна, — продолжает Саша. — Это же мы пытаемся донести до новичков: прежде чем за что-то браться, нужны знания и опыт".
Теперь им доверяют обучать мобилизованных и резервистов.
В подразделении они единственные девушки. Были и другие, но надолго не задерживались. "Здесь морально тяжело, не каждая выдержит", — поясняют сестры.
На вопрос, как им удается тянуть лямку наравне со всеми, отвечают в один голос: "Нам проще — нас же двое".
На боевые выезды, к слову, их стараются отправлять вместе. Хотя получается не всегда.
"Разлука дается тяжело. Сложно объяснить, но мы чувствуем друг друга на расстоянии", — признаются они. Внешне — как две капли воды. Но сослуживцы легко определяют, кто где.
Военнослужащие Народной милиции ДНР в поселке Марьинка
"Одна большая семья"
Девушки потеряли много друзей. Подчеркивают: привыкнуть к такому невозможно.
"Был период, когда мы с Сашей сильно переутомились. Резко понизилось давление, даже встать не могли. А наш командир, которого уже нет, кормил нас с ложечки, чтобы мы хоть что-то поели, —тяжело вздыхает Женя. — Все здесь как одна большая семья".
Девушки учатся в магистратуре
Службу совмещают с образованием —учатся в магистратуре на инженеров. И преподаватели, и командование относятся с пониманием: одни не ругают за плохую посещаемость, другие отпускают на экзамены. Учебники изучают в свободное время. Либо в расположении, либо прямо посреди поля.
"Как-то один профессор намеренно весь год ставил мне двойки только потому, что у меня не было конспектов. Хотя экзамены я сдавала на отлично. В какой-то момент он признал, что был слишком строг", — улыбается Женя.
Радиорелейная станция
Беседу обрывает шипение рации —сестрам пора менять позицию. Пока собираются, делятся планами: Женя хочет остаться в институте и преподавать, а Саша — открыть фирму по ремонту грузовых автомобилей.
Как и все в Донбассе, надеются на скорый мир, чтобы вернуться к нормальной жизни.
Упаковались. Одна другой бросает: "Работаем, сестра, заводи скорее Заю". И скрылись в лесопосадке.
Саша и Женя
08:00 07.06.2023
(обновлено: 17:25 08.06.2023)