https://ria.ru/20230111/soyuz-1844176252.html
"Нам нужны такие аварии": как спасут космонавтов из "Союза" с пробоиной
"Нам нужны такие аварии": как спасут космонавтов из "Союза" с пробоиной - РИА Новости, 12.01.2023
"Нам нужны такие аварии": как спасут космонавтов из "Союза" с пробоиной
Государственная комиссия определилась с тем, как возвращать на Землю экипаж космического корабля, получившего повреждение на орбите. По мнению экспертов,... РИА Новости, 12.01.2023
2023-01-11T17:36
2023-01-11T17:36
2023-01-12T12:44
наука
космос - риа наука
франсиско рубио
олег кононенко
земля
россия
марс
роскосмос
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/0f/1838813876_0:0:900:506_1920x0_80_0_0_1d5d7bfd608cfa905d26424b9e62c28a.jpg
МОСКВА, 11 янв — РИА Новости, Николай Гурьянов. Государственная комиссия определилась с тем, как возвращать на Землю экипаж космического корабля, получившего повреждение на орбите. По мнению экспертов, выбрали наиболее разумный сценарий, а сама нештатная ситуация — полезный опыт, который пригодится при освоении дальнего космоса.Фонтан "Циолковского"Пятнадцатого декабря по Сети разошлись кадры трансляции НАСА с борта Международной космической станции: из пристыкованного к ней российского корабля "Союз МС-22" в космос летят брызги воды. Вытекала охлаждающая жидкость.Тепло, которое выделяют тела космонавтов и бортовые приборы, отводят в космос специальные системы — одна из них вышла из строя.Температура в корабле резко повысилась. Неофициально говорили о 50 градусах Цельсия, однако "Роскосмос" это опроверг, сообщив, что термометр показал 30.На самой МКС все было нормально. Но интернациональный экипаж надо возвращать на Землю. В сентябре корабль, названный в честь Константина Циолковского, доставил на орбиту россиян Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также американца Франсиско Рубио — в рамках двусторонней программы перекрестных полетов (чуть позже Dragon взял на борт россиянку Анну Кикину).Космическая баняПо данным "Роскосмоса", все системы "Союза МС-22" (кроме охлаждающей) функционировали штатно. Однако неизвестно, как они поведут себя после отстыковки. К тому же космонавтам по пути домой предстояло провести в жарком корабле около шести часов. Если даже в отключенном состоянии и при воздухообмене со станцией температура доходила до 30 градусов, можно только догадываться, до каких значений она бы поднялась с тремя мужчинами на борту и работающими приборами.Была идея эвакуировать Прокопьева, Петелина и Рубио на "Союзе МС-23" — 16 марта на нем должен был прилететь следующий российско-американский экипаж. Корабль может добраться до станции и в автоматическом режиме. Правда, это не так надежно — в экстренных ситуациях космонавты стыкуются на ручном управлении.В профильных телеграм-каналах прошла информация, что на "МС-23" в одиночку стартует опытный космонавт Олег Кононенко, ранее его отправляли на орбиту разбираться с другой нештатной ситуацией — появлением загадочного "технологического отверстия" в "Союзе МС-09".Два других места в таком случае заняли бы ложементы-контейнеры с полезным грузом, которые заодно обеспечили бы правильную центровку корабля. При этом сценарии спустя полгода Кононенко, Петелин и Прокопьев возвращаются домой на 23-м "Союзе", а Рубио дожидается "Дрэгона" (но тогда на корабле SpaceX не удалось бы полететь космонавту Андрею Федяеву).По словам космического инженера, популяризатора космонавтики Ильи Овчинникова, у этого в целом привлекательного варианта есть недостатки. Управлять "Союзом" в одиночку возможно, когда все идет штатно. Но если возникнут проблемы с бортовыми системами корабля — справиться будет трудно. Кроме того, одиночных полетов давно не было — и именно из соображений безопасности.Наконец, предлагали поручить спасательную миссию Илону Маску, попросив его предоставить дополнительные места в "Дрэгоне"."Машина надежна"Чтобы выяснить причины инцидента и определиться с дальнейшими действиями, в "Роскосмосе" создали две рабочие группы. По итогам их исследований, а также с учетом рекомендаций совета главных конструкторов РКК "Энергия" госкомиссия приняла решение сводить проблемный корабль с орбиты в беспилотном режиме, а на замену ему отправить в феврале на станцию "Союз МС-23" — также без экипажа. При этом миссия Прокопьева, Рубио и Петелина продлевается на полгода, а полет следующего экипажа — россиян Кононеко, Николая Чуба и американки Лорел О’Хары — откладывается. Об этом в среду, 11 января, объявил глава "Роскосмоса" Юрий Борисов."Союз" без проблем состыкуется со станцией в автоматическом режиме, уверен Овчинников. По его словам, даже если не получится с первого раза, специалисты на Земле смогут "перепрошить" программу удаленно."