Рейтинг@Mail.ru
Виктор Ильгисонис: Россия лидирует в технологиях термоядерного синтеза - РИА Новости, 02.12.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вакуумный объем для имитации космического пространства

Виктор Ильгисонис: Россия лидирует в технологиях термоядерного синтеза

В начале ноября на площадку Международного термоядерного экспериментального реактора ИТЭР во Франции была отправлена уникальная сверхпроводниковая катушка, изготовленная в России и по российской технологии. Международный термоядерный экспериментальный реактор (ИТЭР) – высокотехнологичный проект с участием России, остановить который никто не решается даже в условиях санкций. О перспективах участия российских ученых в международном проекте по термоядерному синтезу и о сегодняшнем состоянии национальных исследований в области термоядерной энергетики РИА Новости рассказал директор направления научно-технических исследований и разработок Госкорпорации "Росатом", вице-председатель Совета ИТЭР, член-корреспондент РАН Виктор Ильгисонис.
Директор направления научно-технических исследований и разработок Госкорпорации Росатом Виктор Ильгисонис
Директор направления научно-технических исследований и разработок Госкорпорации "Росатом" Виктор Ильгисонис
Виктор Игоревич, термоядерный синтез – потенциально безопасный и бесконечный источник энергии. Что сдерживает создание работающей термоядерной установки сегодня, в чем главная проблема?
– Сдерживает, в первую очередь, колоссальная сложность задачи. Мы уже привыкли говорить о термояде походя. Но задумайтесь, о чем идет речь? Об одном из самых фундаментальных вопросов мироздания, о попытке воспроизвести устройство звёзд! Если бы мы решили в лабораторных условиях воссоздать жизнь – это было бы сопоставимо по сложности. Мы знаем как устроены живые организмы, изучили протекающие в них процессы на макроскопическом, клеточном и даже молекулярном уровнях, расшифровали устройство ДНК, умеем модифицировать геномы, но всего этого, оказывается, недостаточно. Создать жизнь в лаборатории до сих пор не смогли.
– Освоение термоядерного синтеза настолько же сложно в реализации?
– В термояде мы продвинулись значительно дальше. Нам понятна физика процессов, и, кстати, в нашем арсенале уже присутствуют работающие термоядерные установки; возможность протекания реакций в лабораторных условиях экспериментально подтверждена! Вопрос сегодня в большей степени технический: эти установки должны выдавать более высокие характеристики, работать стабильно в течение длительного времени и, в конечном счете, производить электроэнергию, причем по приемлемой цене.
Новый ускоритель плазмы, на основе которого разрабатывается прототип плазменного ракетного двигателя
Новый ускоритель плазмы, на основе которого разрабатывается прототип плазменного ракетного двигателя
Как вы считаете, удастся ли преодолеть эти технические сложности на сегодняшнем этапе развития науки?
– Именно этим и занято мировое термоядерное сообщество. Установки термоядерного синтеза находятся на пределе сегодняшних технологических возможностей, причем человечества в целом, а не одной отдельно взятой страны. Поэтому-то работы по термоядерному синтезу, полностью засекреченные на начальном этапе, стали предметом самого широкого и открытого международного сотрудничества, квинтэссенцией которого является проект ИТЭР.

1985 г.

Под эгидой МАГАТЭ создана рабочая группа, которая начала работу над международным проектом создания установки Токамак следующего поколения.

1992 г.

Участники приступили к фазе технического проектирования. Результатом работы стал полноценный проект термоядерного реактора, учитывающий последние технические достижения и основанный на проверенных физических фактах.

2001 г.

После долгой работы по оптимизации стоимости, уточнения требований к установке, а также изучения материалов всеми сторонами, технический проект реактора ИТЭР был завершен.

2005 г.

Определено место строительства реактора - город Кадараш на юге Франции. Началась активная подготовка площадки к строительству.

2007 г.

Для реализации проекта создана Международная организация ИТЭР.

2010 г.

На площадке ИТЭР начато строительство зданий и сооружений.

2020 г.

Генеральный директор Госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев в онлайн-формате принял участие в церемонии, посвященной началу сборки Международного термоядерного экспериментального реактора.

ИТЭР – один из самых грандиозных научных проектов в истории, и роль России в нем очень значительна. Как повлияла на исследования сегодняшняя политическая и экономическая ситуация?
– Не хочу быть пророком и что-то предсказывать, но на сегодня ИТЭР – это единственный крупный международный проект, участие в котором Российской Федерации (именно как полноценного партнера, а не на уровне отдельных специалистов) не только не подвергается сомнению, но и не является объектом критики на фоне изменения макрополитической ситуации.
Полагаю, что дело здесь не только в том, что наша страна была главным инициатором проекта ИТЭР, который был сформирован, принят и стал развиваться благодаря энтузиазму и высочайшему авторитету академика Евгения Велихова. И даже не в том, что вклад России в этот проект достаточно весом. Думаю, что дело в том духе взаимного доверия и уважения, который сформировался в термоядерном научном сообществе за более чем полувековое сотрудничество. И который, я надеюсь, послужит в дальнейшем восстановлению утраченных связей и взаимопонимания также и в других сферах.
– Что конкретно делает Россия в рамках проекта ИТЭР?
– Россия должна изготовить и поставить более двух десятков различных систем. В первую очередь, это элементы конструкции собственно токамака – устройства для удержания высокотемпературной плазмы. Это различные патрубки, порт-плаги (диагностические модули с тысячами датчиков для анализа горения плазмы), панели камеры, ключевые узлы дивертора – устройства, принимающего на себя основной поток выходящей из токамака плазмы чудовищной мощности (до 10 тысяч киловатт на 1 квадратный метр). Это и сверхпроводники для магнитной системы установки, и собранная из такого сверхпроводника уникальная катушка, если уместно так называть двухсоттонное сооружение диаметром 9 метров, которое мы ранее упомянули. Затем, это мощные электротехнические компоненты, различные системы диагностики плазмы, устройства для ее нагрева – гиротроны.
– Гиротрон – это ведь российская разработка?
– Да, гиротрон это российское изобретение, предназначенное для нагрева электронов плазмы электромагнитными волнами. Изначально в концепции токамака предполагалось, что плазму можно греть протекающим по ней током – как в обычном электронагревателе. Этот принцип реализовали, но оказалось, что для достижения термоядерных температур такого нагрева недостаточно. Поэтому были придуманы способы так называемого неиндукционного нагрева плазмы, причем ионы и электроны плазмы эффективнее нагревать по отдельности, используя явление резонанса. Гиротрон выдает СВЧ-излучение на частоте вращения электронов в магнитном поле, и эта частота почти не зависит от скорости вращения. Поэтому предельные температуры нагрева практически неограничены.
Гиротрон, ИПФ РАН

Чтобы запустить и поддерживать термоядерную реакцию, дейтерий-тритиевую плазму нужно нагреть свыше 100 миллионов градусов Цельсия. Для этого используется несколько методов нагрева: ионно-циклотронный, с помощью высокоэнергичных нейтральных атомов, электронно-циклотронный – с помощью гиротрона.

