Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу
Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу - РИА Новости, 22.01.2023
Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу
Он создал современный киноязык, предвосхитил компьютерную графику, дружил с Чаплиным и Диснеем, его цитировали в собственных картинах Фрэнсис Форд Коппола,... РИА Новости, 22.01.2023
МОСКВА, 22 янв — РИА Новости, Анна Нехаева. Он создал современный киноязык, предвосхитил компьютерную графику, дружил с Чаплиным и Диснеем, его цитировали в собственных картинах Фрэнсис Форд Коппола, Альфред Хичкок, Стивен Спилберг. Сергею Эйзенштейну исполняется 125 лет. О том, на что он шел ради съемок, — в материале РИА Новости.Дворянин, не ставший архитекторомВыходец из богатой семьи и единственный наследник, Эйзенштейн с ранних лет увлекался фотографией, рисованием комиксов и карикатур. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров, состоял в милицейской Нарвской части, откуда его призвали на военную службу. В 1918-м вступил в Красную армию, где строил укрепления, работал техником-строителем, но одновременно играл в спектаклях и ставил их самостоятельно, создавал эскизы декораций. С детства его готовили к карьере архитектора, однако позже он сам говорил: "революция сделала меня художником"."Я бы никогда не "расколотил" традиции — от отца к сыну — в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения", — писал режиссер в автобиографии.В кино Эйзенштейн начал с перемонтажа картины Фрица Ланга "Доктор Мабузе, игрок" — в СССР так часто делали с зарубежными кинолентами. В Союзе фильм вышел под названием "Позолоченная гниль".Первый самостоятельный эксперимент режиссера — новаторская картина "Стачка" 1924 года. Она сразу получила приз на Всемирной выставке в Париже, хотя в России ее приняли неоднозначно.Кстати, некоторые теоретики кино видят в этом фильме прототип волшебных объявлений из фильмов о "Гарри Поттере". Вероятно, из-за того, какую роль играли газетные вырезки и объявления в ленте Эйзенштейна.Революционер-новаторФильм-легенда, сделавший мастера знаменитым (его собственные слова), — госзаказ к 20-летию революции 1905 года. "Броненосец "Потемкин" снимали без декораций и знаменитых актеров (многие артисты шутили, что теперь они никому не нужны).Картину не собирались выпускать в прокат, ее делали для показа в клубах и на лекциях. Фильм создавали в сжатые сроки, в Ленинграде из-за туманов не удалось реализовать многое из задуманного, а в Одессе снимали на броненосце — складе плавучих мин.Но все себя оправдало: после официальной премьеры в Большом театре стало ясно, что 27-летний режиссер придумал и воплотил нечто новаторское — то, что прежде не удавалось никому.Неожиданные метафоры, необычная композиция кадра, яркий монтажный ритм — все это обеспечило картине успех во всем мире. "Броненосцу" присуждали награды, критики признавали его лучшим фильмом всех времен и народов. И до сих пор включают в рейтинги шедевров кино.Чарли Чаплин назвал "Потемкина" лучшей картиной в мире, а основатель и первый президент Американской академии киноискусства Дуглас Фэрбенкс говорил, что просмотр ленты стал самым сильным и глубоким переживанием в его жизни.Знаменитой стала сцена расстрела на Потемкинской лестнице — та самая, где есть кадр с катящейся коляской. Эпизод неоднократно цитировали — Коппола в "Крестном отце", Терри Гиллиам в "Бразилии", Брайан де Пальма в "Неприкасаемых".Среди других примеров — "Гуд бай, Ленин!" Вольфганга Беккера и даже мультсериал "Симпсоны". В игре со светом в картине "Список Шиндлера" Стивена Спилберга явно чувствуется влияние картин Эйзенштейна, а Хичкок учился у российского мастера в работе с саспенсом.Кстати, в завершающем трилогию ("Стачка", "Броненосец "Потемкин") фильме "Октябрь" Эйзенштейн продолжил смелые эксперименты: впервые показал Владимира Ленина в художественном кино. Так режиссер положил начало "кинолениниане" — всем фильмам, посвященным вождю пролетариата.Друг Чаплина и ДиснеяПосле оглушительного успеха "Потемкина" Эйзенштейн получил от Сталина разрешение показать фильм миру. В течение трехлетней поездки он выступал с лекциями во всех крупных европейских столицах, знакомился со знаменитыми деятелями искусства — его работами восхищались Жан Кокто, Марлен Дитрих, Теодор Драйзер, Уолт Дисней.