Раз так решили, значит, есть уверенность в надежности машины", — говорит эксперт.Он напомнил, что Россия уже отправляла "Союз" к МКС без экипажа в 2019-м — с роботом-андроидом FEDOR.Роковой миллиметрРабочие группы установили, что пробоина — результат внешнего механического повреждения от космического мусора или очень маленького небесного тела.Глава "Роскосмоса" уточнил: с "Циолковским" столкнулся метеороид, то есть антропогенный характер ЧП исключен. Борисов ссылается на данные американской видеокамеры с высоким разрешением. Размер отверстия, сквозь которое вытекла охлаждающая жидкость, — всего миллиметр.Овчинников отмечает: столкновение космических аппаратов с подобными объектами — не редкость. Из-за мелких частиц естественного и искусственного происхождения на солнечных батареях станции постоянно возникают сколы. А в июне метеороид пробил зеркало сверхдорогого телескопа "Джеймс Уэбб".Системы слежения видят только сравнительно крупные объекты."Мы слишком привыкли, что все идет по плану"Происшествие с "Союзом" в конечном итоге должно принести пользу, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин."Мировая пилотируемая космонавтика подошла к черте, когда очень нужны различные нештатные ситуации, — говорит он. — Такие, как успешное срабатывание системы спасения экипажа при аварийном запуске "Союза" в 2018-м. Или образование трещин на МКС и применение технологий по выяснению причин ЧП. Почему это важно? Когда-нибудь мы обязательно пойдем в дальний космос. Там проблем будет много, поэтому лучше отработать как можно больше на орбите".Хотя космонавтов и тренируют в различных аварийных ситуациях при подготовке, орбитальный опыт в разы полезнее, добавляет эксперт."Конечно, любые происшествия — это плохо. Но нам нужно уметь с ними справляться. Когда все гладко — нюх пропадает, руки забывают. Да, неприятность. Да, надо выяснить, что там случилось. Но это и есть путь освоения космоса. В последние годы мы слишком привыкли, что все идет по плану, и расслабились", — подчеркивает Ионин.В дальнем космосе, например, по пути на Марс космонавты не смогут оперативно заменить поврежденный корабль на другой. Нужно научиться ремонтировать повреждения, подобные тому, которые получил "Союз МС-22", на месте — своими силами.
https://ria.ru/20221008/kosmos-1822342078.html
https://ria.ru/20220719/zevs-1803244686.html
земля
россия
марс
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2023
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/0c/0f/1838813876_113:0:788:506_1920x0_80_0_0_33f955465099868919bfb21b7371d7d1.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
космос - риа наука, франсиско рубио, олег кононенко, земля, россия, марс, роскосмос, наса, международная космическая станция (мкс), робот федор (fedor - final experimental demonstration object research)
Наука, Космос - РИА Наука, Франсиско Рубио, Олег Кононенко, Земля, Россия, Марс, Роскосмос, НАСА, Международная космическая станция (МКС), Робот Федор (FEDOR - Final Experimental Demonstration Object Research)
МОСКВА, 11 янв — РИА Новости, Николай Гурьянов. Государственная комиссия определилась с тем, как возвращать на Землю экипаж космического корабля, получившего повреждение на орбите. По мнению экспертов, выбрали наиболее разумный сценарий, а сама нештатная ситуация — полезный опыт, который пригодится при освоении дальнего космоса.
Пятнадцатого декабря по Сети разошлись кадры трансляции
НАСА с борта
Международной космической станции: из пристыкованного к ней российского корабля "Союз МС-22" в космос летят брызги воды. Вытекала охлаждающая жидкость.
Тепло, которое выделяют тела космонавтов и бортовые приборы, отводят в космос специальные системы — одна из них вышла из строя.
Температура в корабле резко повысилась. Неофициально говорили о 50 градусах Цельсия, однако "
Роскосмос" это опроверг, сообщив, что термометр показал 30.
На самой МКС все было нормально. Но интернациональный экипаж надо возвращать на Землю. В сентябре корабль, названный в честь
Константина Циолковского, доставил на орбиту россиян Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также американца
Франсиско Рубио — в рамках двусторонней программы перекрестных полетов (чуть позже Dragon
взял на борт россиянку
Анну Кикину).
По данным "Роскосмоса", все системы "Союза МС-22" (кроме охлаждающей) функционировали штатно. Однако неизвестно, как они поведут себя после отстыковки. К тому же космонавтам по пути домой предстояло провести в жарком корабле около шести часов. Если даже в отключенном состоянии и при воздухообмене со станцией температура доходила до 30 градусов, можно только догадываться, до каких значений она бы поднялась с тремя мужчинами на борту и работающими приборами.