– Какие еще преимущества есть у российских разработок?
– Стоит сказать об устройствах нагрева плазмы посредством инжекции быстрых нейтральных атомов. "Быстрых" означает с энергией, значительно превышающей температуру плазмы. Такие инжекторы, на мой взгляд, лучшие в мире, производит новосибирский Институт ядерной физики имени Г.И. Будкера. Так же, как и гиротроны, отечественные инжекторы работают на термоядерных установках во многих странах мира. Во многом уникальными являются и наши диагностические системы и используемые в них детекторы.
– Что даст успешная реализация проекта ИТЭР в практическом смысле для России и для мира? Каков будет следующий шаг?
– ИТЭР – это крайне важный и принципиальный шаг на пути к термоядерной энергетике. Целый ряд систем, необходимых для будущего энергетического реактора, создается и будет опробован впервые. Но, главное, – то, что ИТЭР выступает драйвером технологического развития его участников. Осваиваются и внедряются передовые технологии, изобретаются новые материалы и конструкторские решения, обеспечивается небывалое доселе качество производства. Все это будет доступно каждому участнику проекта. В ходе разработки и сооружения ИТЭР формируются представления о дальнейшей оптимизации конструкции термоядерного реактора, новые идеи и прогрессивные решения, которые участники проекта будут эксплуатировать в своих национальных программах. Благодаря поддержке президента РФ такая программа есть сегодня и в России – это федеральный проект "Разработка технологий управляемого термоядерного синтеза и инновационных плазменных технологий". И следующие шаги на пути к термоядерной энергетике будут определяться не только достижениями ИТЭР, но и результатами реализации этих программ.
Что помогает России оставаться среди лидеров в области термоядерной энергетики? Дело в традиции и прошлых заслугах наших ученых или в том, каких результатов мы добиваемся сегодня?
– Не секрет, что наука у нас финансируется на уровне, заметно уступающем уровню финансирования в наиболее развитых странах; термоядерная наука исключением не является. Но если целенаправленно направлять эти средства на развитие оригинальных идей, которые до сих пор вырабатывают российские специалисты, мы можем не отставать и даже в чем-то опережать наших зарубежных коллег. Когда нельзя взять количеством, надо брать качеством. Мы должны сосредоточиться на новых разработках, до которых пока еще не дошли руки у зарубежных ученых, но которые представляются нам важными и перспективными.
– А когда-то было иначе?
– Собственно, так было всегда. Именно наши ученые создали первые токамаки и доказали их эффективность, после чего весь мир стал развивать эту технологию. Мы первыми сделали токамак из сверхпроводящих материалов – сегодня термоядерный реактор немыслим без сверхпроводящей магнитной системы. Мы первыми продемонстрировали возможность нагрева электронной компоненты плазмы гиротронами. Первыми доказали эффективность вытянутости сечения плазмы, получили ставшими классическими результаты в теории высокотемпературной плазмы. Статус российских ученых в области термояда до сих пор высокий, авторитет российской науки пока никто не подвергает сомнению. И сейчас, развивая плодотворные дебютные идеи, мы в состоянии обеспечить себе лидерство и в дальнейшем.
– Что надо сделать, чтобы не утратить это лидерство?
– Крайне важными факторами являются преемственность существующих в России научных школ и использование их потенциала для подготовки новых высококвалифицированных кадров. Сейчас, когда в высшем образовании сделан упор на массовость обучения при неизбежном в этом случае снижении среднего качества подготовки, крайне необходимо наличие вузов, пусть небольших, но обеспечивающих действительно элитарный уровень образования ориентированной на науку молодежи – так, как это было задумано при создании МФТИ в середине прошлого века. "Росатом" сделал шаг в этом направлении, инициировав проект Национального центра физики и математики в городе Саров с созданием при нем филиала МГУ имени М.В. Ломоносова. Очень хотелось бы, чтобы эта инициатива была поддержана не по остаточному принципу.
Согласно отчету Международного энергетического агентства World Energy Outlook, 600 миллионов человек в мире не имеет доступа к электричеству. Изменит ли термоядерная энергетика эту ситуацию? Какие еще качественные, политические, экономические изменения она может принести в жизнь людей?
Очень хочется на этот вопрос ответить "да, конечно изменит", но я бы не стал фантазировать по этому поводу. Технологические прорывы отнюдь не всегда и не всюду приводят к прогнозируемым экономическим и социальным эффектам. Тем не менее, иного пути прогресса, помимо технологического развития,человечество до сих пор не изобрело. И я надеюсь, что термоядерные исследования будут оставаться важным фактором такого развития.
Первый ускоритель будущего плазменного источника нейтронов мегаэлектронвольтного диапазона
Первый ускоритель будущего плазменного источника нейтронов мегаэлектронвольтного диапазона

Реклама

ЧУ "Центр коммуникаций"; ИНН 9705152344

ID 4CQwVszH9pQNrzcTsRa

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала