Самый дорогой советский фильм: как "Война и мир" получила "Оскар"
Самый дорогой советский фильм: как "Война и мир" получила "Оскар" - РИА Новости, 19.03.2023
Самый дорогой советский фильм: как "Война и мир" получила "Оскар"
Пятнадцать тысяч человек пехоты, полк кавалерии в 950 сабель, помощь Минобороны, Министерства легкой промышленности и Госплана — "Война и мир" Сергея Бондарчука РИА Новости, 19.03.2023
МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Анна Нехаева. Пятнадцать тысяч человек пехоты, полк кавалерии в 950 сабель, помощь Минобороны, Министерства легкой промышленности и Госплана — "Война и мир" Сергея Бондарчука вошла в историю как самый дорогой и титулованный советский фильм. Среди наград был и "Оскар": в 1969-м эта кинолента обошла картины Франсуа Трюффо и Милоша Формана. О создании эпической драмы, интересных фактах, кастинге и рекордах — в материале РИА Новости.Хепберн как причина: советский ответ ГолливудуЭкранизировать эпопею Льва Толстого решили в связи со 150-летием Бородинской битвы и успешной киноверсией романа американца Кинга Видора. Одри Хепберн сыграла у него Наташу Ростову, Генри Фонда — Пьера Безухова, а Мел Феррер — Андрея Болконского.В Советском Союзе задумали отечественный хит, поэтому выделили на проект грандиозные финансовые и человеческие ресурсы. Фильм Бондарчука, который снимался шесть лет, стал одним из самых масштабных, новаторских и дорогостоящих. Это оценили и американские коллеги."Бородинское сражение лучше показать невозможно: глубокое понимание битвы, прекрасные массовки — волнующее зрелище. И эпизод пожара Москвы прекрасно снят. Я в Голливуде считаюсь специалистом по пожарам и знаю, как это трудно. Мы обсуждали у себя эту сцену и единодушно решили, что она прекрасна", — отзывался Кинг Видор.Советская картина была госзаказом, за место режиссера соперничали классик соцреализма, основатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев и еще не очень авторитетный Сергей Бондарчук. На тот момент у него в портфолио был лишь один фильм — "Судьба человека".Экранизацию "Войны и мира" контролировал Минкульт. Съемочной группе предоставили доступ к музейным фондам, новейшее оборудование, подлинную мебель и аксессуары XIX века.Деспотичный Бондарчук: долгие поиски команды и постоянные заменыЛегендарный актерский состав складывался непросто. Многих утвердили уже после начала съемок.На Наташу Ростову пробовались Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева, Людмила Гурченко, но неожиданно эта роль досталась 19-летней дебютантке — балерине Людмиле Савельевой.Позднее именно она в качестве представительницы СССР получила "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (уже в самолете статуэтку забрали чиновники).Награду в Лос-Анджелесе вручали Джейн Фонда и Натали Вуд. Родители Вуд эмигрировали из России, она знала русский. Савельева рассказала, что ее дочку тоже зовут Наташей. "Но вы такая молодая!" — удивилась Вуд."Я уже голосую", — пошутила Савельева.В сентябре 1962-го съемки шли полным ходом, а актера на роль Андрея Болконского еще не было. Бондарчук хотел Иннокентия Смоктуновского, но тот предпочел сыграть Гамлета у Григория Козинцева. Вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева и настояла на Вячеславе Тихонове.Долго искали и Пьера Безухова. Режиссер даже позвал олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике Юрия Власова. Но тот отказался, и Бондарчук решил сам сниматься, хотя ему было за 40, а Пьеру в первой серии — 20 лет.На роль Элен режиссер утвердил свою жену Ирину Скобцеву, а немецких и французских персонажей сыграли иностранные артисты: Хельмут Зоммер, Эрвин Кнаусмюллер, Жан-Клод Баллар.Никита Михалков пробовался на Петю Ростова. Снялся в нескольких эпизодах, но после сцены охоты отказался от проекта. Его заменили Сергеем Ермиловым, хотя фрагменты с Михалковым (проезд на лошадях) оставили.За кадром тоже не все было гладко. Операторы Иоланда Чен, Александр Шеленков не сработались с Бондарчуком из-за его режиссерского деспотизма и покинули съемочную площадку.Главным художником назначили Евгения Куманькова (автора декораций картин "Садко", "Илья Муромец", "Капитанская дочка"). Он выполнил более 150 эскизов декораций, выбрал натуру для Бородинской битвы. Но тоже поссорился с Бондарчуком, и его заменили. Эскизы Куманькова хранятся в музее-заповеднике Толстого "Ясная поляна".Прорыв в кино: первое использование дистанционных камерКомпьютерной графики тогда не было, но это не помешало снять невероятные батальные сцены. Впервые в истории использовали дистанционно управляемые камеры.В сцене первого бала Наташи оператор надел ролики, и ассистенты возили его между вальсирующими. Лавирующая камера виртуозно запечатлела всех главных героев и придала фрагменту особую динамичность.Минобороны выделило для съемок целые воинские подразделения. Сформировали специальный кинематографический кавалерийский полк из полутора тысяч всадников, который потом участвовал в других фильмах.Девять тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, точные копии русских и французских наград, оружия — заслуга Госплана и Министерства легкой промышленности.Размах поражает: построили 50 декораций, восемь мостов, из них три — через Днепр. Съемки Бородинского сражения начались в день его 151-й годовщины. В массовке было около 15 тысяч человек пехоты, полк кавалерии в 950 сабель. У каждого оружие, исторический костюм. Использовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 1,5 тысячи снарядов."Война и мир" Бондарчука — одна из самых дорогостоящих кинолент в истории. Бюджет — 100 миллионов долларов по ценам 1967-го. Столь масштабных натурных съемок больше никогда не было. Этот фильм с удовольствием пересматривают и сегодня.
ссср, москва, голливуд, сергей бондарчук (актер), людмила савельева, одри хепберн, оскар (премия), ирина скобцева, василий лановой, лев толстой (писатель), вячеслав тихонов, людмила гурченко, наталья фатеева, анастасия вертинская, никита михалков, иннокентий смоктуновский, кино и сериалы, знаменитости, что посмотреть
СССР, Москва, Голливуд, Сергей Бондарчук (актер), Людмила Савельева, Одри Хепберн, Оскар (премия), Культура, Ирина Скобцева, Василий Лановой, Лев Толстой (писатель), Вячеслав Тихонов, Людмила Гурченко, Наталья Фатеева, Анастасия Вертинская, Никита Михалков, Иннокентий Смоктуновский, Кино и сериалы, Знаменитости, что посмотреть
Самый дорогой советский фильм: как "Война и мир" получила "Оскар"
МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Анна Нехаева. Пятнадцать тысяч человек пехоты, полк кавалерии в 950 сабель, помощь Минобороны, Министерства легкой промышленности и Госплана — "Война и мир" Сергея Бондарчука вошла в историю как самый дорогой и титулованный советский фильм. Среди наград был и "Оскар": в 1969-м эта кинолента обошла картины Франсуа Трюффо и Милоша Формана. О создании эпической драмы, интересных фактах, кастинге и рекордах — в материале РИА Новости.
Хепберн как причина: советский ответ Голливуду
Экранизировать эпопею Льва Толстого решили в связи со 150-летием Бородинской битвы и успешной киноверсией романа американца Кинга Видора. Одри Хепберн сыграла у него Наташу Ростову, Генри Фонда — Пьера Безухова, а Мел Феррер — Андрея Болконского.
В Советском Союзе задумали отечественный хит, поэтому выделили на проект грандиозные финансовые и человеческие ресурсы. Фильм Бондарчука, который снимался шесть лет, стал одним из самых масштабных, новаторских и дорогостоящих. Это оценили и американские коллеги.
Багратион со свитой перед Шенграбенским сражением, сцена из кинофильма "Война и мир"
«
"Бородинское сражение лучше показать невозможно: глубокое понимание битвы, прекрасные массовки — волнующее зрелище. И эпизод пожара Москвы прекрасно снят. Я в Голливуде считаюсь специалистом по пожарам и знаю, как это трудно. Мы обсуждали у себя эту сцену и единодушно решили, что она прекрасна", — отзывался Кинг Видор.
Советская картина была госзаказом, за место режиссера соперничали классик соцреализма, основатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев и еще не очень авторитетный Сергей Бондарчук. На тот момент у него в портфолио был лишь один фильм — "Судьба человека".