Была идея эвакуировать Прокопьева, Петелина и Рубио на "Союзе МС-23" — 16 марта на нем должен был прилететь следующий российско-американский экипаж. Корабль может добраться до станции и в автоматическом режиме. Правда, это не так надежно — в экстренных ситуациях космонавты стыкуются на ручном управлении.
В профильных телеграм-каналах прошла информация, что на "МС-23" в одиночку стартует опытный космонавт
Олег Кононенко, ранее его отправляли на орбиту разбираться с другой нештатной ситуацией — появлением загадочного "технологического отверстия" в "Союзе МС-09".
Два других места в таком случае заняли бы ложементы-контейнеры с полезным грузом, которые заодно обеспечили бы правильную центровку корабля. При этом сценарии спустя полгода Кононенко, Петелин и Прокопьев возвращаются домой на 23-м "Союзе", а Рубио дожидается "Дрэгона" (но тогда на корабле SpaceX не удалось бы полететь космонавту Андрею Федяеву).
По словам космического инженера, популяризатора космонавтики Ильи Овчинникова, у этого в целом привлекательного варианта есть недостатки. Управлять "Союзом" в одиночку возможно, когда все идет штатно. Но если возникнут проблемы с бортовыми системами корабля — справиться будет трудно. Кроме того, одиночных полетов давно не было — и именно из соображений безопасности.
Наконец, предлагали поручить спасательную миссию
Илону Маску, попросив его предоставить дополнительные места в "Дрэгоне".
Чтобы выяснить причины инцидента и определиться с дальнейшими действиями, в "Роскосмосе" создали две рабочие группы. По итогам их исследований, а также с учетом рекомендаций совета главных конструкторов
РКК "Энергия" госкомиссия приняла решение сводить проблемный корабль с орбиты в беспилотном режиме, а на замену ему отправить в феврале на станцию "Союз МС-23" — также без экипажа. При этом миссия Прокопьева, Рубио и Петелина продлевается на полгода, а полет следующего экипажа — россиян Кононеко,
Николая Чуба и американки Лорел О’Хары — откладывается. Об этом в среду, 11 января,
объявил глава "Роскосмоса"
Юрий Борисов.
"Союз" без проблем состыкуется со станцией в автоматическом режиме, уверен Овчинников. По его словам, даже если не получится с первого раза, специалисты на Земле смогут "перепрошить" программу удаленно.
"Раз так решили, значит, есть уверенность в надежности машины", — говорит эксперт.
Он напомнил, что
Россия уже отправляла "Союз" к МКС без экипажа в 2019-м — с роботом-андроидом
FEDOR.
Рабочие группы установили, что пробоина — результат внешнего механического повреждения от космического мусора или очень маленького небесного тела.
Глава "Роскосмоса" уточнил: с "Циолковским" столкнулся метеороид, то есть антропогенный характер ЧП исключен. Борисов ссылается на данные американской видеокамеры с высоким разрешением. Размер отверстия, сквозь которое вытекла охлаждающая жидкость, — всего миллиметр.
Овчинников отмечает: столкновение космических аппаратов с подобными объектами — не редкость. Из-за мелких частиц естественного и искусственного происхождения на солнечных батареях станции постоянно возникают сколы. А в июне метеороид пробил зеркало сверхдорогого телескопа "Джеймс Уэбб".
Системы слежения видят только сравнительно крупные объекты.
"Мы слишком привыкли, что все идет по плану"
Происшествие с "Союзом" в конечном итоге должно принести пользу, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского
Андрей Ионин.
"Мировая пилотируемая космонавтика подошла к черте, когда очень нужны различные нештатные ситуации, — говорит он. — Такие, как успешное срабатывание системы спасения экипажа при аварийном запуске "Союза" в 2018-м. Или образование трещин на МКС и применение технологий по выяснению причин ЧП. Почему это важно? Когда-нибудь мы обязательно пойдем в дальний космос. Там проблем будет много, поэтому лучше отработать как можно больше на орбите".
Хотя космонавтов и тренируют в различных аварийных ситуациях при подготовке, орбитальный опыт в разы полезнее, добавляет эксперт.
"Конечно, любые происшествия — это плохо. Но нам нужно уметь с ними справляться. Когда все гладко — нюх пропадает, руки забывают. Да, неприятность. Да, надо выяснить, что там случилось. Но это и есть путь освоения космоса. В последние годы мы слишком привыкли, что все идет по плану, и расслабились", — подчеркивает Ионин.
В дальнем космосе, например, по пути на
Марс космонавты не смогут оперативно заменить поврежденный корабль на другой. Нужно научиться ремонтировать повреждения, подобные тому, которые получил "Союз МС-22", на месте — своими силами.