В 2022 году импорт сельскохозяйственной продукции из России в Малайзию составил 2,8 миллиарда ринггит (около 620 миллионов долларов США) и имеет потенциал для дальнейшего роста. В этом году для участия в международном экономическом форуме "Россия – исламский мир: KazanForum" Малайзия направила многочисленную делегацию, в состав которой вошел министр сельского хозяйства и продовольственной безопасности Малайзии Мохамад Сабу. Столь высоким уровнем внимания мероприятие обязано потеплению в торговых отношениях между Россией и Малайзией, которое наблюдалось последние два года. В своем интервью на полях форума глава малазийского минсельхоза рассказал корреспонденту РИА Новости Ульяне Мирошкиной о планах по сотрудничеству двух стран.
– Насколько нам известно, вы прибыли в Россию, помимо прочего, с намерением принять участие в переговорах о поставках курицы и индейки из России в Малайзию. Как возникло это предложение, и каковы потенциальные перспективы этого сотрудничества в будущем?
– Мы рассчитываем, что сможем сотрудничать в области импорта индейки из России в Малайзию. Правда, малазийцы едят индейку только на Рождество и День Благодарения, так что нам еще придется ее популяризировать и продвигать. Мы также ведем переговоры о поставках российской курицы в Малайзию, активно проводятся обсуждения. Я надеюсь, что все сложится хорошо, и мы сможем приступить к реализации этого предложения, если все требования DVS и JAKIM (организаций-регуляторов халяльной продукции в Малайзии – ред.) будут выполнены.
– Почему вы остановили свой выбор именно на российской курице? Она лучше курицы из других стран?
– Сейчас я сосредоточен на том, чтобы гарантировать продовольственную безопасность малазийцев. Импорт курицы из России является одной из доступных альтернатив собственному производству. Более того, мы ведем переговоры не только о поставках куриного мяса, мы обсуждаем поставки говядины, баранины и всех других мясных продуктов. Мы хотим сосредоточиться на халяльной продукции – это то, что мы также обсуждали вчера с муфтием Равилем Гайнутдиным. Мы пытаемся продвинуть идею о будущих поставках халяльного мяса из России в Малайзию в значительных масштабах.
– Как вы думаете, сможет ли Россия удовлетворить высокие требования Малайзии к халяльной продукции?
– Конечно! Российский сельскохозяйственный сектор очень развит и продвинут в плане технологий, научно-исследовательских разработок и необходимых производственных стандартов. Если российская продукция будет соответствовать нашим требованиям по халялю, мы будем всячески содействовать процессу поставок из России. Я поручил ответственному агентству, находящемуся в моем подчинении, серьезно изучить этот вопрос.
Двустороннее сотрудничество в области сельского хозяйства между Малайзией и Россией пока довольно ограничено, однако Малайзия надеется укрепить и усилить его на благо двух стран. Кроме того, правительство Малайзии взяло на себя обязательство приглашать в страну любые инвестиции. Поэтому власти будут делать все возможное для содействия торговле и инвестициям посредством различных мер, благоприятных для бизнеса.
К слову, мне известно, что группа компаний "Дамате" является одним из крупнейших игроков птицеводческой и животноводческой отрасли в России, и деловое сотрудничество между игроками сельского хозяйства обеих стран будет способствовать увеличению торговли сельхоз товарами. Кроме того, такое сотрудничество будет способствовать обмену знаниями и передаче технологий между обеими странами в будущем.
Малайзия также хотела бы приветствовать всех игроков сферы сельского хозяйства, таких как группа компаний "Дамате", которые будут инвестировать в Малайзию как потенциальный центр дистрибуции для региона Юго-Восточной Азии.
– Какие еще продукты могут стать объектом торговли между Россией и Малайзией?
– Мы рассматриваем возможность поставки в Россию продуктов аквакультуры, например, креветок. Вчера мы посетили агрокластер "Фуд Сити" в районе Калужского шоссе в Москве, и я заметил, что там не продается продукция из Малайзии, несмотря на огромный потенциал рынка. И это заставило нас задуматься о поставках малазийских тропических фруктов в Россию. Например, в Малайзии очень хорошие ананасы, но Россия импортирует их из Коста-Рики. У нас также есть манго, но Россия сейчас закупает его в Южной Африке. Кроме того, хотя не всем нравится этот фрукт, мы могли бы экспортировать в Россию малазийский дуриан– "Король фруктов", как мы его называем. В следующий раз я привезу дуриан в Россию, чтобы вы попробовали. Мангустин и желтая папайя также имеют хороший потенциал для продвижения в России.
– Есть ли у Малайзии планы по закупке российского зерна?
– Несомненно, российское зерно – одно из самых качественных в мире, при том что Россия является основным его экспортером в своем регионе. В этой связи Малайзия рассматривает российское зерно как один из своих потенциально возможных ресурсов для производства кормов для птиц, что поможет стабилизировать доступность предложения мясных продуктов в стране.
Хотя Малайзия в настоящее время импортирует такое зерно, как пшеница, из других стран, сотрудничество с Россией может иметь большие преимущества, поскольку Малайзия ищет более качественные корма для животных по более выгодным ценам. Другими словами, наше партнерство может принести пользу обеим странам.
– Как вы оцениваете перспективы увеличения экспорта российских удобрений для удовлетворения потребностей малазийского агропрома?