В Голливуде советский режиссер заключил контракт с Paramount на экранизацию романа Драйзера "Американская трагедия" (проект не реализовали), в Латинской Америке снимал картину "Да здравствует Мексика!" (фильм не закончили), написал несколько сценариев.Успех российского гения за рубежом встревожил советские власти — Эйзенштейну отправили телеграмму с информацией о необходимости вернуться в СССР.В Россию режиссер приехал во многом другим человеком. Его будущим ученикам повезло: они знакомились с творческим методом новатора и узнавали о работах зарубежных коллег.У Эйзенштейна получилось создать собственную школу, но он не требовал, чтобы студенты были "эйзенштейнятами" и копировали его. У всех его учеников свой стиль — достаточно назвать имена Михаила Швейцера, Владимира Венгерова, Станислава Ростоцкого, Эльдара Рязанова.Рыцари как прообразы орковЧтобы реабилитировать себя из-за "отрыва от советской реальности", Эйзенштейну после возвращения нужно было снять нечто духоподъемное.Восстановит репутацию мастера "Александр Невский" — настоящее советское фэнтези. Режиссеру предложили сюжеты и героев из русской истории на выбор: Минина и Пожарского, Ивана Сусанина и Невского.При этом сам мастер пытался предложить Гражданскую войну в Испании, "расовую проблему", но одобрения на киностудиях не получил. И выбрал Невского."Как я сделаю, так оно и будет", — говорил потом постановщик, ведь о той эпохе сохранилось немного сведений.Задачей Эйзенштейна было показать, что Невский — не эксплуататор трудового крестьянства и пролетариата, а великий воин.Сценарий несколько раз переписывали, Ледовое побоище из-за сжатых сроков снимали летом, а костюм героя создавали по копии древних доспехов из Эрмитажа.Успех был ошеломительным как в России (в новогоднюю ночь в столице многие облачились в маскарадные костюмы Невского), так и за рубежом. Фильм показывали в Белом доме, Рузвельт тепло о нем отзывался.Интересно, что после подписания пакта Молотова — Риббентропа "Невского" из-за политкорректности изъяли из кинотеатров, а с началом Великой Отечественной войны вернули в прокат."Я вошел в зал в середине картины, прямо перед Ледовым побоищем, был поражен тем, что увидел и услышал: яростные духовые в партитуре Прокофьева произвели на меня такое впечатление, что я пошел и купил все записи его произведений, какие только смог найти", — вспоминал Мартин Скорсезе спустя годы после просмотра картины."Александр Невский" повлиял и на будущие исторические фильмы, и на фэнтези — на картину "Конан-варвар", даже на "Звездные войны". И еще один интересный факт: орки из мультфильма 1978 года "Властелин колец" созданы Эйзенштейном. Точнее, срисованы с изображений тевтонских рыцарей с помощью фотоперекладки или ротоскопирования."Невский" — пример того, как социально-политическую повестку прошлого переносят в современный контекст. Темы и проблемы героев оказываются неожиданно актуальными. Такой прием сейчас используют во многих американских и российских проектах.Кстати, за этот фильм режиссера наградили орденом Ленина и дали звание доктора искусствоведения (хотя никакую диссертацию Эйзенштейн не защищал).Историческое полотно"Фильм Эйзенштейна "Иван Грозный", который я увидел после Второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов, — признавался Чарли Чаплин. — Эйзенштейн трактует историю поэтически, а это, на мой взгляд, превосходнейший метод ее трактовки".Историческая биография в первой части доносила мысль о борьбе за русское царство, во второй — поднимала вопрос трагедии власти и одиночества ("един, но один").После первой серии Эйзенштейн получил Сталинскую премию и приз на фестивале в Локарно. Фильм был снят "на века" во всех смыслах — даже костюм Грозного позднее использовали в фильме "Иван Васильевич меняет профессию".Но вторую часть раскритиковала партия (якобы Грозный показан безвольным, как Гамлет, а опричники — шайкой дегенератов).Эйзенштейн переживал, добивался аудиенции в правительстве. Встретившись со Сталиным, Молотовым и Ждановым, режиссер выслушал претензии и получил конкретные рекомендации по правкам. Но переснять вторую часть не успел из-за болезни, а затем и кончины. Продолжение эпоса о Грозном, отвергнутое Сталиным, вышло в прокат лишь в 1958-м.Несмотря на все сложности и идеологические дилеммы, влияние и вклад Эйзенштейна в киноискусство едва ли можно измерить. Чего стоит только типология монтажа, созданная им и ставшая затем азбукой кино. Многие упрекают режиссера в формализме и пропаганде, но при этом цитируют, учатся и подражают ему до сих пор.
сергей эйзенштейн, александр невский, уолт дисней, россия, ссср, большой театр, михаил ромм, александр довженко, эльдар рязанов, мартин скорсезе, чаплин чарли, марлен дитрих, станислав ростоцкий, голливуд, кино и сериалы, знаменитости
Сергей Эйзенштейн, Александр Невский, Уолт Дисней, Россия, СССР, Большой театр, Михаил Ромм, Александр Довженко, Эльдар Рязанов, Мартин Скорсезе, Чаплин Чарли, Марлен Дитрих, Культура, Станислав Ростоцкий, Голливуд, Кино и сериалы, Знаменитости
Российский гений: чему Сергей Эйзенштейн научил Спилберга и Копполу
МОСКВА, 22 янв — РИА Новости, Анна Нехаева. Он создал современный киноязык, предвосхитил компьютерную графику, дружил с Чаплиным и Диснеем, его цитировали в собственных картинах Фрэнсис Форд Коппола, Альфред Хичкок, Стивен Спилберг. Сергею Эйзенштейну исполняется 125 лет. О том, на что он шел ради съемок, — в материале РИА Новости.
Дворянин, не ставший архитектором
Выходец из богатой семьи и единственный наследник, Эйзенштейн с ранних лет увлекался фотографией, рисованием комиксов и карикатур. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров, состоял в милицейской Нарвской части, откуда его призвали на военную службу. В 1918-м вступил в Красную армию, где строил укрепления, работал техником-строителем, но одновременно играл в спектаклях и ставил их самостоятельно, создавал эскизы декораций. С детства его готовили к карьере архитектора, однако позже он сам говорил: "революция сделала меня художником".
«
"Я бы никогда не "расколотил" традиции — от отца к сыну — в инженеры. Задатки, желания были, но только революционный вихрь дал мне основное — свободу самоопределения", — писал режиссер в автобиографии.
В кино Эйзенштейн начал с перемонтажа картины Фрица Ланга "Доктор Мабузе, игрок" — в СССР так часто делали с зарубежными кинолентами. В Союзе фильм вышел под названием "Позолоченная гниль".
Первый самостоятельный эксперимент режиссера — новаторская картина "Стачка" 1924 года. Она сразу получила приз на Всемирной выставке в Париже, хотя в России ее приняли неоднозначно.
Кстати, некоторые теоретики кино видят в этом фильме прототип волшебных объявлений из фильмов о "Гарри Поттере". Вероятно, из-за того, какую роль играли газетные вырезки и объявления в ленте Эйзенштейна.
Фильм-легенда, сделавший мастера знаменитым (его собственные слова), — госзаказ к 20-летию революции 1905 года. "Броненосец "Потемкин" снимали без декораций и знаменитых актеров (многие артисты шутили, что теперь они никому не нужны).
Картину не собирались выпускать в прокат, ее делали для показа в клубах и на лекциях. Фильм создавали в сжатые сроки, в Ленинграде из-за туманов не удалось реализовать многое из задуманного, а в Одессе снимали на броненосце — складе плавучих мин.
Но все себя оправдало: после официальной премьеры в Большом театре стало ясно, что 27-летний режиссер придумал и воплотил нечто новаторское — то, что прежде не удавалось никому.
Неожиданные метафоры, необычная композиция кадра, яркий монтажный ритм — все это обеспечило картине успех во всем мире. "Броненосцу" присуждали награды, критики признавали его лучшим фильмом всех времен и народов. И до сих пор включают в рейтинги шедевров кино.
Чарли Чаплин назвал "Потемкина" лучшей картиной в мире, а основатель и первый президент Американской академии киноискусства Дуглас Фэрбенкс говорил, что просмотр ленты стал самым сильным и глубоким переживанием в его жизни.
Знаменитой стала сцена расстрела на Потемкинской лестнице — та самая, где есть кадр с катящейся коляской. Эпизод неоднократно цитировали — Коппола в "Крестном отце", Терри Гиллиам в "Бразилии", Брайан де Пальма в "Неприкасаемых".
Среди других примеров — "Гуд бай, Ленин!" Вольфганга Беккера и даже мультсериал "Симпсоны". В игре со светом в картине "Список Шиндлера" Стивена Спилберга явно чувствуется влияние картин Эйзенштейна, а Хичкок учился у российского мастера в работе с саспенсом.
Кстати, в завершающем трилогию ("Стачка", "Броненосец "Потемкин") фильме "Октябрь" Эйзенштейн продолжил смелые эксперименты: впервые показал Владимира Ленина в художественном кино. Так режиссер положил начало "кинолениниане" — всем фильмам, посвященным вождю пролетариата.
После оглушительного успеха "Потемкина" Эйзенштейн получил от Сталина разрешение показать фильм миру. В течение трехлетней поездки он выступал с лекциями во всех крупных европейских столицах, знакомился со знаменитыми деятелями искусства — его работами восхищались Жан Кокто, Марлен Дитрих, Теодор Драйзер, Уолт Дисней.
В Голливуде советский режиссер заключил контракт с Paramount на экранизацию романа Драйзера "Американская трагедия" (проект не реализовали), в Латинской Америке снимал картину "Да здравствует Мексика!" (фильм не закончили), написал несколько сценариев.
Успех российского гения за рубежом встревожил советские власти — Эйзенштейну отправили телеграмму с информацией о необходимости вернуться в СССР.
Слева направо: режиссеры Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, режиссер-мультипликатор, художник и продюсер Уолт Дисней, оператор Эдуард Тиссэ, июнь 1930 года.
Режиссер Сергей Эйзенштейн (третий слева) с друзьями и соратниками — Эдуардом Тиссэ (второй справа) и Айвором Монтегю (второй слева) на яхте Чарли Чаплина (первый справа). 1930
Режиссер Сергей Эйзенштейн (третий слева) с друзьями и соратниками — Эдуардом Тиссэ (второй справа) и Айвором Монтегю (второй слева) на яхте Чарли Чаплина (первый справа). 1930
Режиссер Сергей Эйзенштейн (в центре), кинооператор Эдуард Тиссэ (слева) и губернатор штата Оахака (слева) во время визита советских режиссеров в Мексику. 1930
Слева направо: режиссеры Григорий Александров, Сергей Эйзенштейн, режиссер-мультипликатор, художник и продюсер Уолт Дисней, оператор Эдуард Тиссэ, июнь 1930 года.
Режиссер Сергей Эйзенштейн (третий слева) с друзьями и соратниками — Эдуардом Тиссэ (второй справа) и Айвором Монтегю (второй слева) на яхте Чарли Чаплина (первый справа). 1930
Режиссер Сергей Эйзенштейн (в центре), кинооператор Эдуард Тиссэ (слева) и губернатор штата Оахака (слева) во время визита советских режиссеров в Мексику. 1930
В Россию режиссер приехал во многом другим человеком. Его будущим ученикам повезло: они знакомились с творческим методом новатора и узнавали о работах зарубежных коллег.
У Эйзенштейна получилось создать собственную школу, но он не требовал, чтобы студенты были "эйзенштейнятами" и копировали его. У всех его учеников свой стиль — достаточно назвать имена Михаила Швейцера, Владимира Венгерова, Станислава Ростоцкого, Эльдара Рязанова.
