Рейтинг@Mail.ru
Главные премьеры Крещенского фестиваля в Новой Опере - РИА Новости, 11.01.2023
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Здание театра Новая Опера
Оркестр Новой Оперы

Главные премьеры Крещенского фестиваля в Новой Опере

В московском театре Новая Опера 19 января начинается ежегодный Крещенский фестиваль – он проводится в память об основателе театра дирижере Евгении Колобове и открывается всегда в его день рождения. Фестиваль продлится до 29 января.
Новая Опера по традиции представляет московской публике ранее не исполнявшиеся и редко звучащие сочинения. И этот год – не исключение. Фестиваль начнется с российской премьеры – в концертном варианте прозвучит опера "Доктор Атом" композитора Джона Адамса (19 января). Также в программе – исполнение всех опер Рахманинова, приуроченное к 150-летию со дня рождения композитора (22 и 27 января), музыка Брукнера и Мессиана (21 января), Шнитке и малоизвестного композитора Локшина (26 января).
Дирижер Евгений Колобов
Дирижер Евгений Колобов
Впервые в афише фестиваля – балетный вечер (28 января). В столицу приедет новая постановка Нижегородского театра оперы и балета "Терезин. Квартет". Этот вечер четырех одноактных балетов в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов, бывших узниками нацистских концлагерей. Завершится фестиваль большим симфоническим концертом (29 января), на котором прозвучит музыка Адамса, Брамса и Брукнера. Дирижировать будет Филипп Чижевский. В интервью РИА Новости он рассказал о том, что необычного ждет на этом концерте слушателей.
– Как сложилась программа концерта-закрытия фестиваля, которым вы будете дирижировать?

– В августе этого года мы встретились с директором Новой Оперы Антоном Гетьманом, чтобы обсудить наши планы и возможные совместные проекты. И в спокойной непринужденной пост-отпускной беседе он спросил, не занят ли я 29 января 2023 года – и я сказал, что нет, не занят.
Дирижер Филипп Чижевский
Дирижер Филипп Чижевский
Каркас программы этого концерта уже был, но я немного смоделировал ее на свой лад. Я увидел основную идею – у нас получается "концерт in d" ("концерт в ре" – прим.ред). Нота "ре" звучит в сочинении современного американского композитора Джона Адамса, в ре-миноре написан Первый концерт Иоганнеса Брамса для фортепиано с оркестром.
i

Театр Новая Опера

Новую Оперу дирижер Евгений Колобов основал вместе с единомышленниками в 1991 году. Театр сразу же "поселился" в историческом здании в саду "Эрмитаж". Вскоре специально для труппы там же была построена новая площадка. С 2006 года, после кончины Евгения Колобова (1946-2003), театр носит его имя. Следуя новаторским идеям своего основателя, театр каждый сезон представляет публике неизвестные сочинения, новую музыку и новые форматы общения.

Изначально планировалось также исполнить "Нулевую" симфонию Антона Брукнера ре-минор. Но она когда-то не устроила самого Брукнера, именно поэтому он и присвоил ей такой номер. Может быть, коллеги меня не поймут, но тут я соглашусь с самим автором. Так что вместо "Нулевой" я предположил исполнить его Третью симфонию, тоже в тональности ре-минор.

Когда я начал готовиться к репетициям, мне вспомнилась история встречи Брукнера с Рихардом Вагнером, большим поклонником творчества которого он был. К этому моменту Вагнер уже написал своего "Тристана и Изольду", а Брукнер – и Вторую, и Третью симфонии. Одну из них он хотел посвятить Вагнеру.
Оркестр Новой Оперы

Фестиваль начнется с первого исполнения в России оперы "Доктор Атом" современного американского композитора Джона Адамса (19 января). Главный герой оперы – физик-теоретик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого во время Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Действие происходит на полигоне в штате Нью-Мексико накануне первого испытания атомной бомбы 16 июля 1945 года. Либретто написано на основе писем военного времени, мемуаров, рассекреченных правительственных документов, петиций, произведений европейских поэтов.

Они встретились в пивнушке, куда Брукнер взял обе партитуры. Композиторы настолько хорошо провели время, что на следующий день Брукнер не помнил, что же Вагнер ответил по поводу обоих произведений. Он написал Вагнеру, и тот отметил Третью симфонию, пожелав Брукнеру дальнейших успехов. Так что эту партитуру Брукнер посвятил Вагнеру.

Лично для меня через эту историю все сложилось: в этом сезоне я иду от Брукнера к Вагнеру. Крещенский фестиваль в Новой Опере – в январе 2023 года, а в апреле я дирижирую премьерой оперы "Летучий голландец" Вагнера в Пермском театре оперы и балета. Это череда неких совпадений, но мне нравится, когда так происходит в творчестве. Значит, все правильно.

– Вы начнете концерт с музыки современного композитора Адамса, потом исполните произведение Брамса и только во втором отделении прозвучит Брукнер?

– Произведение Адамса "Tromba Lontana" для двух труб и оркестра будет некой отправной точкой концерта. Это космодром, с которого запускается наш корабль с симфонической программой.

В этом произведении есть ощущение ожидания события, преддверия чего-то. Концовка пьесы растворяется, как бы повисает в воздухе.

Концерт Брамса для меня – это полноценная симфоническая фреска, где есть патетическое вступление, сильно контрастирующее с пьесой Адамса. И я решил исполнить эти два сочинения без перерыва, что соответствует музыкальному термину attacсa subito.
© Фото : предоставлено театром "Новая Опера"Дирижер Филипп Чижевский
Дирижер Филипп Чижевский
Дирижер Филипп Чижевский
© Фото : предоставлено театром "Новая Опера"Дирижер Филипп Чижевский
Дирижер Филипп Чижевский
Дирижер Филипп Чижевский
1.
Дирижер Филипп Чижевский
2.
Дирижер Филипп Чижевский
Более того, я попросил пианиста Алексея Мельникова, который будет солировать в Брамсе, сыграть также оркестровую партию рояля в сочинении Адамса. Инструмент будет сразу стоять на аванцсене, как это принято при исполнении произведений для фортепиано с оркестром. И вот заканчивается Адамс – и сразу концерт Брамса, без паузы и аплодисментов.

– Не опасаетесь, что публика все же начнет хлопать?

– Думаю, что нет, у нее не будет такой возможности. И это эмоция другого порядка. После такой музыки, как у Адамса, хочется немножко помолчать. Она растворяется в пространстве, растворяется внутри каждого. Зритель начинает вслушиваться в тишину. И тут начинается великий патетический опус Брамса. Мне нравится динамический контраст, который получится. Это будоражит.
Спектакль Терезин. Квартет

В 2023 году впервые за всю историю существования фестиваля в его афишу полномасштабно включен танец. Он будет представлен спектаклем Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С.Пушкина "Терезин. Квартет" (28 января). Этот вечер, совсем недавняя премьера театра, включает четыре одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов, бывших узниками нацистских концлагерей. Он будет приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста.

–Как вы считаете, слушатели готовы к таким экспериментам – услышать сочинения разных эпох без перерыва?

–Для меня это не эксперимент, а логичная последовательность музыкальных событий. Это сложилось в моей голове в концепцию, и я могу спокойно ее транслировать.

Человек выходит из квартиры и идет на концерт – он уже совершает какие-то усилия, выходит из зоны комфорта. Так что слушатель уже готов к чему-то необычному. К тому же, когда ты все знаешь заранее, то тебе просто не интересно. Концерт ­– это трансформация для всех: и зрителя, и исполнителя. И какие-то вещи могут быть неожиданными.

–Адамса причисляют к композиторам-минималистам. Но при том, что слушатели у нас любят музыку этого направления, Адамс не так часто звучит в концертных залах.

–Не так давно со скрипачкой Еленой Ревич мы в Казани исполнили его скрипичный концерт, в прошлом сезоне играли его в Московской филармонии.

Для меня Адамс – композитор вне стилей. Я его не причисляю ни к минималистам, ни к постминималистам. Это некий конгломерат различных стилей, там можно услышать все: от барокко до классицизма, от африканских ритмов до современных звуковых экзерсисов и техник. Может быть, каркас сочинений минималистический. Но, тем не менее, это такой особый минимализм.

Композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов в своем рабочем кабинете

Целая серия важных оперных исполнений на фестивале связана с большим юбилеем – 150-летием со дня рождения Сергея Рахманинова, которое отмечается в 2023 году. К этой дате приурочено концертное исполнение всех опер композитора. В первый вечер (22 января) состоятся концертные исполнения опер "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини". Еще один концерт (27 января) представит публике две другие оперы Рахманинова – "Монна Ванна" и "Алеко".

Для меня очень важна мысль о том, что ты не можешь исполнять старую музыку, не играя современную, потому что для меня эти вещи очень тесно связаны. Любая музыка была когда-то современной.

А если ты живешь сейчас, ты остро чувствуешь это время, дух, тенденции. И только так ты можешь свежо интерпретировать то, что было написано когда-то, потому что сейчас ты такой же современный человек, какими тогда были Генри Перселл или Гийом Дюфаи.
Перевернутый концерт в Новой Опере – музыканты и публика на сцене.

В рамках фестиваля пройдет три вечера камерной, вокально-хоровой и симфонической музыки. Камерная музыка прозвучит в новом формате "перевернутого концерта" (21 января), когда и музыканты, и зрители располагаются на сцене, что создает совершенно уникальное ощущение звука. Еще один вечер в афише фестиваля связан с фаустианством –возможно, самой музыкальной темой литературы. Эту идею развивает концерт 26 января. Завершится фестиваль 29 января. В программе вечера оркестровая фанфара Джона Адамса "Tromba Lontana" для двух труб и оркестра, Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор Иоганнеса Брамса, Симфония №3 ре минор Антона Брукнера. Эту большую симфоническую программу представит дирижер Филипп Чижевский.

– Вы впервые сотрудничаете с оркестром Новой Оперы?

– Я пару раз работал с этим оркестром. Могу сказать, что в детстве я всегда с большим интересом слушал записи Евгения Колобова. Это была очень честная работа. Настоящая творческая лаборатория и изучение материала.

И я считаю, что в театре нужно проводить такого рода фестивали или просто концерты симфонической музыки. Это важно, потому что, когда музыканты много времени проводят в оркестровой яме, они начинают себя дискомфортно чувствовать на сцене. Это другие ощущения.

– В афише фестиваля есть очевидные переклички и сквозные темы. Как строится вся программа?

– Открывается фестиваль (19 января) оперой Адамса "Доктор Атом" – это будет первое российское исполнение этой оперы. На втором концерте (21 января) прозвучит переложение Седьмой симфонии Брукнера для камерного оркестра. В таком варианте это произведение тоже будет исполнятся впервые. Так что все это рифмуется с нашим заключительным концертом.
Здание театра Новая Опера
Здание театра Новая Опера
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала