Рейтинг@Mail.ru
Вандалы или активисты? Кто охотится на шедевры в музеях Европы - РИА Новости, 08.11.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вандалы из британского экологического движения облили томатным супом картину ван Гога Подсолнухи в лондонской Национальной галерее

Вандалы или активисты?

Кто охотится на шедевры живописи в музеях Европы
Ольга Распопова

На днях от выходок экоактивистов пострадали полотна Гойи в Прадо. Этот эпизод — один из самых ярких в захватывающем и ужасном "сериале", но далеко не единственный. Среди жертв — работы Леонардо да Винчи, Боттичелли, Ван Гога, Вермеера. К картинам приклеивают руки, выливают суп, швыряют торты. Кто и зачем объявил охоту на шедевры в музеях Европы, причем здесь глобальное потепление и насколько хорошо защищены экспонаты в российских коллекциях — в материале РИА Новости.

Суп из подсолнухов
Вряд ли уставшая кассирша в лондонском супермаркете, пробившая в тот день томатный суп Heinz, могла догадаться, что эта банка войдет в историю. В конце концов, типичный обед студентов. Парочка покупателей так и выглядела: девица с розовыми волосами и смешными сережками и застенчивый молодой человек, смотревший исподлобья.
Чуть позже ярко-оранжевое содержимое консервов живописно растеклось по одному из самых известных полотен в истории искусства — "Подсолнухам" Ван Гога.
Персонал устанавливает картину Винсента Ван Гога Подсолнухи во время пресс-показа в Музее Ван Гога в Амстердаме. 20 июня 2019 года
Персонал устанавливает картину Винсента Ван Гога "Подсолнухи"
Реакция других посетителей в зале бесценна. Раздраженное "Да что вы себе позволяете?", чьи-то сдавленные всхлипы, с придыханием произнесенное "Вау, ну дают!" и даже "Пффф, скука" — фактически полный спектр эмоций, которые вызывают эскапады экоактивистов у мировой общественности.
В июле они клеили себя к "Тайной вечере" Леонардо да Винчи в Лондоне и "Весне" Боттичелли во Флоренции, в конце октября "накормили" супом "Девушку с жемчужной сережкой" в Гааге.
Активист экологического движения Just Stop Oil во время акции протеста у картины Телега для сена английского художника Джона Констебла в Национальной галерее в Лондоне
Активист экологического движения "Just Stop Oil" во время акции протеста у картины "Телега для сена" английского художника Джона Констебла в Национальной галерее в Лондоне
Эти организации действуют под разными названиями — например, "Just Stop Oil" в Великобритании, "Ultima Generazione" в Италии, "Letzte Generation" в Германии. Вместе — объединение "A22 Network" с полумасонским на вид логотипом. Филиалы по всему миру: от Новой Зеландии до Европы и Канады.
Манифест "A22" — в духе футуристов, мечтавших, как известно, еще в начале XX века сбросить с "парохода современности" все лишнее: "Мы — последнее поколение старого мира. Мы здесь, чтобы создать новый мир, поэтому решение за нами".
Экоактивисты Ultima Generazione приклеили руки к римской статуе Лаокоона и его сыновей в Музеев Ватикана, в знак протеста против изменения климата. 18 августа 2022
Экоактивисты "Ultima Generazione" приклеили руки к римской статуе Лаокоона и его сыновей в музее Ватикана в знак протеста против изменения климата. 18 августа 2022
Спонсирует этих товарищей Фонд экстренной помощи климату (Climate Emergency Fund), основанный в 2019-м. Его, в свою очередь, поддерживают несколько нефтяных наследников.
Например, более миллиона долларов пожертвовала филантроп Эйлин Гетти, внучка основателя Getty Oil Company. Она признается, что одобряет акции в музеях: "Не надо тыкать мне темным прошлым моей семьи. Я борюсь за будущее на нашей планете".
Скептики в Сети предположили, что богачи хотят очернить защитников окружающей среды. "Часто такие фонды финансируют крупные корпорации и миллиардеры — для сведения счетов с конкурентами", — говорит искусствовед, автор телеграм-канала "ку-ку" Ксения Коробейникова.
Например: как удается, несмотря на усиленные меры безопасности, протаскивать в рюкзаках и сумках такие запасы еды? И самая забавная из теорий заговора: якобы это музеи таким черным пиаром хотят восстановить допандемийную посещаемость.
Активисты Ultima Generazione у облитой супом картины Винсента Ван Гога Сеятель
Активисты "Ultima Generazione" у облитой супом картины Винсента Ван Гога "Сеятель"
Мы понарошку
Участники акций неоднократно подчеркивали, что шедевры, защищенные стеклом, не страдают. Так, в Национальной галерее небольшие повреждения получила рама картины Ван Гога, но само полотно уже через пять часов после происшествия вернулось в экспозицию.
В мадридском ​​Прадо вандалы приклеились к раме и стене, а не к холсту.
Сотрудник службы безопасности стоит рядом с картиной Рембрандта Ночной дозор во время пресс-показа реставрации в Амстердамском Рейксмюсеуме
Сотрудник службы безопасности стоит рядом с картиной Рембрандта "Ночной дозор" во время пресс-показа реставрации в амстердамском Рейксмюсеуме
В СМИ вспоминают, как в 1914-м суфражистка Мэри Ричардсон исполосовала тесаком "Венеру с зеркалом" Велаксеса. Тогда целью было именно уничтожение произведения искусства.
Теперь все понарошку: таков активизм "поколения снежинок".

