https://ria.ru/20221107/tusur-1828643911.html
В России создают систему слежения за движением беспилотников
В России создают систему слежения за движением беспилотников - РИА Новости, 07.11.2022
В России создают систему слежения за движением беспилотников
Первую в России платформу удаленного управления беспилотными авиационными системами (БАС) "Купол" разрабатывают ученые ТУСУРа. Разработка позволит создать... РИА Новости, 07.11.2022
2022-11-07T03:00
2022-11-07T03:00
2022-11-07T03:00
наука
навигатор абитуриента
томский университет систем управления и радиоэлектроники
россия
университетская наука
беспилотники
томск
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/0b/1763287932_0:134:3068:1860_1920x0_80_0_0_5942d2bf6d0dc1acaf8313c5c41123c1.jpg
МОСКВА, 7 ноя - РИА Новости. Первую в России платформу удаленного управления беспилотными авиационными системами (БАС) "Купол" разрабатывают ученые ТУСУРа. Разработка позволит создать единую систему использования беспилотников в сфере услуг, сообщил Проектный офис "Приоритет 2030" ТУСУР.Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) все активнее используют в России. В основном дроны применяют для аэросъемки (фото и видео), мониторинга местности, срочной доставки грузов и ряда других целей, рассказали в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).Однако на сегодняшний день отсутствует единая система мониторинга БПЛА и корректировки их деятельности. Также не определен правовой режим коммерческой эксплуатации БПЛА, уточнили ученые. А при использовании беспилотных аппаратов на далеких дистанциях существует риск их поломки, схода с маршрута или попадания в запретную зону (область с ограничениями на полеты), что связано с непредвиденными погодными условиями, сбоями в программах управления или потерей связи."Наша система позволит четко фиксировать перемещение беспилотников. Бортовые трекеры обеспечат передачу информации о состоянии БЛПА и особенностях местности, где он находится, в координационный центр. С помощью мультиагентного модуля на борту мы сможем при необходимости управлять аппаратом и вносить изменения в его маршрут", – рассказал заведующий кафедрой автоматизированных систем управления ТУСУР Владимир Романенко.Ученый уточнил, что благодаря отлаженным механизмам двусторонней связи возможно избежать большинства случаев выхода аппаратов из строя из-за погодных явлений. Также в случае получения сигнала о технической нестабильности дрон получит команду экстренно приземлиться в ближайшем безопасном месте или вернуться обратно в точку вылета.До завершения этого года исследователи планируют испытать алгоритмы точного отслеживания беспилотных летательных аппаратов в реальном времени. Технологии коррекции маршрута и загрузки ситуативных программ в аппараты во время полета будут совершенствовать и проверять на протяжении ближайших двух лет, уточнили в вузе.Разрабатываемая многофункциональная платформа не имеет аналогов в России, уточнил Романенко. Проект предполагает параллельную реализацию трех направлений: создание программного обеспечения для базовых эксплуатационных центров БАС, техническое совершенствование аппаратной базы системы "Купол" и способствование развитию рынка коммерческой эксплуатации тяжелых (свыше 30 кг) дронов.Приоритет ТУСУРа – обеспечить программную составляющую платформы управления БАС широкого функционала. Для этого необходима исчерпывающая информационная база, учитывающая как правовые ограничения работы беспилотников, так и актуальные геоклиматические знания о территориях РФ. В то же время конкретными аппаратными разработками и технологическими решениями занимаются индустриальные партнеры университета, подчеркнули в вузе."Еще одна задача платформы – ускоренная регистрация и получение допуска БАС к эксплуатации, а также аттестация и допуск внешних пилотов в электронном формате. Сейчас для получения допуска люди должны пройти через множество ведомств и собрать пакет дополнительной документации. В дальнейшем, согласно нашим алгоритмам, заявки будут одновременно проверяться по всем необходимым базам данных в соответствии с установленными критериями одобрения или отклонения запроса", – дополнил Романенко.Он обратил внимание, что из-за формально более простого получения лицензий и допусков, а также повышения безопасности использования беспилотников может стремительно развиться спрос на услуги аэросъемки и доставки грузов при помощи БПЛА. Поэтому в платформе будет разработан подраздел для установления контактов между заказчиками услуг и их исполнителями.Работа по данному направлению ведется в рамках государственной программы Минобрнауки "Приоритет-2030". В соответствии с постановлением правительства РФ № 458, в регионе был создан консорциум для разработки системы управления опытным районом эксплуатации БАС, в который, кроме вуза, входит ряд промышленных партнеров.
https://ria.ru/20211111/yufu-1758408933.html
https://ria.ru/20220505/samarskiy_universitet-1786925611.html
https://ria.ru/20220505/miet-1785805828.html
россия
томск
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/0b/1763287932_149:0:2880:2048_1920x0_80_0_0_0780bc4f38a1d60581f7ea13d271f96d.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
навигатор абитуриента, томский университет систем управления и радиоэлектроники, россия, университетская наука, беспилотники, томск
Наука, Навигатор абитуриента, Томский университет систем управления и радиоэлектроники, Россия, Университетская наука, Беспилотники, Томск
МОСКВА, 7 ноя - РИА Новости. Первую в России платформу удаленного управления беспилотными авиационными системами (БАС) "Купол" разрабатывают ученые ТУСУРа. Разработка позволит создать единую систему использования беспилотников в сфере услуг, сообщил Проектный офис "Приоритет 2030"
ТУСУР.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) все активнее используют в России. В основном дроны применяют для аэросъемки (фото и видео), мониторинга местности, срочной доставки грузов и ряда других целей, рассказали в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).
Однако на сегодняшний день отсутствует единая система мониторинга БПЛА и корректировки их деятельности. Также не определен правовой режим коммерческой эксплуатации БПЛА, уточнили ученые. А при использовании беспилотных аппаратов на далеких дистанциях существует риск их поломки, схода с маршрута или попадания в запретную зону (область с ограничениями на полеты), что связано с непредвиденными погодными условиями, сбоями в программах управления или потерей связи.
«
"Наша система позволит четко фиксировать перемещение беспилотников. Бортовые трекеры обеспечат передачу информации о состоянии БЛПА и особенностях местности, где он находится, в координационный центр. С помощью мультиагентного модуля на борту мы сможем при необходимости управлять аппаратом и вносить изменения в его маршрут", – рассказал заведующий кафедрой автоматизированных систем управления ТУСУР Владимир Романенко.
Ученый уточнил, что благодаря отлаженным механизмам двусторонней связи возможно избежать большинства случаев выхода аппаратов из строя из-за погодных явлений. Также в случае получения сигнала о технической нестабильности дрон получит команду экстренно приземлиться в ближайшем безопасном месте или вернуться обратно в точку вылета.
До завершения этого года исследователи планируют испытать алгоритмы точного отслеживания беспилотных летательных аппаратов в реальном времени. Технологии коррекции маршрута и загрузки ситуативных программ в аппараты во время полета будут совершенствовать и проверять на протяжении ближайших двух лет, уточнили в вузе.
Разрабатываемая многофункциональная платформа не имеет аналогов в России, уточнил Романенко. Проект предполагает параллельную реализацию трех направлений: создание программного обеспечения для базовых эксплуатационных центров БАС, техническое совершенствование аппаратной базы системы "Купол" и способствование развитию рынка коммерческой эксплуатации тяжелых (свыше 30 кг) дронов.
Приоритет ТУСУРа – обеспечить программную составляющую платформы управления БАС широкого функционала. Для этого необходима исчерпывающая информационная база, учитывающая как правовые ограничения работы беспилотников, так и актуальные геоклиматические знания о территориях РФ. В то же время конкретными аппаратными разработками и технологическими решениями занимаются индустриальные партнеры университета, подчеркнули в вузе.
"Еще одна задача платформы – ускоренная регистрация и получение допуска БАС к эксплуатации, а также аттестация и допуск внешних пилотов в электронном формате. Сейчас для получения допуска люди должны пройти через множество ведомств и собрать пакет дополнительной документации. В дальнейшем, согласно нашим алгоритмам, заявки будут одновременно проверяться по всем необходимым базам данных в соответствии с установленными критериями одобрения или отклонения запроса", – дополнил Романенко.
Он обратил внимание, что из-за формально более простого получения лицензий и допусков, а также повышения безопасности использования беспилотников может стремительно развиться спрос на услуги аэросъемки и доставки грузов при помощи БПЛА. Поэтому в платформе будет разработан подраздел для установления контактов между заказчиками услуг и их исполнителями.
Работа по данному направлению ведется в рамках государственной программы Минобрнауки "Приоритет-2030". В соответствии с постановлением правительства РФ № 458, в регионе был создан консорциум для разработки системы управления опытным районом эксплуатации БАС, в который, кроме вуза, входит ряд промышленных партнеров.