– Действительно, изучение вариантов удобрений с выгодными ценами из России будет хорошей стратегией. Малайзия сейчас ищет пути снижения производственных затрат в сельском хозяйстве, которые приводят к высоким ценам на продукты питания.
Я знаю, что Россия является одним из основных мировых производителей и экспортеров сырья для производства удобрений и пестицидов. Среди экспортируемого Россией сырья – природный газ, мочевина, сульфат аммония и фосфорная кислота. В этой связи Малайзия просит Россию рассмотреть возможность предоставления Малайзии торговых возможностей в отношении российских удобрений. Это могло бы минимизировать сбои в цепи поставок. Мы направим нашего представителя в Россию для обсуждения этого вопроса.
– Проявляют ли малазийские ритейлеры интерес к расширению ассортимента своей продукции за счет включения российских продуктов на свои полки?
– Малайзия обладает огромным рыночным потенциалом, особенно в сегменте халяльных продуктов питания. Мне сообщили, что Россия расширяет и продвигает свою халяльную индустрию не только для внутреннего, но и для международного потребителя.
Малайзия рада открыть более широкий рынок для российской продукции. Но чтобы расширить доступ на рынок, необходимо облегчить въезд в Россию. Сейчас я нахожусь в Москве по официальной договоренности, поэтому моей делегации было легко попасть сюда. Но это не так просто для обычных туристов – например, мои друзья хотели приехать в Россию и посетить Татарстан, побывать в Москве, но это не так просто.
– В чем причина затруднений?
– Все дело в визах. Если кто-то хочет приехать в Россию по личным и деловым целям, он должен быть приглашен кем-то – это же слишком хлопотно. Сделайте все проще, потому что малазийцы действительно хотят посетить Россию! Простые люди хотят приехать в Россию из-за ее красоты и истории. Более того, мусульмане из Малайзии хотят узнать, как живут и практикуют свою религию мусульмане в России. Я был очень удивлен, когда разговаривал с муфтием, и он сказал, что 200 000 человек пришли праздновать конец месяца Рамадан в Москве. Нам в Малайзии никогда не доводилось наблюдать, как 200 000 человек молятся одновременно в одном и том же месте, только в Мекке. Поэтому мы все были очень удивлены, узнав, что так бывает и в России. Также я очень хочу встретиться с Хабибом Нурмегомедовым – я его очень ценю, он два раза встречался с президентом Путиным, но еще не встретился со мной!
Таким образом, у малайзийцев и россиян есть большие перспективы для сотрудничества на почве духовного братства. Мы живем в мире западного влияния и пропаганды о Китае, России и Иране. Но люди по-прежнему хотят узнать правду. А для этого им нужно иметь возможность приехать в великую Россию и увидеть все своими глазами – так облегчите им эту задачу!
– Следует отметить, что в настоящее время Российская Федерация не имеет соглашения о свободной торговле с Малайзией, что ставит российских экспортеров в невыгодное положение по сравнению с импортерами из стран, имеющих такие соглашения. Как вы думаете, может ли эта ситуация измениться?
– Да. Сейчас мы занимаемся этим вопросом, рабочие группы сотрудничают, чтобы в конечном итоге отменить все – или некоторые – препятствия в российско-малазийской торговле. Мы пригласили вашего министра сельского хозяйства Патрушева в Малайзию для подписания соглашения о Меморандуме о взаимопонимании. Это действительно позитивный прогресс, который в будущем может привести к реальному соглашению о свободной торговле. Мы очень много работаем над этим, так как Малайзия, при сохранении нейтральности, выступает против односторонних санкций.
– В связи с недавними законодательными изменениями, внесенными Европейским союзом и США, пальмовое масло из Малайзии может оказаться в невыгодном положении. Существуют ли какие-либо планы по потенциальному снижению зависимости от западных рынков и увеличению внимания к российскому рынку?
– Как и вопрос по зоне свободного соглашения, ситуация с пальмовым маслом также находится в ведении другого министерства. Я глубоко убежден, что министерство плантаций и сырьевых товаров Малайзии планирует пути дальнейшего продвижения индустрии пальмового масла на различных международных рынках, включая российский.
– Как вы оцениваете состояние продовольственной безопасности в России, и есть ли какие-то практики, применяемые в нашей стране, которые могут быть полезны для Малайзии?
– Россия – огромная страна, обладающая обширными сельскохозяйственными угодьями, которой, тем не менее, необходимо снабжать продовольствием всю свою гигантскую территорию. Я поражен отличной стратегией, которую Россия разработала, чтобы быть независимой и устойчивой и не слишком полагаться на импорт. Это то, чему может научиться Малайзия в решении своих проблем продовольственной безопасности. Малайзия может использовать передовой опыт России, а также ее современные технологии. Когда я побывал в "Фуд-Сити" на Калужском шоссе, я был очень впечатлен этой концепцией – ее можно повторить и в Малайзии. Мы небольшая страна по сравнению с Россией, но мы также сотрудничаем с другими членами АСЕАН для обеспечения нашей продовольственной безопасности. Мы очень серьезно относимся к проблеме продовольственной безопасности, особенно сейчас, когда надвигается изменение климата. Поэтому мы надеемся, что, если в будущем мы столкнемся с перебоями в поставках продовольствия, Россия прикроет нас своими огромными ресурсами. Я желаю, чтобы наши страны могли успешно сотрудничать в этом направлении в рамках будущей готовности к обеспечению продовольственной безопасности.