Чтобы реабилитировать себя из-за "отрыва от советской реальности", Эйзенштейну после возвращения нужно было снять нечто духоподъемное.
Восстановит репутацию мастера "Александр Невский" — настоящее советское фэнтези. Режиссеру предложили сюжеты и героев из русской истории на выбор: Минина и Пожарского, Ивана Сусанина и Невского.
При этом сам мастер пытался предложить Гражданскую войну в Испании, "расовую проблему", но одобрения на киностудиях не получил. И выбрал Невского.
«
"Как я сделаю, так оно и будет", — говорил потом постановщик, ведь о той эпохе сохранилось немного сведений.
Задачей Эйзенштейна было показать, что Невский — не эксплуататор трудового крестьянства и пролетариата, а великий воин.
Сценарий несколько раз переписывали, Ледовое побоище из-за сжатых сроков снимали летом, а костюм героя создавали по копии древних доспехов из Эрмитажа.
Успех был ошеломительным как в России (в новогоднюю ночь в столице многие облачились в маскарадные костюмы Невского), так и за рубежом. Фильм показывали в Белом доме, Рузвельт тепло о нем отзывался.
Интересно, что после подписания пакта Молотова — Риббентропа "Невского" из-за политкорректности изъяли из кинотеатров, а с началом Великой Отечественной войны вернули в прокат.
«
"Я вошел в зал в середине картины, прямо перед Ледовым побоищем, был поражен тем, что увидел и услышал: яростные духовые в партитуре Прокофьева произвели на меня такое впечатление, что я пошел и купил все записи его произведений, какие только смог найти", — вспоминал Мартин Скорсезе спустя годы после просмотра картины.
"Александр Невский" повлиял и на будущие исторические фильмы, и на фэнтези — на картину "Конан-варвар", даже на "Звездные войны". И еще один интересный факт: орки из мультфильма 1978 года "Властелин колец" созданы Эйзенштейном. Точнее, срисованы с изображений тевтонских рыцарей с помощью фотоперекладки или ротоскопирования.
"Невский" — пример того, как социально-политическую повестку прошлого переносят в современный контекст. Темы и проблемы героев оказываются неожиданно актуальными. Такой прием сейчас используют во многих американских и российских проектах.
Кстати, за этот фильм режиссера наградили орденом Ленина и дали звание доктора искусствоведения (хотя никакую диссертацию Эйзенштейн не защищал).
Историческое полотно
«
"Фильм Эйзенштейна "Иван Грозный", который я увидел после Второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов, — признавался Чарли Чаплин. — Эйзенштейн трактует историю поэтически, а это, на мой взгляд, превосходнейший метод ее трактовки".
Историческая биография в первой части доносила мысль о борьбе за русское царство, во второй — поднимала вопрос трагедии власти и одиночества ("един, но один").
После первой серии Эйзенштейн получил Сталинскую премию и приз на фестивале в Локарно. Фильм был снят "на века" во всех смыслах — даже костюм Грозного позднее использовали в фильме "Иван Васильевич меняет профессию".
Но вторую часть раскритиковала партия (якобы Грозный показан безвольным, как Гамлет, а опричники — шайкой дегенератов).
Эйзенштейн переживал, добивался аудиенции в правительстве. Встретившись со Сталиным, Молотовым и Ждановым, режиссер выслушал претензии и получил конкретные рекомендации по правкам. Но переснять вторую часть не успел из-за болезни, а затем и кончины. Продолжение эпоса о Грозном, отвергнутое Сталиным, вышло в прокат лишь в 1958-м.
Несмотря на все сложности и идеологические дилеммы, влияние и вклад Эйзенштейна в киноискусство едва ли можно измерить. Чего стоит только типология монтажа, созданная им и ставшая затем азбукой кино. Многие упрекают режиссера в формализме и пропаганде, но при этом цитируют, учатся и подражают ему до сих пор.
Доступ к чату заблокирован за нарушение правил.
Вы сможете вновь принимать участие через: ∞.
Если вы не согласны с блокировкой, воспользуйтесь формой обратной связи
Обсуждение закрыто. Участвовать в дискуссии можно в течение 24 часов после выпуска статьи.