Рейтинг@Mail.ru
Возглавить кругосветку XIX века. Технология, превращающая историю в жизнь - РИА Новости, 07.11.2022
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Стрельба из корабельной пушки в проекте Кругосветка Надежды/РИА Новости

Возглавить кругосветку XIX века. Технология, превращающая историю в жизнь

Более двухсот лет назад стартовала первая русская кругосветная экспедиция. Современные VR-технологии позволяют не только отправиться в то время и место, но даже оказаться "в теле" участника плавания. Новый проект "Кругосветка Надежды", созданный командой РИА Новости, позволит в роли Ивана Крузенштерна возглавить путешествие и поучаствовать в самых ярких его эпизодах. О том, как создавался проект, где сочетаются историческая достоверность, игровые механики и журналистское расследование, рассказали его авторы.
Материал был выбран неслучайно. История экспедиции представляет особый интерес не только с научной точки зрения, но и как предмет для журналистского расследования. Каждый из членов экипажа имел свое мнение о происходящем, которое отразил в дневниках, письмах и заметках.
Их точки зрения часто расходились, каждый видел путешествие по-своему. От команды проекта требовалось сохранить журналистскую беспристрастность и рассказать о путешествии с исторической достоверностью.
Виртуальная реальность стала применяться в журналистике относительно недавно. Один из ранних примеров – это проект 2012 года журналистки Нонни де ла Пенья "Голод в Лос-Анджелесе". Там пользователь мог стать свидетелем гибели человека в очереди. Речь идет не просто о пересказе какой-то истории, а о новом способе ее восприятия и передачи. Классический выпуск новостей рассказывает зрителю о событиях в стране и мире – это стандартный формат. VR способен не просто рассказать, а погрузить человека в ситуацию, сделать его частью происходящего.
Благодаря VR происходит переход от storytelling (рассказа истории) к storyliving (проживанию истории). Необходимым условием для этого служит эффект иммерсивности. В широком смысле – это погружение в искусственно созданную среду. Классический формат работы СМИ не может дать зрителю такого опыта. VR позволяет не просто ознакомиться с историей, а стать ее полноценным участником.
© Иллюстрация РИА Новости . Владимир Астапкович

Пользователь знакомится с VR-проектом

Пользователь знакомится с проектом VR-расследование: Преступления главных нацистов Рейха против человечества в МХАТ им. М. Горького в Москве. Владимир Астапкович/РИА Новости

Пользователь знакомится с VR-проектом

© РИА НовостиVR-проект "Кругосветка Надежды". Сцена в кабинете в Кронштадте
VR-проект Кругосветка Надежды. Сцена в кабинете в Кронштадте
VR-проект "Кругосветка Надежды". Сцена в кабинете в Кронштадте
© Фото : пресс служба МИА "Россия сегодня"

Стенд RIA.RU

Стенд RIA.RU на RIW-2018

Стенд RIA.RU

1.

Пользователь знакомится с VR-проектом

2.
VR-проект "Кругосветка Надежды". Сцена в кабинете в Кронштадте
3.

Стенд RIA.RU

Цель VR-проекта "Кругосветка Надежды" – рассказать об экспедиции с исторической достоверностью, по-журналистски точно, и при этом увлечь пользователя. В ходе прохождения "экспедиции" пользователь сможет ходить по палубе корабля, изучать быт мореплавателей и исследовать реально существующие артефакты, принять участие в реконструированных исторических событиях. Особенность проекта – интерактивные диалоги, которые составлены по дневникам и заметкам участников экспедиции.
Сюжет поделен на смысловые части по десять - пятнадцать минут с мини-событиями, вариативными диалогами и анимированными сценами, а полное прохождение "Кругосветки Надежды" займет около 2 часов, что соответствует хронометражу полноценного фильма.
Только художественная лента вряд ли позволит зрителю пострелять из корабельной пушки и испытать эффект качки.

"VR дает нам две вещи: побывать там, где и когда человек не сможет, скорее всего, очутиться, а также быть не просто сторонним наблюдателем, а непосредственно участником событий"

Артем Буфтяк
Артем Буфтяк
Редактор центра инновационной журналистики МИА "Россия сегодня"
В разработке VR-проекта участвовали эксперты Государственного исторического Музея, Института восточных рукописей РАН и Высшей школы экономики. Свою цифровую копию получили инструменты морской навигации, военные и личные трофеи которые принадлежали Крузенштерну и Лисянскому. Лица и одежда персонажей созданы дизайнерами и художниками на основе сохранившихся изображений.
VR-проект Кругосветка Надежды. Сцена в каюте капитана
VR-проект "Кругосветка Надежды". Сцена в каюте капитана
Создать проект такого уровня – непростая задача. Разработка, начатая первого февраля этого года, завершится до тридцатого ноября. Над "Кругосветкой Надежды" трудилась команда из журналистов, разработчиков, 3D-дизайнеров, исторических консультантов и актеров дубляжа.

"В игровой индустрии, а VR-технология уже закрепилась в игровой индустрии, сначала определяются с ключевыми технологиями, механиками и фишками, то есть инструментами разработки. И только потом придумывают сюжет и концепцию. А вот разработка VR для СМИ зачастую начинается с обратного – сначала идея, замысел истории, которую нам как журналистам важно рассказать аудитории, а потом уже все остальное"

Наталья Лосева
Наталья Лосева
Заместитель главного редактора МИА "Россия сегодня" и куратор XR-проектов
Для создания реалистичной анимации персонажей использовалась технология захвата движения (motion capture). С ее помощью анимация создается не вручную, а путем оцифровки данных от датчиков движений костюма, в который одет актер. Актерами, кстати, были сотрудники РИА Новости. Далее нужно "наживить" анимацию на модель объекта.
Создать саму модель – это отдельная задача. На отрисовку, например, человека может уйти около месяца. А вот чтобы соотнести анимацию и модель персонажа потребуется порядка трех недель. Разработчики и художники создали для "Кругосветки Надежды" тринадцать анимированных персонажей.
VR-проект Кругосветка Надежды. Сцена на острове Нука-Хива
VR-проект "Кругосветка Надежды". Сцена на острове Нука-Хива
Усложняло задачу не только анимирование рук и ног героев, но движения их губ. Так как особое внимание в "Кругосветке Надежды" уделяется диалогам, то необходимо было сделать речь героев естественной.
Для этого разработчики использовали технологию синхронизации озвучивания (Lip Sync). Она позволяет сопоставить речь персонажей с движением их губ. Это делает общение героев более естественным, что усиливает эффект погружения.

"Объединить в единое целое все модели, анимации и игровые активности – это самое трудное. Именно во время этого процесса и "вылезают" основные проблемы проекта, будь то кривая анимация или ошибки в описании предмета"

Юрий Ануфриев
Юрий Ануфриев
Руководитель Центра разработки экспериментальных проектов МИА "Россия Сегодня"
Итоговый редакционный сценарий "Кругосветки Надежды" составил около 150 страниц. Первые варианты сюжета, созданные ещё осенью 2021 года, пришлось сократить примерно в 4 раза. В изначальной версии Лисянский и Крузенштерн имели собственные сюжетные линии одинаковой продолжительности.
Что не вошло в итоговый сценарий, и как уместили три года экспедиции в два часа?
По словам разработчиков, некоторые примечательные моменты из путешествия они не смогли включить в проект из этических соображений. Например, эпизод с островитянами, которые предложили Крузенштерну попробовать человеческое мясо из костяной посуды.
Экспонат на выставке Крузенштерн. Вокруг света в Государственном историческом музее - РИА Новости, 1920, 24.10.2022
Рыбы, чучела и маски. Что привезла экспедиция Крузенштерна
Чтобы уместить все, что хотелось рассказать, пришлось идти на хитрости. Некоторых персонажей превратили в "собирательные образы". Например, реально существующий Ратманов олицетворяет всех офицеров на борту "Невы" и "Надежды". А вот устами Беллинсгаузена говорят ученые экспедиции. В свою очередь, японец Дзенроку отражает позицию одновременно нескольких японцев на корабле "Надежда".
Получается, что устами персонажей иногда говорят сразу несколько исторических личностей. Несмотря на сокращения, сюжет остался нелинейным. Вариативность в диалогах обоснована стремлением к достоверности. Взаимоотношения персонажей построены на материалах из их дневников и писем, поэтому вариант ответа – это часто выбор той или иной точки зрения на ситуацию.
Для создания сценария команде пришлось разобрать пять дневников участников экспедиции и изучить около десяти научных работ, посвященных экспедиции и ее участникам.

"Характер и мысли персонажей основаны на исторических документах, письмах и дневниках. В ряде случаев в уста героев вложили их собственные цитаты, написанные ими в своих письмах и дневниках"

Артем Буфтяк
Артем Буфтяк
Редактор центра инновационной журналистики МИА "Россия сегодня"
В "Кругосветке Надежды" восемь основных и несколько второстепенных озвученных персонажей. Среди героев можно узнать голоса знакомые по фильмам, сериалам, мультфильмам, театральным постановкам и даже мюзиклам.
Ради максимальной аутентичности для озвучки обрусевшего японца Дзенроку-Киселева команда привлекла урождённого японца, который с семнадцати лет живёт в России. Это позволило получить максимально реалистичный акцент у персонажа. Помимо русского языка, пользователь может выбрать английский или китайский. Такая возможность сильно расширила целевую аудиторию проекта.
В итоге появился уникальный в своём жанре продукт, который сочетает современные технологии, журналистское расследование и историческую достоверность.
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала