Главные премьеры Крещенского фестиваля в Новой Опере
– В августе этого года мы встретились с директором Новой Оперы Антоном Гетьманом, чтобы обсудить наши планы и возможные совместные проекты. И в спокойной непринужденной пост-отпускной беседе он спросил, не занят ли я 29 января 2023 года – и я сказал, что нет, не занят.
Театр Новая Опера
Новую Оперу дирижер Евгений Колобов основал вместе с единомышленниками в 1991 году. Театр сразу же "поселился" в историческом здании в саду "Эрмитаж". Вскоре специально для труппы там же была построена новая площадка. С 2006 года, после кончины Евгения Колобова (1946-2003), театр носит его имя. Следуя новаторским идеям своего основателя, театр каждый сезон представляет публике неизвестные сочинения, новую музыку и новые форматы общения.
Когда я начал готовиться к репетициям, мне вспомнилась история встречи Брукнера с Рихардом Вагнером, большим поклонником творчества которого он был. К этому моменту Вагнер уже написал своего "Тристана и Изольду", а Брукнер – и Вторую, и Третью симфонии. Одну из них он хотел посвятить Вагнеру.
Фестиваль начнется с первого исполнения в России оперы "Доктор Атом" современного американского композитора Джона Адамса (19 января). Главный герой оперы – физик-теоретик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого во время Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Действие происходит на полигоне в штате Нью-Мексико накануне первого испытания атомной бомбы 16 июля 1945 года. Либретто написано на основе писем военного времени, мемуаров, рассекреченных правительственных документов, петиций, произведений европейских поэтов.
Лично для меня через эту историю все сложилось: в этом сезоне я иду от Брукнера к Вагнеру. Крещенский фестиваль в Новой Опере – в январе 2023 года, а в апреле я дирижирую премьерой оперы "Летучий голландец" Вагнера в Пермском театре оперы и балета. Это череда неких совпадений, но мне нравится, когда так происходит в творчестве. Значит, все правильно.
– Произведение Адамса "Tromba Lontana" для двух труб и оркестра будет некой отправной точкой концерта. Это космодром, с которого запускается наш корабль с симфонической программой.
В этом произведении есть ощущение ожидания события, преддверия чего-то. Концовка пьесы растворяется, как бы повисает в воздухе.
– Не опасаетесь, что публика все же начнет хлопать?
– Думаю, что нет, у нее не будет такой возможности. И это эмоция другого порядка. После такой музыки, как у Адамса, хочется немножко помолчать. Она растворяется в пространстве, растворяется внутри каждого. Зритель начинает вслушиваться в тишину. И тут начинается великий патетический опус Брамса. Мне нравится динамический контраст, который получится. Это будоражит.
В 2023 году впервые за всю историю существования фестиваля в его афишу полномасштабно включен танец. Он будет представлен спектаклем Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С.Пушкина "Терезин. Квартет" (28 января). Этот вечер, совсем недавняя премьера театра, включает четыре одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов, бывших узниками нацистских концлагерей. Он будет приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста.
–Как вы считаете, слушатели готовы к таким экспериментам – услышать сочинения разных эпох без перерыва?
–Для меня это не эксперимент, а логичная последовательность музыкальных событий. Это сложилось в моей голове в концепцию, и я могу спокойно ее транслировать.
Человек выходит из квартиры и идет на концерт – он уже совершает какие-то усилия, выходит из зоны комфорта. Так что слушатель уже готов к чему-то необычному. К тому же, когда ты все знаешь заранее, то тебе просто не интересно. Концерт – это трансформация для всех: и зрителя, и исполнителя. И какие-то вещи могут быть неожиданными.
–Адамса причисляют к композиторам-минималистам. Но при том, что слушатели у нас любят музыку этого направления, Адамс не так часто звучит в концертных залах.
–Не так давно со скрипачкой Еленой Ревич мы в Казани исполнили его скрипичный концерт, в прошлом сезоне играли его в Московской филармонии.
Для меня Адамс – композитор вне стилей. Я его не причисляю ни к минималистам, ни к постминималистам. Это некий конгломерат различных стилей, там можно услышать все: от барокко до классицизма, от африканских ритмов до современных звуковых экзерсисов и техник. Может быть, каркас сочинений минималистический. Но, тем не менее, это такой особый минимализм.
Целая серия важных оперных исполнений на фестивале связана с большим юбилеем – 150-летием со дня рождения Сергея Рахманинова, которое отмечается в 2023 году. К этой дате приурочено концертное исполнение всех опер композитора. В первый вечер (22 января) состоятся концертные исполнения опер "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини". Еще один концерт (27 января) представит публике две другие оперы Рахманинова – "Монна Ванна" и "Алеко".
А если ты живешь сейчас, ты остро чувствуешь это время, дух, тенденции. И только так ты можешь свежо интерпретировать то, что было написано когда-то, потому что сейчас ты такой же современный человек, какими тогда были Генри Перселл или Гийом Дюфаи.
В рамках фестиваля пройдет три вечера камерной, вокально-хоровой и симфонической музыки. Камерная музыка прозвучит в новом формате "перевернутого концерта" (21 января), когда и музыканты, и зрители располагаются на сцене, что создает совершенно уникальное ощущение звука. Еще один вечер в афише фестиваля связан с фаустианством –возможно, самой музыкальной темой литературы. Эту идею развивает концерт 26 января. Завершится фестиваль 29 января. В программе вечера оркестровая фанфара Джона Адамса "Tromba Lontana" для двух труб и оркестра, Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор Иоганнеса Брамса, Симфония №3 ре минор Антона Брукнера. Эту большую симфоническую программу представит дирижер Филипп Чижевский.
– Я пару раз работал с этим оркестром. Могу сказать, что в детстве я всегда с большим интересом слушал записи Евгения Колобова. Это была очень честная работа. Настоящая творческая лаборатория и изучение материала.
И я считаю, что в театре нужно проводить такого рода фестивали или просто концерты симфонической музыки. Это важно, потому что, когда музыканты много времени проводят в оркестровой яме, они начинают себя дискомфортно чувствовать на сцене. Это другие ощущения.
– Открывается фестиваль (19 января) оперой Адамса "Доктор Атом" – это будет первое российское исполнение этой оперы. На втором концерте (21 января) прозвучит переложение Седьмой симфонии Брукнера для камерного оркестра. В таком варианте это произведение тоже будет исполнятся впервые. Так что все это рифмуется с нашим заключительным концертом.