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Жители Москвы покидают город перед приходом французских войск. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Жители Москвы покидают город перед приходом французских войск. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Эпизод атаки русской конницы французских войск. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Эпизод атаки русской конницы французских войск. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Жители Москвы покидают город перед приходом французских войск. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Эпизод атаки русской конницы французских войск. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
Экранизацию "Войны и мира" контролировал Минкульт. Съемочной группе предоставили доступ к музейным фондам, новейшее оборудование, подлинную мебель и аксессуары XIX века.
Деспотичный Бондарчук: долгие поиски команды и постоянные замены
Легендарный актерский состав складывался непросто. Многих утвердили уже после начала съемок.
На Наташу Ростову пробовались Анастасия Вертинская, Наталья Фатеева, Людмила Гурченко, но неожиданно эта роль досталась 19-летней дебютантке — балерине Людмиле Савельевой.
Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). В роли Андрея Болконского — Вячеслав Тихонов, в роли Наташи Ростовой — Людмила Савельева (на первом плане в центре)
Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). В роли Андрея Болконского — Вячеслав Тихонов, в роли Наташи Ростовой — Людмила Савельева (на первом плане в центре)
Ирина Скобцева (слева) в роли Элен, Василий Лановой (в центре) в роли Анатолия Курагина и Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме "Война и мир" (режиссер Сергей Бондарчук)
Ирина Скобцева (слева) в роли Элен, Василий Лановой (в центре) в роли Анатолия Курагина и Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме "Война и мир" (режиссер Сергей Бондарчук)
Кадр из фильма Сергея Бондарчука "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). В роли Андрея Болконского — Вячеслав Тихонов, в роли Наташи Ростовой — Людмила Савельева (на первом плане в центре)
Ирина Скобцева (слева) в роли Элен, Василий Лановой (в центре) в роли Анатолия Курагина и Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме "Война и мир" (режиссер Сергей Бондарчук)
Позднее именно она в качестве представительницы СССР получила "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке (уже в самолете статуэтку забрали чиновники).
Награду в Лос-Анджелесе вручали Джейн Фонда и Натали Вуд. Родители Вуд эмигрировали из России, она знала русский. Савельева рассказала, что ее дочку тоже зовут Наташей.
«
"Но вы такая молодая!" — удивилась Вуд.
«
"Я уже голосую", — пошутила Савельева.
В сентябре 1962-го съемки шли полным ходом, а актера на роль Андрея Болконского еще не было. Бондарчук хотел Иннокентия Смоктуновского, но тот предпочел сыграть Гамлета у Григория Козинцева. Вмешалась министр культуры Екатерина Фурцева и настояла на Вячеславе Тихонове.
Долго искали и Пьера Безухова. Режиссер даже позвал олимпийского чемпиона по тяжелой атлетике Юрия Власова. Но тот отказался, и Бондарчук решил сам сниматься, хотя ему было за 40, а Пьеру в первой серии — 20 лет.
На роль Элен режиссер утвердил свою жену Ирину Скобцеву, а немецких и французских персонажей сыграли иностранные артисты: Хельмут Зоммер, Эрвин Кнаусмюллер, Жан-Клод Баллар.
Кадр из фильма "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", режиссер-постановщик Сергей Бондарчук). В роли Элен Курагиной заслуженная артистка РСФСР Ирина Скобцева. Съемка 1966 года
Кадр из фильма "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", режиссер-постановщик Сергей Бондарчук). В роли Элен Курагиной заслуженная артистка РСФСР Ирина Скобцева. Съемка 1966 года
Кинопробы актера Никиты Михалкова на роль Пети Ростова в художественном фильме режиссера Сергея Бондарчука "Война и мир" по одноименному роману Л. Н. Толстого
Кинопробы актера Никиты Михалкова на роль Пети Ростова в художественном фильме режиссера Сергея Бондарчука "Война и мир" по одноименному роману Л. Н. Толстого
Кадр из фильма "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", режиссер-постановщик Сергей Бондарчук). В роли Элен Курагиной заслуженная артистка РСФСР Ирина Скобцева. Съемка 1966 года
Кинопробы актера Никиты Михалкова на роль Пети Ростова в художественном фильме режиссера Сергея Бондарчука "Война и мир" по одноименному роману Л. Н. Толстого
Никита Михалков пробовался на Петю Ростова. Снялся в нескольких эпизодах, но после сцены охоты отказался от проекта. Его заменили Сергеем Ермиловым, хотя фрагменты с Михалковым (проезд на лошадях) оставили.