"Наши действия называют глупыми, смешными — так и есть. Но мы задаем обществу серьезные вопросы", — говорит одна из представительниц "Just Stop Oil" Эмма Браун.

По ее словам, им удалось взбудоражить и зацепить новую аудиторию. А именно — средний класс, интеллигенцию.
Посетители возле картины Леонардо да Винчи Мона Лиза в Лувре, Париж
Посетители возле картины Леонардо да Винчи "Мона Лиза" в Лувре, Париж
"Единственный способ заставить слушать нас — вызвать такое раздражение, чтобы дошло даже до тех, кто засунул голову в песок", — объясняет активист Луи Маккечни, которого задерживали более 20 раз.
"Это прорыв в экологических акциях за последние лет восемь, — считает Дана Фишер, социолог из Мэрилендского университета. — Они хотят привлечь внимание".
А это самая ценная валюта в нашу эру "экономики впечатлений".
Акция экоактивистов Just Stop Oil
Акция экоактивистов "Just Stop Oil"
За стеклом
Повод для беспокойства все же есть. Так ли надежно оберегает шедевры от вандалов специальное покрытие?

"Вы поймите, эти экраны не предназначены для того, чтобы в них бросали банки с супом. Их главная задача — защищать хрупкий холст от пыли, грязи, от УФ-излучения", — рассказывает на условиях анонимности российский эксперт по музейной безопасности с 20-летним стажем.

Кроме того, не все ценные работы закрывают. "Стекла мешают рассматривать картины. Ведь важна не только визуальность, но и тактильность поверхности, ощущение от толщины мазков", — уточняет журналист и автор книг об искусстве Софья Багдасарова.

Так что иногда проще "по старинке" поставить рядом охранника.

Заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. А. С.Пушкина, художник-реставратор высшей категории Игорь Бородин и художник-реставратор станковой масляной живописи 2 категории Николай Колесников на пресс-конференции по изучению и консервации картины Винсента ван Гога Красные виноградники в Арле
Заведующий отделом реставрации и консервации ГМИИ им. А. С. Пушкина, художник-реставратор высшей категории Игорь Бородин и художник-реставратор станковой масляной живописи второй категории Николай Колесников на пресс-конференции по изучению и консервации картины Винсента Ван Гога "Красные виноградники в Арле"
Иногда рама — неотъемлемая часть произведения, потому что ее выбрал сам художник. В частности, так делал Моне, добавляет американский специалист Стив Келлер.
Есть и финансовый нюанс: антибликовые покрытия достаточно дорогие.

"Надо понимать, что сама ситуация публичного показа — всегда определенный риск, на который идет музей, чтобы обеспечить зрителю полноценный контакт с произведением искусства", — подчеркивает Андрей Егоров, руководитель научного отдела Московского музея современного искусства.

Хайп или праведный гнев
Экоактивисты нападают на знаковые полотна — те, которые узнают пользователи TikTok, где активно "шерят" такие ролики. "Выбирают раскрученные имена, особенно когда котировки на них били все рекорды. Людям надо показать эфемерные десятки миллионов", — говорит Коробейникова.
Акция в Лондоне против загрязнения окружающей среды
Участники акции протеста против загрязнения окружающей среды на мосту Ватерлоо в Лондоне. Организатором протестов является экологическая организация "Extinction Rebellion". Британская полиция задержала более 120 участников протеста
Егоров выдвигает еще одну версию: "Авторы этих произведений — европейские художники-мужчины, и, полагаю, для участников акций они олицетворяют буржуазную европоцентрическую культуру. Так что моральный пафос протестующих бьет по чувству вины "первого мира" и должен восприниматься не как вандализм, а как праведный гнев".
"Главный вопрос в том, какого результата достигают экоактивисты. Новости об очередном повреждении воспринимаются всегда негативно. Не очень понятно, почему во имя природы нужно уничтожать культурное наследие", — рассуждает Марина Бондарева, директор Фонда развития науки и культуры "Таволга", автор выставки "Сны Сибири" в ГИМ.
Есть и противоположное мнение. "Этим произведениям искусства подарили новую жизнь. Банка супа — привет Уорхолу! Картины обрели дополнительную общественную значимость", — указывает автор книги "Активизм в музеях" Стейси Фриман. Да и в цене эти и без того бесценные шедевры только взлетели: акты вандализма обычно повышают статус арт-объекта (вспомним, как уничтоженная Бэнкси его же работа подорожала вдвое).
Работа художника Бэнкси Девочка с шаром во время самоуничтожения на аукционе Sotheby's в Лондоне
Работа художника Бэнкси "Девочка с шаром" во время самоуничтожения на аукционе Sotheby's в Лондоне
"Я бы эти действия назвал вандализмом чистой воды. Какой акционизм?! Тут нет художественного высказывания, только порча предметов искусства", — уверен искусствовед, исследователь русского авангарда Андрей Сарабьянов.
"Не вижу здесь искусства. Этот экстремистский экоактивизм — прямое следствие банализации зеленого движения", – соглашается Коробейникова.
Посетители в Лондонской национальной галерее
Посетители в Лондонской национальной галерее
Идея штурмовать музеи, кстати, не нова, но вовсе не обязательно кидаться в картины банками с пюре или приклеивать что-то к раме. Можно рушить привычные устои с изяществом Ханса Хааке, который, например, проводил в залах политические голосования.
Другое дело, что это, наверное, слишком тонко для современной молодежи, которой нужны "лайк, шер, репост".
Реальные сроки
"Международный юрист, с которым мне удалось пообщаться, уверен, что это продолжится. В Европе даже нет фиксированных штрафов за подобное хулиганство. Просто административный протокол", — отмечает Коробейникова.
Правда, на днях в Гааге двух вандалов, атаковавших "Девушку с жемчужной сережкой", приговорили к паре месяцев тюрьмы (хотя обвинение требовало четыре).
Ян Вермеер Девушка с жемчужной сережкой. 1665-1667
Ян Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой", 1665-1667 годы
По российскому законодательству уничтожение или повреждение объектов культурного наследия наказывается, например, штрафом до трех миллионов рублей либо лишением свободы на три года.
Хотя охранник "Ельцин Центра" Александр Васильев, порисовавший на картине Анны Лепорской из Третьяковки, отделался 180 часами обязательных работ и принудительным лечением у психиатра.
Посетительница фотографирует картину Анны Лепорской Три фигуры
Посетительница фотографирует картину Анны Лепорской "Три фигуры"
Теперь эту работу — под стеклом — можно увидеть на выставке "Мир как беспредметность" в Еврейском музее в Москве. На вопрос, не опасаются ли новой атаки варваров, куратор проекта Андрей Сарабьянов отвечает: "Мы за Лепорскую не боимся. Включили в экспозицию специально, чтобы показать: с вандализмом можно успешно бороться".
Кадр из фильма Старики-разбойники (1971)
Кадр из фильма "Старики-разбойники" (1971 год)
"Это только в кино с первого взгляда угадываешь в посетителе злоумышленника", — добавляет директор Музея русского импрессионизма Юлия Петрова.
Единственное, что по регламенту может сделать охрана, если замечено подозрительное поведение или явное возбуждение посетителя, — это "более внимательно отнестись к нему". Так что гарантий нет.
"Даже если предположить, что экоактивисты борются за серьезное и нужное дело, выбранный ими путь не вызывает ни уважения, ни интереса. Сочувствую сотрудникам пострадавших музеев… Акции, обозначенные как движение за спасение планеты, превращаются в тривиальное привлечение к себе внимания", — считает Петрова.
Да, все же Грета Тунберг с ее школьными забастовками оказалась очень даже безобидной.
Кадр из фильма Лучшее предложение
Кадр из фильма "Лучшее предложение"
 
 
 
Лента новостей
0
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала