Рейтинг@Mail.ru
Премьера семейного балета в Музыкальном театре на Большой Дмитровке - РИА Новости, 14.04.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету Зазеркалье
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету Зазеркалье

Парадоксы нового "Зазеркалья"

Премьера семейного балета в Музыкальном театре на Большой Дмитровке
Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко 14-16 апреля представляет новый балет – "Зазеркалье" по сказке Кэрролла. Хореограф – Константин Семенов, композитор – Василий Пешков, сценография и костюмы – художницы Марии Трегубовой.
Странный мир известной сказки "переехал" на Малую сцену театра. Новый балет "Зазеркалье" был создан специально по заказу руководства труппы. Текст Кэрролла подобен ребусу, который разгадывает уже не одно поколение читателей и литературоведов. Теперь он пересказан в танце, и это – еще один вариант прочтения. Воплотить на сцене сказку, наполненную в том числе игрой слов и смыслов, непросто. Именно поэтому авторы балета довольно далеко отошли от первоисточника.
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету Зазеркалье
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"

Мы стремились не иллюстрировать сюжет книги, а, используя найденные в ней знаки как основу, оставить свое послание.

Константин Семенов
Хореограф
"Исследователи и переводчики Кэрролла отмечают, что текст этого образца литературы нонсенса, является сам по себе главным действующим лицом. И в этом тоже был вызов, ведь как передать игру слов движением, как сконструировать интеллектуальную головоломку в балетном спектакле, не потеряв легкости и привлекательности образов условно детской сказки?", – объясняет замысел спектакля Константин Семенов.
Хореограф и композитор создали на сцене удивительный и парадоксальный мир Кэрролла, интерпретировав его по-своему. По сути, уверены авторы, все происходящее в сказке – это уход в другую реальность.
"Это романтический способ ухода в другое пространство – сон, зазеркалье, сказку, даже, если хотите, смерть. Нам был интересен сам механизм этого перехода, законы другого мира и то, как в нем отражается реальность, в которой мы существуем. Мы работали скорее с принципами, с образами книги, но не иллюстрировали драматическую канву", ­– добавляет композитор Василий Пешков.
Смешение стилей
В камерном пространстве Малой сцены театра художница Мария Трегубова конструирует театральное зазеркалье: черный фон и яркие детали, нарочито странные костюмы – все под стать либретто.
Хореограф и композитор вводят в действие нового героя – самого Кэрролла. Авторы спектакля старались выстроить свой условный мир, где зритель, ведомый автором, переходит с одного уровня на другой.
© Фото : предоставлено пресс-службой МАМТЭскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету Зазеркалье
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"
© Фото : предоставлено пресс-службой МАМТЭскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету Зазеркалье
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"
© Фото : предоставлено пресс-службой МАМТЭскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету Зазеркалье
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"
1.
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"
2.
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"
3.
Эскизы художницы Марии Трегубовой к балету "Зазеркалье"
Партитура к спектаклю объединяет звучание живых инструментов и электроники. В определенные моменты сюжета может звучать живой голос, а может – нарочито электронный вокал. Композитор сочинил эклектичный звуковой мир, где можно услышать и элементы квази-барокко, и современной музыки, и привычные для современного танца шумовые эмбиенты. Такое смешение, по словам автора, сделано умышленно и идет вслед за парадоксальностью самого мира "Зазеркалья".

Кому-то может показаться, что писать сложную музыку для взрослых гораздо интереснее. Но на самом деле в таком детском семейном материале, как наш балет, можно писать музыку более выразительную, мелодическую.

Василий Пешков
Композитор
"Мир нашего балета – это выдумка и сон, к этому не нужно относиться серьезно. Но, как только ты эти правила игры заявляешь, ты, опять же парадоксальным образом, приобретаешь возможность сказать зрителю что-то серьезное искреннее и честное", – говорит Василий Пешков.

Если сочинять так, как принято для современного балета, то в данном случае это будет неуместно. Здесь есть художественная и утилитарная задача: музыка должна быть более жанровой. Это позволяет тебе быть наивным, прямым, лиричным.

Василий Пешков

Танец на расстоянии вытянутой руки
Пространство Малой сцены театра устанавливает и совершенно иные взаимоотношения между танцовщиками и публикой. Условная сцена здесь расположена близко к первым рядам зрительских кресел. Нет привычной оркестровой ямы и того расстояния, которое обычно разделяет артистов и зрителей в зале. По словам участников постановки, это меняет во многом условия их существования на сцене.
"Я люблю нашу Малую сцену, мне нравится этот зал. Зритель здесь находится настолько близко, что ты не можешь себе позволить ни одного лишнего жеста или взгляда. То, что возможно на большой сцене, на этой площадке просто исключено. С первых же минут спектакля нужно прямо жить на сцене. И для меня, как для исполнительницы, очень интересно искать в себе возможности для воплощения этой задачи. В первые минуты ты чувствуешь непосредственную близость зрителя, это волнительно. Но потом вживаешься в образ, максимально стараешься вовлечь публику в свою историю", – объясняет одна из исполнительниц партии Алисы, ведущая солистка балетной труппы театра Валерия Муханова.
© Фото : предоставлено пресс-службой МАМТВалерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета "Зазеркалье"
Валерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета Зазеркалье
Валерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета "Зазеркалье"
© Фото : предоставлено пресс-службой МАМТВалерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета "Зазеркалье"
Валерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета Зазеркалье
Валерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета "Зазеркалье"
© Фото : предоставлено пресс-службой МАМТВалерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета "Зазеркалье"
Валерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета Зазеркалье
Валерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета "Зазеркалье"
1.
Валерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета "Зазеркалье"
2.
Валерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета "Зазеркалье"
3.
Валерия Муханова (Алиса) и Евгений Жуков (Кэрролл) на репетиции балета "Зазеркалье"
Две Алисы: большая и маленькая
Авторы спектакля не только вводят в либретто нового героя – самого Кэрролла. Главных героинь – Алис – на сцене будет двое. В этом, возможно, кроется и путь к пониманию концепции спектакля, который размышляет над темой взросления.
"Встреча Алисы-взрослой с Алисой-девочкой – это встреча со своим внутренним ребенком, которого ты годами не вспоминаешь и о котором, возможно, не заботишься. Но, когда ты начинаешь искать в себе ответы на сложные вопросы, этот внутренний ребенок помогает тебе их найти. Это психологическая линия нашего спектакля", – рассказывает еще одна из исполнительниц партии взрослой Алисы, первая солистка балетной труппы Полина Заярная.
Психологические хитросплетения, скорее всего, будут понятны взрослой аудитории, тогда как у детей (спектакль маркирован 12+) будет свой взгляд. Авторы рассказывают сказку, затрагивают взрослые и серьезные темы. Это делает балет настоящим семейным спектаклем, адресованным не маленьким зрителям, а скорее детям-подросткам и их родителям.
Одна из исполнительниц партии взрослой Алисы, первая солистка балетной труппы Полина Заярная
Одна из исполнительниц партии взрослой Алисы, первая солистка балетной труппы Полина Заярная
Один из исполнителей партии Кэрролла солист балета Евгений Жуков

Один из исполнителей партии Кэрролла ведущий солист балета Евгений Жуков

Одна из исполнительниц партии Алисы, ведущая солистка балетной труппы театра Валерия Муханова

Одна из исполнительниц партии Алисы, ведущая солистка балетной труппы Валерия Муханова

"И в произведении, и в балете сначала может показаться, что сцены не связаны между собой. Ты как будто попадаешь каждый раз на новый уровень игры и не понимаешь, как ты там оказался. Мне кажется, не нужно связывать это все в одну логическую линию, и тогда можно открыть для себя в этом произведении много интересного", – говорит Полина Заярная.
Эскиз художницы Марии Трегубовой к спектаклю Зазеркалье
Эскиз художницы Марии Трегубовой к спектаклю "Зазеркалье"
Помимо того, что в спектакле появляется сам Кэрролл, танцовщик, исполняющий его партию, предстает также в образе Черной Королевы и Черного Короля.
"Возможно, сам Кэрролл пребывал в разных состояниях и ипостасях и хотел это проявить в своей сказке. Зритель наблюдает за тем, как мой герой начинает сам же действовать в своем произведении. Он – и рассказчик, и персонаж. Ведет себя загадочно, необычно, задавая вопросы себе и другим персонажам", – поясняет один из исполнителей партии Кэрролла ведущий солист балета Евгений Жуков.
По замыслу руководства труппы, камерная Малая сцена должна стать пространством для развития проектов современной хореографии в театре.

Моя идея заключается в развитии этой площадки. Пространство Малой сцены создает некоторые ограничения для работы авторов, но я считаю, что рамки наоборот помогают постановщицам направить и точнее сформулировать ход своих мыслей.

Максим Севагин
Художественный руководитель балетной труппы театра
"Мы также даем зрителю возможность видеть работу любимых артистов практически на расстоянии вытянутой руки. Для танцовщиков же это всегда непривычный, но очень интересный опыт, который помогает увидеть и осознать новые грани своих возможностей", – отмечает художественный руководитель балетной труппы театра Максим Севагин.
Ведущая солистка Елена Соломянко и прима-балерина Ксения Рыжкова на репетиции постановки Зазеркалье
Ведущая солистка Елена Соломянко и прима-балерина Ксения Рыжкова на репетиции постановки "Зазеркалье"
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала