Рейтинг@Mail.ru
Оперные премьеры, перевернутые концерты: Крещенский фестиваль в Новой Опере - РИА Новости, 24.12.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Сад ЭрмитажТеатр Новая опера в московском городском саду Эрмитаж

Оперные премьеры и перевернутые концерты

Крещенский фестиваль в Новой Опере
В московской Новой Опере в январе пройдет Крещенский фестиваль – одно из главных событий театра, посвященное его основателю Евгению Колобову.
Свою труппу – Новую Оперу – дирижер Евгений Колобов основал вместе с единомышленниками в 1991 году. К этому моменту его имя было на слуху у всей музыкальной Москвы, каждая его работа буквально будоражила публику. Настал момент, когда Колобов решил создавать свой театр, поставив во главу угла исполнение неизвестных и незаслуженно забытых сочинений.
Театр сразу же "поселился" в историческом здании в саду "Эрмитаж". Вскоре специально для труппы там же была построена новая площадка. С 2006 года, после кончины Евгения Колобова (1946-2003), театр носит его имя. Следуя новаторским идеям своего основателя, театр каждый сезон представляет публике неизвестные сочинения, новую музыку и новые форматы общения.
Крещенский фестиваль был задуман в 2005 году в память о Евгении Колобове. Он проходит ежегодно, по традиции открывается в день рождения основателя театра 19 января.
Основатель театра Новая Опера дирижер Евгений Колобов
Основатель театра Новая Опера дирижер Евгений Колобов
В 2023 году фестиваль продлится до 29 января, его афиша включает семь музыкальных вечеров.
Это симфонические и камерные концерты, также впервые в программе фестиваля заявлен балетный вечер. Каждый вечер за пультом будет стоять новый дирижер, на некоторых концертах – по два. Почти двадцатилетняя история Крещенского фестиваля включает важнейшие события: открытие новых имен, исполнение сочинений, никогда не звучавших в России.
© Фото предоставлено пресс-службой Новой ОперыЗдание театра Новая Опера
Здание театра Новая Опера
Здание театра Новая Опера
© Фото предоставлено пресс-службой Новой ОперыЗдание театра Новая Опера
Здание театра Новая Опера
Здание театра Новая Опера
© Фото предоставлено пресс-службой Новой ОперыФойе театра Новая Опера
Фойе театра Новая Опера
Фойе театра Новая Опера
1.
Здание театра Новая Опера
2.
Здание театра Новая Опера
3.
Фойе театра Новая Опера
Оперные шедевры
Фестиваль начнется с российской премьеры – концертного исполнения оперы "Доктор Атом" современного американского композитора Джона Адамса (19 января). Это событие без преувеличения можно назвать знаковым: известное произведение Адамса никогда ранее не звучало в России. Дирижер этого вечера – Федор Леднев.
Главный герой оперы – физик-теоретик Роберт Оппенгеймер, научный руководитель Манхэттенского проекта, в рамках которого во время Второй мировой войны разрабатывались первые образцы ядерного оружия. Действие происходит на полигоне в штате Нью-Мексико накануне первого испытания атомной бомбы 16 июля 1945 года.
Дирижер Федор Леднев

С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени Н.А.Римского-Корсакова. Как приглашенный дирижер сотрудничал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, хором и оркестром MusicAeterna и другими известными коллективами.

Помимо голосов и оркестра, композитор включил в партитуру электронные звуки, такие как сирена или взлетающая ракета. Это искусно переплетено и рождает особую, неподражаемую звуковую палитру. В этом произведении звукорежиссер – соавтор спектакля.
Либретто оперы написано на основе разных источников: писем военного времени, мемуаров, рассекреченных правительственных документов, петиций, произведений европейских поэтов.
Джона Адамса традиционно причисляют к композиторам-минималистам, но глобальность замысла оперы и поднятых в ней проблем определяет и музыкальный язык, который гораздо сложнее, нежели рамки конкретного стиля.
Целая серия важных оперных исполнений на фестивале связана с большим юбилеем – 150-летием Сергея Рахманинова, которое будет отмечаться в 2023 году. К этой дате приурочено концертное исполнение всех опер композитора. Четыре произведения прозвучат в два вечера: 22 и 27 января.
© РИА Новости | Перейти в медиабанкКомпозитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов.
Композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов
Композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов.
© РИА Новости / В. Шияновский | Перейти в медиабанкИвановка. Имение композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943) в Тамбовской губернии. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Репродукция.
Имение Сергея Рахманинова в Тамбовской губернии
Ивановка. Имение композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943) в Тамбовской губернии. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Репродукция.
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкРусский композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) в своем кабинете. Эмигрировал из России в 1918 году.
Русский композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов в своем кабинете
Русский композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) в своем кабинете. Эмигрировал из России в 1918 году.
1.
Композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов.
2.
Ивановка. Имение композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943) в Тамбовской губернии. Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки. Репродукция.
3.
Русский композитор, пианист и дирижер Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943) в своем кабинете. Эмигрировал из России в 1918 году.
В первый вечер (22 января) состоятся концертные исполнения опер "Скупой рыцарь" и "Франческа да Римини". Эти сочинения были созданы композитором одно за другим, на премьере в Большом театре в 1906 году они тоже исполнялись в один вечер. Оба произведения в свое время стали новинками с точки зрения оперной драматургии. Они довольно сжатые, все внимание сконцентрировано на главных героях. "Скупой рыцарь" прозвучит под управлением дирижера Новой Оперы Евгения Самойлова, а "Франческу да Римини" представит дирижер Приморской сцены Мариинского театра Антон Торбеев.
Еще один концерт (27 января) представит публике две другие оперы Рахманинова – это "Монна Ванна" и "Алеко". "Монна Ванна" – неоконченное сочинение по одноименной пьесе Метерлинка. Считается, что Рахманинов задумал его в 1906 году, написал только первый акт и даже не оркестровал его. Уже после смерти композитора оркестровку сделал дирижер Игорь Букетов, мировая премьера состоялась только в 1984 году в Нью-Йорке, а российская – в 2009 году в Москве. Опера "Алеко", напротив, была написана очень быстро, всего за 17 дней. Это была дипломная работа Рахманинова к окончанию Московской консерватории по классу композиции в 1892 году. В этот вечер оперы публике представят дирижеры театра: "Монну Ванну" – Дмитрий Волосников, "Алеко" – Александр Самоилэ.
"В "Алеко" молодого Рахманинова уже проявились все данные настоящего оперного композитора. Конечно, в хорах слышно влияние веристов (т.е. итальянских композиторов рубежа XIX-XX веков – прим. ред.) Масканьи и Леонкавалло, в интродукции – отзвуки симфонической поэмы "Франческа да Римини" Чайковского. Но чистый оперный Рахманинов здесь тоже ощутим: например, в Каватине Алеко. Может быть, поэтому она так популярна. Главное, что есть у Рахманинова, – невероятный трагизм, и я буду его подчеркивать. Он ярко выражен не столько в сюжете, сколько именно в музыке. Это вообще очень свойственно Рахманинову", – говорит Александр Самоилэ.
Композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов в своем рабочем кабинете
Композитор, пианист и дирижер Сергей Рахманинов в своем рабочем кабинете.
Балетные премьеры
В 2023 году впервые за всю историю существования фестиваля в его афишу полномасштабно включен танец. Впрочем, это отражает изменения, произошедшие в жизни самого театра – с этого сезона к Новой Опере присоединился Балет Москва. Так что балетные спектакли в дальнейшем станут важной частью программы Крещенского фестиваля.
На ближайшем фестивале балет будет представлен спектаклем Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина "Терезин. Квартет" (28 января).
i

Терезин – название крепости и гарнизонного городка в районе Литомержице в Чехии. Во время Второй мировой войны здесь находился нацистский концентрационный лагерь Терезиенштадт (Терезинское гетто). Он был освобожден советскими войсками 9 мая 1945года.

Этот вечер, совсем недавняя премьера театра, включает четыре одноактных балета в постановке известных российских хореографов на музыку композиторов, бывших узниками нацистских концлагерей. Он будет приурочен к Международному дню памяти жертв Холокоста.
© Фото предоставлено пресс-службой Новой ОперыСпектакль "Терезин. Квартет"
Спектакль Терезин. Квартет
Спектакль "Терезин. Квартет"
© Фото предоставлено пресс-службой Новой ОперыСпектакль "Терезин. Квартет"
Спектакль Терезин. Квартет
Спектакль "Терезин. Квартет"
1.
Спектакль "Терезин. Квартет"
2.
Спектакль "Терезин. Квартет"
В основе спектакля – сочинения чешских композиторов, которые оказались в концентрационных лагерях: Эрвина Шульгофа, Гидеона Кляйна, Павла Хааса, Ганса Красы. Музыка прозвучит в исполнении струнного квартета солистов оркестра La Voce Strumentale.

Находясь в концлагерях, все эти композиторы осознавали, что их ждет. Никто из них не спасся. Все эти авторы разные, но стилистически они очень близки друг к другу, хотя все произведения написаны в разные годы. Это яркий европейский экспрессионизм, чувствуются связи с Хиндемитом, Бартоком. Но многие слышат в этой музыке и связь с Шостаковичем. Действительно, так и есть, хотя он писал свои квартеты гораздо позже и не был знаком с этой музыкой, потому что это наследие стало публиковаться только с середины 1980-х годов.

Алексей Трифонов
Директор Нижегородского театра оперы и балета
Задумывая эту постановку, театр предложил четырем балетмейстерам разные произведения этих композиторов, и дальше уже каждый хореограф выбирал то, что ему понравилось больше.
"Это спектакль, внутри которого есть четыре взгляда на одну очень сложную тему – тему надежды и отчаяния в жизни человека. Каждый хореограф по-своему эту тему раскрывал и развивал. Весь спектакль объединяет декорация из металлической сетки художницы Этель Иошпа", – говорит директор театра.
Хореографы спектакля Терезин. Квартет: Алессандро Каггеджи, Татьяна Баганова, Максим Петров, Александр Сергеев
Хореографы спектакля "Терезин. Квартет": Алессандро Каггеджи, Татьяна Баганова, Максим Петров, Александр Сергеев
Концертные программы
В рамках фестиваля пройдет три вечера камерной, вокально-хоровой и симфонической музыки. Камерная музыка прозвучит в новом формате "Перевернутого концерта" (21 января), когда и музыканты, и зрители располагаются на сцене, что создает совершенно уникальное ощущение звука.
Перевернутый концерт в Новой Опере – музыканты и публика на сцене.
Перевернутый концерт в Новой Опере – музыканты и публика на сцене.
Название концерта "На конец времени" напоминает о знаменитом квартете Оливье Мессиана, который откроет вечер. "Квартет на конец времени" был создан в невероятных условиях: во время Второй мировой войны композитор находился в лагере для военнопленных, с ним были и другие музыканты – кларнетист, скрипач и виолончелист. Для этого необычного состава плюс фортепиано, на котором играл сам Мессиан, и был сочинен квартет. Он прозвучал в лагере перед заключенными 15 января 1941 года.
Также в программе этого концерта Симфония №7 Антона Брукнера – в переложении для камерного оркестра, которое впервые прозвучит на российской сцене. Завершит вечер оркестровое сочинение Stille und Umkehr ("Тишина и возвращение") Бернда Алоиса Циммермана и Струнный квартет №2 Джона Адамса. Дирижировать будет Фёдор Безносиков.
Дирижер Федор Безносиков

Концертом "На конец времени" будет дирижировать Федор Безносиков, молодой музыкант, преподаватель по классу скрипки в Московской консерватории, ассистент дирижера в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

Еще один концерт в афише фестиваля связан с фаустианством – возможно, самой музыкальной темой литературы. Образ Фауста – метафора великих достижений и темной стороны жизни. Эту идею развивает концерт 26 января. В Новой Опере прозвучат два произведения – кантата "История доктора Иоганна Фауста" для контратенора, контральто, тенора, баса, смешанного хора и оркестра Альфреда Шнитке и "Песенки Маргариты" для сопрано и оркестра Александра Локшина. Композитор Шнитке называл Фауста темой всей своей жизни. В произведении Шнитке образ Мефистофеля воплощают контратенор (сладкоголосый обольститель) и контральто (жестокий палач).
В отличие от Шнитке, музыку Локшина публика знает гораздо хуже – произведения композитора совсем не часто звучат в концертных залах. Тем интереснее будет услышать "Песенки Маргариты" этого самобытного композитора. Программу из произведений Шнитке и Локшина готовит дирижер Кристиан Кнапп.
Заключительный концерт фестиваля состоится 29 января. В программе оркестровая фанфара Джона Адамса "Tromba Lontana" для двух труб и оркестра, Концерт №1 для фортепиано с оркестром ре минор Иоганнеса Брамса, Симфония №3 ре минор Антона Брукнера. Эту большую симфоническую программу представит дирижер Филипп Чижевский.

Произведение Адамса "Tromba Lontana" для двух труб и оркестра будет некой отправной точкой концерта. Это космодром, с которого запускается наш корабль с симфонической программой. В этом произведении есть ощущение ожидания события, преддверия чего-то. Концовка пьесы растворяется, как бы повисает в воздухе. Концерт Брамса для меня – это полноценная симфоническая фреска, где есть патетическое вступление, сильно контрастирующее с пьесой Адамса. И я решил исполнить эти два сочинения без перерыва, что соответствует музыкальному термину attacсa subito.

Филипп Чижевский
Дирижер
Во втором отделении прозвучит Третья симфония Брукнера. Таким образом, итоговый концерт "рифмуется" с программой всего фестиваля и станет его масштабным завершением.
Оркестр театра Новая Опера
Оркестр театра Новая Опера
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала