Тайный смысл детства. Почему игрушка — не подарок
Одной из самых известных игрушек прошедшего года стал Хаги Ваги — плюшевый монстр — персонаж компьютерной хоррор-игры. Психологи утверждают, что выбор игрушки влияет на будущую личность ребенка и его развитие. Как расходится понимание игры у детей и взрослых и как выбрать правильную игрушку, читайте в материале, подготовленном при поддержке психологов МГППУ.
Детский труд и горы бесполезных игрушек
Выдающийся советский и российский психолог и основатель Центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки МГППУ Елена Смирнова (1947-2020) утверждала, что любая игра полезна. Но вместе с тем, понимание игры у ребенка и взрослого сильно отличаются.
"Самое распространенное представление об игре у взрослых то, что игра – это радость, релаксация, отдых, развлечение… А для ребенка игра – это и тяжелый труд, который может даже принести физическое утомление. Но это не исключает удовлетворения от того, что ты сделал", – говорила Смирнова.
В свою очередь, по словам исследователей МГППУ, на выбор игры и развитие сюжета оказывают влияние игрушки.
Елена Олеговна подчеркивала, что прежде всего игрушка должна быть средством игры. Но большинство современных игрушек не выполняют эту функцию. Одна из причин, по мнению Смирновой, — маркетизация детства: большое количество товаров и развлечений становятся не побудителями активности ребенка, а просто "имуществом".
"В магазинах преобладают игрушки, с которыми не нужно играть, а нужно наблюдать, как они поют, прыгают, дают команды и прочее. В результате детская игра зачастую превращается в манипулирование и сводится к использованию возможностей технически-оснащенных игрушек", — отмечала психолог.
© РИА Новости / Сергей Кузнецов | Перейти в медиабанкПокупательница с ребенком в торговом зале магазина игрушек Hamleys в торгово-развлекательном центре "Европейский"
Покупательница с ребенком в торговом зале магазина игрушек Hamleys в торгово-развлекательном центре "Европейский"
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкИгрушки-монстры в центральном детском магазине на Лубянской площади в Москве. Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по социальной политике Татьяна Батышева предложила запретить игрушечных монстров, вампиров и других "страшных" существ, которые могут травмировать детскую психику.
Игрушки-монстры в центральном детском магазине на Лубянской площади в Москве. Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по социальной политике Татьяна Батышева предложила запретить игрушечных монстров, вампиров и других "страшных" существ, которые могут травмировать детскую психику.
© РИА Новости / Сергей Кузнецов | Перейти в медиабанкПродавец учит мальчика пользоваться набором для пускания мыльных пузырей в магазине игрушек Hamleys, открывшемся в торгово-развлекательном центре "Европейский".
Продавец учит мальчика пользоваться набором для пускания мыльных пузырей в магазине игрушек Hamleys, открывшемся в торгово-развлекательном центре "Европейский".
1.
Покупательница с ребенком в торговом зале магазина игрушек Hamleys в торгово-развлекательном центре "Европейский"
2. Игрушки-монстры в центральном детском магазине на Лубянской площади в Москве. Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по социальной политике Татьяна Батышева предложила запретить игрушечных монстров, вампиров и других "страшных" существ, которые могут травмировать детскую психику.
3. Продавец учит мальчика пользоваться набором для пускания мыльных пузырей в магазине игрушек Hamleys, открывшемся в торгово-развлекательном центре "Европейский".
Ученые МГППУ провели исследование, где детям трех-четырех лет предложили для игры динозавров — мягкую и роботизированную игрушки. Результаты эксперимента показали, что с динозавром-роботом дети играют значительно реже (27%), чем с традиционной мягкой игрушкой (80%).
"Учитывая, что интерактивные образные игрушки явно доминируют на современном рынке, можно сделать парадоксальный вывод, что игрушки все дальше уводят детей от игры, а значит, тормозят развитие главных новообразований дошкольного возраста", — писала Смирнова.
Научный выбор
Специалистами Центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки МГППУ во главе со Смирновой были определены четыре критерия при оценке игрушек: этика, эстетика, операционально-технические характеристики и развивающий потенциал.
"Этическая оценка основывается на представлениях о допустимости информационного контента для детей. Например, сексуализированные темы, жестокость, равнодушие к чужой боли, курение и алкоголь — темы, не подходящие для игры детей, и несмотря на то, что дети могут играть в такие сюжеты, разработчики не должны эксплуатировать эти темы в детских материалах", — объяснила ученица Смирновой, руководитель магистерской программы МГППУ "Игра и детство" Ирина Рябкова.
Эстетическая оценка игрушки, как отмечают специалисты, является субъективной, так как у каждого человека свои представления о красоте. Например, исследование о нашумевших куклах Монстр Хай показало, что 78% родителей считают их некрасивыми, в то время как 95% детей — очень красивыми и ставят им высший балл за красоту.
CC BY 2.0 / puuikibeach / 7 May – A Doll A Day 2019
Куклы Монстр Хай
Куклы Монстр Хай
CC BY-SA 2.0 / Gage Skidmore / Monster High dolls
Куклы Монстр Хай
Куклы Монстр Хай
© РИА Новости / Екатерина Чеснокова | Перейти в медиабанкИгрушки-монстры в центральном детском магазине на Лубянской площади в Москве. Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по социальной политике Татьяна Батышева предложила запретить игрушечных монстров, вампиров и других "страшных" существ, которые могут травмировать детскую психику.
Игрушки-монстры в центральном детском магазине на Лубянской площади в Москве. Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по социальной политике Татьяна Батышева предложила запретить игрушечных монстров, вампиров и других "страшных" существ, которые могут травмировать детскую психику.
1. 2. 3.
Куклы Монстр Хай
Куклы Монстр Хай
Игрушки-монстры в центральном детском магазине на Лубянской площади в Москве. Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по социальной политике Татьяна Батышева предложила запретить игрушечных монстров, вампиров и других "страшных" существ, которые могут травмировать детскую психику.
Поэтому несмотря на отрицательную оценку по данному параметру, игрушка может получить положительное заключение.
Еще один критерий — операционально-технические характеристики (качество материала и качество изготовления, технически-эксплуатационные характеристики, удобство хранения и ухода).
"Игрушка может как способствовать игровому процессу, так и затруднять его. Например, детали мозаики, которые невозможно вставить в рамку, детали конструктора, которые невозможно соединить друг с другом, одежда, которую невозможно надеть или снять с куклы, слишком тяжелые или хрупкие игрушки и так далее", — прокомментировала Рябкова.
Помимо этого, "правильная" игрушка должна иметь широкий развивающий потенциал. Например, вариантов всем известной "пирамидки" на рынке игрушек множество. Эксперты МГППУ советовали обратить внимание на пирамидку-радугу, дуги которой можно выстраивать не только в виде различных башенок и построек, но и использовать в сюжетных играх. То есть она может быть и кроваткой, и мостиком, и другим.
© iStock.com / romrodinka
Играть – не обучать
Однако, специалисты МГППУ отмечают, что не стоит путать развивающий потенциал игрушки с обучением ребенка. Дело в том, что уже с младенческого возраста ребенка начинают учить чему-то. Большинство наборов игрушек на полках в магазинах или в каталогах маркетплейсов продаются с приставкой "развивающая".
Чаще всего, такие игрушки представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. При этом, как правило, происходит не действительное познавательное развитие, а лишь отработка условных рефлексов, подчеркивала Смирнова.
Более того, такой вид деятельности — обучающий — сегодня становится преобладающим для ребенка не только дома, но и в садиках. Однако за формирование главных новообразований дошкольного возраста — произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и прочего — отвечает именно игровая деятельность.
© РИА Новости / Илья Питалев | Перейти в медиабанкВоспитательница занимается с детьми в частном детском саду "Кувшинка" в Московской области.
Воспитательница занимается с детьми в частном детском саду "Кувшинка" в Московской области.
© РИА Новости / Александр Кожохин | Перейти в медиабанкДети участся считать в государственном бюджетном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного типа "Вишенка" в Москве.
Дети участся считать в государственном бюджетном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного типа "Вишенка" в Москве.
© РИА Новости / Николай Хижняк | Перейти в медиабанкПодготовка детей к школьной системе обучения с помощью учебного экрана в детском саду комбинированного вида № 18 в городе Самаре, который стал победителем Всероссийского конкурса "Лучшее дошкольное учреждение - 2015". В этом дошкольном учреждении применяют специальные образовательные программы дошкольного образования для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
Подготовка детей к школьной системе обучения с помощью учебного экрана в детском саду комбинированного вида № 18 в городе Самаре, который стал победителем Всероссийского конкурса "Лучшее дошкольное учреждение - 2015". В этом дошкольном учреждении применяют специальные образовательные программы дошкольного образования для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
1.
Воспитательница занимается с детьми в частном детском саду "Кувшинка" в Московской области.
2. Дети участся считать в государственном бюджетном образовательном учреждении "Детский сад комбинированного типа "Вишенка" в Москве.
3. Подготовка детей к школьной системе обучения с помощью учебного экрана в детском саду комбинированного вида № 18 в городе Самаре, который стал победителем Всероссийского конкурса "Лучшее дошкольное учреждение - 2015". В этом дошкольном учреждении применяют специальные образовательные программы дошкольного образования для развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.
По мнению Смирновой, если выбирать между детским планшетом и самыми обычными вкладышами для детей до двух лет, лучший вариант — это вкладыши. Причем, чем они проще, тем большим развивающим эффектом обладают. Потому что без физических проб, без ручного обследования, невозможно сформировать представлений о размере, количестве, форме и так далее.
Начиная с трех лет, самая мощная развивающая деятельность детей — сюжетная игра. У ребенка уже есть речь, появляется воображение, формируются много других психических процессов. Поэтому он не просто действует с игрушками или предметами, а "строит" свой образ мира — воображаемую ситуацию. В игре ребенок всегда инициативен, самостоятелен, активен, его развитие идет наиболее гармоничным и полноценным путем.
Обучение — ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, поэтому не стоит "спускать" его на дошкольников. Преждевременное обучение не ускорит развитие, как иногда считают, но обеднит его и исказит: с одной стороны, ребенок не получит чего-то важного, а с другой, не сможет полноценно освоить информацию не по возрасту.
Поэтому лучше оставить обучение для школы, а в дошкольном возрасте создать все условия для настоящей детской игры. Ведь именно в ней ребенок учится желать, самостоятельно ставить цель и искать пути ее достижения.
© iStock.com / SbytovaMN
09:00 23.01.2023
(обновлено: 09:03 23.01.2023)