За кадром тоже не все было гладко. Операторы Иоланда Чен, Александр Шеленков не сработались с Бондарчуком из-за его режиссерского деспотизма и покинули съемочную площадку.
Главным художником назначили Евгения Куманькова (автора декораций картин "Садко", "Илья Муромец", "Капитанская дочка"). Он выполнил более 150 эскизов декораций, выбрал натуру для Бородинской битвы. Но тоже поссорился с Бондарчуком, и его заменили. Эскизы Куманькова хранятся в музее-заповеднике Толстого "Ясная поляна".
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир"
Прорыв в кино: первое использование дистанционных камер
Компьютерной графики тогда не было, но это не помешало снять невероятные батальные сцены. Впервые в истории использовали дистанционно управляемые камеры.
В сцене первого бала Наташи оператор надел ролики, и ассистенты возили его между вальсирующими. Лавирующая камера виртуозно запечатлела всех главных героев и придала фрагменту особую динамичность.
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Перед Кутузовым склоняют французские знамена. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Перед Кутузовым склоняют французские знамена. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
Кадр из кинофильма "Война и мир" по роману Л. Н. Толстого (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). В роли Андрея Волконского — актер Вячеслав Тихонов (слева), в роли Пьера Безухова — актер и режиссер фильма Сергей Бондарчук
Кадр из кинофильма "Война и мир" по роману Л. Н. Толстого (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). В роли Андрея Волконского — актер Вячеслав Тихонов (слева), в роли Пьера Безухова — актер и режиссер фильма Сергей Бондарчук
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Расстрел русских пленных во время оккупации французскими войсками Москвы. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Расстрел русских пленных во время оккупации французскими войсками Москвы. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
Съемки фильма режиссера Сергея Бондарчука "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Эпизод "Французы в Москве у стен Кремля". Пьер Безухов — Сергей Бондарчук (третий слева)
Съемки фильма режиссера Сергея Бондарчука "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Эпизод "Французы в Москве у стен Кремля". Пьер Безухов — Сергей Бондарчук (третий слева)
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Перед Кутузовым склоняют французские знамена. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
Кадр из кинофильма "Война и мир" по роману Л. Н. Толстого (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). В роли Андрея Волконского — актер Вячеслав Тихонов (слева), в роли Пьера Безухова — актер и режиссер фильма Сергей Бондарчук
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Расстрел русских пленных во время оккупации французскими войсками Москвы. Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
Съемки фильма режиссера Сергея Бондарчука "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Эпизод "Французы в Москве у стен Кремля". Пьер Безухов — Сергей Бондарчук (третий слева)
Минобороны выделило для съемок целые воинские подразделения. Сформировали специальный кинематографический кавалерийский полк из полутора тысяч всадников, который потом участвовал в других фильмах.
Девять тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, точные копии русских и французских наград, оружия — заслуга Госплана и Министерства легкой промышленности.
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Семья Ростовых в театре (эпизод из 2-й серии). Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Семья Ростовых в театре (эпизод из 2-й серии). Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
На съемках кинофильма по роману Льва Толстого "Война и мир" (киностудия "Мосфильм", 1965-1967). Семья Ростовых в театре (эпизод из 2-й серии). Режиссер Сергей Бондарчук. Сценаристы Сергей Бондарчук и Василий Соловьев
Размах поражает: построили 50 декораций, восемь мостов, из них три — через Днепр. Съемки Бородинского сражения начались в день его 151-й годовщины. В массовке было около 15 тысяч человек пехоты, полк кавалерии в 950 сабель. У каждого оружие, исторический костюм. Использовали 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 1,5 тысячи снарядов.
"Война и мир" Бондарчука — одна из самых дорогостоящих кинолент в истории. Бюджет — 100 миллионов долларов по ценам 1967-го. Столь масштабных натурных съемок больше никогда не было. Этот фильм с удовольствием пересматривают и сегодня.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.