Рейтинг@Mail.ru
"В алгебре не разумею". Человек, который создал первый студенческий городок - РИА Новости, 04.04.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Макет Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК)

"В алгебре не разумею". Человек, который создал первый студенческий городок

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) известен большинству как писатель, критик и даже чиновник. Однако мало кто знает о его педагогических заслугах, а ведь именно он стоит у истоков высшего землемерного образования в России: в 1833 году Аксакова назначили инспектором Константиновского землемерного училища, и он сразу же принялся за его преобразование в институт.
За время управления этим учебным заведением (1833-1838) он не написал ни одной заметки, ни одного литературного произведения – так поглотил Аксакова учебный процесс. О главных педагогических заповедях известного русского писателя РИА Новости рассказала руководитель Культурно-исторического центра “Музей С.Т. Аксакова” при МИИГАиК Варвара Давлетбаева.
Репродукция портрета писателя Сергея Аксакова работы художника Ивана Крамского
Репродукция портрета писателя Сергея Аксакова работы художника Ивана Крамского
Символ Константиновского Межевого института — знак особой государственной значимости профессии межевого инженера
Символ Константиновского Межевого института — знак особой государственной значимости профессии межевого инженера
Памятник Сергею Аксакову в селе Надеждино, Башкортостан

Памятник Сергею Аксакову в селе Надеждино.

Быть полезным
Педагогические принципы русского писателя, применяемые в институте, были тесно связаны с принципами воспитания собственных детей. В семье Аксаковых их было 11, рассказала Давлетбаева.
В письме своему сыну Григорию, который учился в Императорском училище правоведения, Сергей Тимофеевич писал: “Помни только, что ты должен образовать свой ум познаниями для себя, а не для директора; что ты можешь быть полезен и Государству, и своему семейству, чего, конечно, ты пламенно желаешь”.

“Эта мысль основополагающая во всей служебной деятельности Аксакова, и особенно в Константиновском межевом институте: воспитать то поколение, которое будет полезно и государству, и своему семейству”, – рассказала руководитель музея.

Аксаков считал, что образования надо желать и искать везде. Поэтому он стремился давать своим воспитанникам все самое лучшее: лучших надзирателей, лучших преподавателей и лучшие условия.
Экспонат в Московском государственном университете геодезии и картографии (МИИГАиК) - РИА Новости, 1920, 18.07.2022
Тайны земельных недр. На каких столпах стоит русская инженерная школа
Полное погружение
Конечно, Сергей Тимофеевич не был геодезистом или землемером, да и математические предметы ему давались тяжело. Однако он лично включался в образовательный процесс: ходил на лекции и анализировал материалы преподавателей, рассказала Давлетбаева.
Известен случай, когда Аксаков в письме к попечителю Межевого института Ивану Пейкеру пожаловался на преподавателя алгебры, математической и физической географии Соколова. Помимо редкого посещения занятий по совершенно разным причинам Аксаков отметил “невразумительный слог” преподавателя.
“Об алгебре ничего не говорю – я этого не разумею, но в математической и физической Географии продиктовал несколько страничек слогом темным, даже невразумительным; его словесные объяснения, которые я слушал сам, еще темнее текста: выражения новые, книжные, технические ученья, без толку набранные, непонятные не только для моих воспитанников, но и для Студентов! Поистине не знаю, что и делать!”
Зал с  инструментами XVIII-XX вв. в музее Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) в Москве.
Зал с инструментами XVIII-XX вв. в музее Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) в Москве.
Время педагогических звезд

“Выбор учителей и преподавателей – дело весьма важное”, – писал Аксаков в литературной газете “Молва”.

Сергей Тимофеевич очень тщательно подходил к выбору преподавательского состава. Он считал, что воспитанники должны учиться у высококлассных педагогов, состоявшихся как личность.

Именно на его пору управления Межевым институтом пришлось преподавание “звезд” XIX века – литературного критика и философа Виссариона Белинского, математика Павла Щепкина, художника Николая Синявского и других.

Виссарион Белинский
Русский писатель, литературный критик, публицист - Виссарион Григорьевич Белинский. Репродукция.
Надзиратели нравов
Особое внимание Аксаков уделял и духовно-нравственному воспитанию своих подопечных. Именно поэтому он тщательно выбирал не только педагогов, но и надзирателей. Известно, что Сергей Тимофеевич отказывал некоторым кандидатам на эту должность даже без объяснения причин. Хотя оклады надзирателей были маленькими – 600 рублей в год, рассказала руководитель музея.

“Надзиратели (воспитатели) – это люди, которые заглядывали в душу каждому воспитаннику и знали, чем он живет, какие у него есть проблемы, как его смотивировать на хорошую учебу и прочее. Эта воспитательная система сохранилась у нас в кадетских учреждениях”, – объяснила она.

При Аксакове в институте были введены отчеты с духовно-нравственными характеристиками воспитанников. Надзиратели скрупулезно подходили к оценке нравственных качеств будущих землемеров и геодезистов: “Отлично скромный – один из самых благонадежных; буйный – с дурными наклонностями; веселый – способности обыкновенные; живой – трудолюбивый”.
Сытое брюхо к учению не глухо
Сергей Тимофеевич максимально заботился о комфорте воспитанников. Одна из основных его заслуг, по словам Давлетбаевой, в том, что он создал первый студенческий городок: все воспитанники и преподаватели жили на территории института.
“Кто такие воспитанники? Это дети землемеров, мелких дворян. Они жили в удаленных уголках Москвы, зачастую в нищете, не имея возможности даже себя прокормить. Поэтому была огромная текучка кадров – и преподавателей, и воспитанников. Кто-то постоянно заболевал от этого образа жизни. И Аксаков вместе с Пейкером покупают дворец Куракиных на Старой Басманной и организовывают строительство жилых пристроек”, – рассказала руководитель музея.
Кроме того, в аксаковские времена обеденный стол воспитанников отличался уникальным разнообразием: телятина парная, говядина парная, мята французская, мята немецкая, мед казанский, севрюга, семга, судак. Как отметила Давлетбаева, ели и пили они из посуды из фаянса и богемского стекла, пользовались серебряными столовыми приборами.
Весы, на которых взвешивали студентов
Весы, на которых взвешивали студентов (XVIII-XX вв.), в музее Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) в Москве.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала